Эксперты: новейший российский лайнер составит конкуренцию Airbus и Boeing Если данные по эффективности окажутся на высоте
Эксперты дали оценки произведению корпорации «Иркут», разработчики которой презентовали новейший среднемагистральный самолет – первую в постсоветское время разработку. Российский лайнер готов потеснить на рынке лидеров отрасли – Boeing Co. и Airbus Group SE.
Разработка узкофюзеляжного МC-21 обошлась России в $3,5 млрд. Его первый полет запланирован на конец текущего года, а коммерческие поставки лайнеров – на конец 2018 года. Каждый самолет обойдется заказчикам от 85 до 90 млн долларов.
По словам президента ОАК Юрия Слюсаря, российские власти продолжат поддерживать данный проект – в этом деле будут использованы уже зарекомендовавшие себя механизмы: субсидирование ставок по кредитам, гарантирование остаточной стоимости самолетов, экспортное финансирование. Также государство выделит средства на проведение испытаний нового лайнера.
Ка отметил глава «Иркута» Олег Демченко, цель предприятия – до 2035 года занять 5-10% мирового рынка среднемагистральных судов. «Я уверен, что он будет востребован на глобальном рынке», – сказал он.
Однако, эксперты полагают, что на сегодняшний день ОАК не слишком удается расширить присутствие за пределами бывшего Советского Союза. Все 175 твердых заказов на МС-21 поступили от российских компаний. На Superjet 100 нашлось девять покупателей, но только два из них за пределами СНГ – мексиканская Interjet и ирландская СityJet, которая получила эти самолеты в июне.
По мнению Олега Пантелева, руководителя аналитической службы агентства «Авиапорт», репутация «Иркута» – производителя истребителей – поможет в продвижении МС-21 на мировом рынке. Он считает, что на успех стоит рассчитывать, в первую очередь, в странах, которые закупали у данного предприятия военную авиатехнику. Он отметил, что и производитель, и правительство постарались учесть ошибки, допущенные в проекте Superjet, поэтому сейчас уделяют большое внимание послепродажному обслуживанию и сервисной инфраструктуре, пишет Finanz.ru
Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Федор Борисов полагает, что мировому авиапрому брошен вызов: «В течение очень долгого времени мы могли предложить на рынок только продукцию в сегменте региональных самолетов, здесь мы бросаем вызов «большой двойке» – компаниям Airbus и Boeing», пишет «Коммерсант».
Эксперт назвал новый лайнер «ладным и очень приятным». Борисов считает, что возможности по сервису, которыми обладает самолет, «в принципе выше конкурентов». «Если данные по эффективности окажутся на высоте, на уровне, то у самолета есть хорошие перспективы на рынке. Особенно, если сейчас у нас доминирует экономика издержек, сейчас у нас основная ориентация потребителя на цену, эта тенденция – не вечная, рано или поздно снова произойдет возврат к требованиям качества. И в этом отношении как раз в это удачное время судьба МС-21, или как он будет называться в дальнейшем, может оказаться очень удачной», – сказал эксперт.
Он считает, что российская разработка составит конкуренцию Airbus и Boeing, так как у МC-21 более широкий фюзеляж и шире кресла, что обеспечивает комфорт пассажирам. Кроме того, использование современных композитных материалов облегчает лайнер, следовательно, уменьшает расход топлива.
В свою очередь руководитель Росавиации Александр Нерадько отметил, что для вхождения «в прямую честную конкуренцию продукт должен получиться очень качественным», а значит, для этого государству необходимо «продолжать оказывать поддержку, протекционизм» столь высокотехнологичному и капиталоемкому проекту, «поскольку частные инвестиции здесь никак не помогут». Российский премьер Дмитрий Медведев заявил, что страна продолжит обновлять парк гражданской авиации. Он сказал, что РФ не должна выйти из «высшей лиги» стран-производителей
Как писал «Новый День», в МС-21 по желанию заказчика могут быть установлены два типа двигателей: PW1400G (Pratt & Whitney), либо ПД-14 от российской Объединенной двигателестроительной корпорации, расход топлива у которых на 15-20% ниже, чем у эксплуатируемых сегодня аналогов. Кроме того, благодаря использованию новых двигателей шум в пассажирском салоне снизится в 4 раза. Отметим, что ПД-14 станут устанавливать и на других перспективные российские гражданские и транспортные самолеты.
Между тем, по данным издания, работы над МС-21 шли с затруднениями. Так, в прошлом году американцы отказались от поставок композитных материалов для крыла, из-за чего проект «подвис». Однако конструкторы нашли замену – в производстве крыльев используют отечественные материалы. В целом же при производстве МС-21 используется до 50% российских комплектующих, а в дальнейшем их уровень может дойти до 60%. Сейчас идет работа по замещению импортных материалов и систем в конструкции самолета отечественными аналогами.
Самолет обойдется покупателю в $85-90 млн. Он способен совершать полеты на дальность до 6400 км. Таким образом лайнер составит конкуренцию Boeing 737 и Airbus A320. Отметим также, что по мнению наблюдателей, репутация «Иркута» – производителя истребителей – поможет в продвижении МС-21 на мировом рынке
Научно-производственная корпорация «Иркут» – интегрированная компания, обеспечивающая весь цикл работ по проектированию, производству, реализации и послепродажному обслуживанию авиационной техники военного и гражданского назначения. Входит в состав Объединённой авиастроительной корпорации. Основная продукция корпорации: многоцелевые истребители Су-30СМ и Су-30МК; учебно-боевые самолёты нового поколения Як-130; самолёт первоначального обучения Як-152; компоненты для пассажирских самолётов семейства A320. Основной производственной площадкой корпорации является Иркутский авиационный завод.
Иркутск, Москва, Иван Гридин
© 2016, РИА «Новый День»