Тюмень. Губернатор Тюменской области Сергей Собянин не рад затеянной Кремлем реформе власти, – пишет в среду газета «Ведомости». По его подсчетам, более чем четырехкратного роста доходов его региона не хватит для финансирования новых полномочий, которые области придется исполнять на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов с 2005 года. Впрочем, чиновники Минфина и округов уверены, что Собянин прибедняется.
В распоряжении «Ведомостей» оказались копии писем губернатора Тюменской области Сергея Собянина министру финансов Алексею Кудрину, повествующих о сложной финансовой ситуации, в которой окажется бюджет области после вступления в действие с 2005 года нового закона об основах организации региональных органов власти. В соответствии со статьей 26.6 этого закона автономные округа, входящие в состав областей и края, теряют большую часть своих полномочий и, соответственно, бюджетных доходов, необходимых для их выполнения. В частности, окружные власти впредь не будут руководить системами образования, здравоохранения и соцзащиты, не смогут строить дороги и пр., а окружные бюджеты перестанут пополняться отчислениями от федеральных налогов и федеральными субвенциями.
В состав Тюменской области входят богатые нефтью и газом Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Тюменский губернатор Собянин, готовясь расширить свои полномочия в округах, решил рассказать Кудрину о цене реформы.
Доходы Тюменской области в 2003 году составят около 20 млрд. рублей. Но в 2005 году область на собственной территории планирует собрать только 7,9 млрд. рублей доходов. Еще 3,3 млрд. рублей должны получить тюменские муниципалитеты. А с территорий двух округов тюменский бюджет планирует получить еще 60 млрд. рублей доходов от отчислений от федеральных налогов. В бюджет области также включены доходы югорских и ямальских муниципалитетов – 10 и 4,8 млрд. рублей соответственно. Таким образом, консолидированный бюджет области получит 87,3 млрд. рублй доходов. Ямалу в 2005 году тюменские финансисты насчитали 4,1 млрд. рублей доходов, а Югре – 9 млрд. рублей.
Собянин жалуется Кудрину, что выросшие доходы не покроют всех расходов области. Во-первых, в 2005 году самой Тюменской области не хватит 12–17 млрд. рублей. Во-вторых, совокупный дефицит бюджетов тюменских муниципалитетов составит 1,5–4 млрд. рублей. В-третьих, местным бюджетам Югры и Ямала не хватит 18–32 млрд. рублей. В-четвертых, отчисления от федеральных налогов не покроют расходов области на территориях округов – дефицит составит 4–13 млрд. рублей. Поэтому Собянин предупреждает Кудрина, что области может понадобиться до 92,5 млрд. рублй дополнительных средств, и просит учесть это при подготовке изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы.
Связаться с руководством области вчера не удалось. Были недоступны и руководители Ханты-Мансийского округа. По официальным данным, консолидированный бюджет Тюменской области 2003 года составляет около 20 млрд. рублей, а бюджет Югры – 49,8 млрд. рублей.
Замначальника департамента финансов администрации Ямало-Ненецкого округа Олег Скориков сообщил «Ведомостям», что консолидированный бюджет Ямала в этом году составляет около 43 млрд. рублей. Но, по прогнозу Скорикова, с учетом предстоящего перераспределения налогов между уровнями бюджетной системы, в частности выпадения у регионов доходов от НДПИ и налога на прибыль, к 2005 году бюджет округа может уменьшиться приблизительно до 8–9 млрд. рублей, даже если бы отчисления от федеральных налогов не уходили из области. А один из высокопоставленных чиновников ямальской администрации заявил, что «Тюмень напрасно жалуется в Минфин, поскольку свой дефицит она явно сможет покрывать за счет округов».
Руководитель департамента бюджетной политики Минфина Алексей Лавров узнал о письмах Собянина от «Ведомостей» и удивился расчетам тюменцев. Лавров предполагает, что они «схитрили» и рассчитали сумму своих будущих расходов, руководствуясь не фактическими нормами финансирования, а записанными на бумаге. «Например, закон о ветеранах фактически финансируется на одну десятую, – говорит чиновник. – Но в дальнейшем такие законы будут финансироваться только в той пропорции, которую регионы выдерживают сейчас». По словам Лаврова, округам оставлено немного расходных полномочий и поэтому собственных доходных источников у них останется два – налог на имущество организаций и налог на игорный бизнес. «Это было сделано для того, чтобы стимулировать процесс слияния округов с областями», – добавляет участник рабочей группы по выработке поправок в Бюджетный кодекс, эксперт Института экономики переходного периода Илья Трунин.
«Ведомости»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».