российское информационное агентство 18+

Все новости Нового Дня

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Пятница, 5 декабря 2025, 06:25 мск

Новости, Кратко, Популярное, Тюмень, Ямал, Югра

«Мы забытые люди на большой свалке»: авторы жалобы Бастрыкину показали ямальскую деревню без воды и еды

Ямальская древня Тадебя-Яха, жители которой попросили помощи у главы СКР Александра Бастрыкина, юридически ликвидирована ещё год назад. Прошлой осенью власти Тазовского района сообщали, что там никто не живёт: в населённом пункте нет зарегистрированных жителей и оформленной собственности, нет магазинов, аптек, нет объектов ЖКХ. Коренные жители, по данным чиновников, используют сараи только для временного проживания.

Однако, судя по обращению ямальцев в Следком, в деревне продолжают жить люди – 15 человек.

Сейчас населённый пункт, по словам сельчан, похож на большую промышленную свалку – вокруг разбросаны ёмкости из-под топлива, повсюду старые балки, развалившиеся сараи, ржавые металлические предметы, сгнившие брёвна. «Мы забытые люди на этой большой свалке», – описывает ситуацию в деревне Тадебя-Яха автор видео. Съёмки размещены в соцсетях Следкома РФ. Промышленный мусор остался от компаний, которые работали в деревне в период освоения месторождений.

Люди живут в приспособленных вагончиках и контейнерах, используя печки-буржуйки. Воду они берут из реки, но из-за ухудшения качества воды теперь её приходится «таскать издалека». Как сообщается в заявлении на имя главы СКР, в таком положении оказались пять семей. Идти людям, по их словам, некуда – иного жилья у них нет. Авторы видеообращения просят предоставить им квартиры в посёлке Тазовский (это административный центр района), так как там учатся их дети.

«Мы устно обращались к главе администрации, к Виктору Климентьевичу Югаю, летом этого года. И он нам сказал, что ваша очередь тундровая не движется, и бесполезно к нам ходить. И так каждый год слышим от наших властей одно и то же», – говорится в обращении.

Накануне Следком сообщил, что глава СКР Александр Бастрыкин дал поручение возбудить уголовное дело по факту нарушения прав семей из Тадебя-Яха. Квалификация дела не раскрывается.

Учитывая, что деревню по документам ликвидировали ещё год назад, непонятно, почему не решён вопрос с жителями.

Обновлено в 17:00. Добавлен комментарий администрации Тазовского района.

В администрации Тазовского района пояснили, что сейчас в бывшей деревне проживают кочевые жители, сараи они используют, как временное место пребывания – официально жить в них нельзя.

«В районе бывшей деревни Тадебе-Яха проживают пять семей, все члены семей имеют статус ТОЖ, получают кочевые выплаты, пользуются мерами поддержки (материальные средства, миниэлектростанции, бензопилы, аптечки, спутниковая связь, топливные дрова и другие товары национального спроса, а также компенсационные выплаты и выплаты на приобретение ГСМ для электростанций)»,– рассказали чиновники в ответ на запрос агентства «Новый День».

Там добавили, что все семьи имеют официальную регистрацию в сёлах Гыда, Антипаюта либо посёлке Тазовский, стоят в очереди на улучшение жилищных условий по месту регистрации.

Власти района также сообщают, что балки и сараи в деревне нельзя использовать в качестве жилья. «Имеющиеся строения остались со времён проведения геологических работ, они не могут быть использованы гражданами ввиду их непригодности для проживания. Представители коренных малочисленных народов Севера, имеющие статус ТОЖ (ведущие традиционный образ жизни), могут располагать временные стоянки и стойбища на любой удобной территории в пределах мест кочевий и территорий традиционного хозяйствования, независимо от близости населённых пунктов», – добавили в администрации.

Там уверили, что специалисты профильного управления всегда на связи с тундровиками и готовы оказать содействие в любом вопросе.

Важный момент: если кочевые жители заселяются в маневренный фонд, во временное жильё, они могут потерять статус ямальцев, ведущих традиционный образ жизни. Возможно, это останавливает сельчан из несуществующй деревни вести быт в старых балках.

Выходит, что домов и жителей на бумаге нет, но на деле они всё-таки есть.

Депутат думы Тазовского района Илья Яндо объясняет: люди в деревне живут так уже много лет, перед распутицей они завозят провиант, запасаются лекарствами и всем необходимым. Неподалёку есть предприятие, от которого в старые балки сельчан поступает электричество. Критической ситуации с продуктами, по его словам, нет: их привозят каслающие оленеводы или вертолётчики, площадка которых есть неподалёку. Однако жилищная проблема действительно существует: многие оставшиеся в деревне жители стоят в очереди на жильё, и она двигается очень медленно.

«Жители подобных поселений (а их в Тазовском районе несколько) обращаются в думу с жилищными вопросами – чтобы мы помогли составить обращение, подготовить документы. Мы всегда это делаем, помогаем. Но есть и другая сторона вопроса: жители таких де-юре ликвидированных, но всё ещё существующих населённых пунктов привыкли жить в тундре и им нравится такой образ жизни. Они ловят рыбу, собирают ягоды, имеют родственников, которые каслают. И, даже если они получат квартиру, то всё равно будут возвращаться в эти домики-сараи, – говорит депутат. – Это, конечно, не отменяет того, что людям должны предоставить полагающееся им жильё».

Тазовский район, Наталья Ефремова

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2025, РИА «Новый День»

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

Голосование на сайте

Вы доверяете мессенджеру МАХ?

Голосовать!

В рубриках