В июне Законодательному Собранию Челябинской области будет предложено утвердить обновленную стратегическую концепцию развития области до 2020 года. «Генератором» идей выступил местный Минэкономразвития, который аккуратно собрал предвыборные манифестации президентов, а также чиновников рангом пониже, и уложил в программу. Не мудрствуя лукаво, ведомственные аналитики просто перевели пожелания в форму долженствования. Президент сказал – расставим над приоритетами четыре «и», так и пишем: к указанному сроку прекрасная четверка чудесным образом преобразит экономику Южного Урала. И никакой «отсебятины». Строго в соответствии с федеральными планами. Однако чего в этих долгосрочных стратегиях не оказалось, так это реальных проблем, с которыми региональной экономике придется иметь дело в ближайшее десятилетие. Ситуацию комментирует эксперт фонда «Реалити» Андрей Воронов:
«Для начала отметим, что суть любого стратегического прогнозирования в том и состоит, чтобы попытаться угадать вызовы времени и найти упреждающие ответы. Проблемная подоплека позволяет оценить существующие угрозы и простроить адекватную перспективу. Анализ – это прикладная функция, и никакой другой опосредованной пользы для экономики она не представляет.
Другое дело политика низкосортного манипулятивного образца. Власти часто стремятся выдавать желаемое за действительное, поэтому сфера прогнозирования абберируется сиюминутными запросами. Хотя, с профессиональной точки зрения, подобным прогнозам грош цена, зато они несказанно хороши в целях пропаганды, поскольку правильно оттеняют «неоценимый вклад» вышестоящего руководства. Стоит ли удивляться, что, к примеру, доклад вице-губернатора Юрия Клепова по поводу долгосрочного развития чуть ли не на треть состоял из отсылок на «ЦУ» начальников (Медведев, Путин, Латышев, Сумин), тогда как гораздо целесообразней было бы апеллировать к мнению местного предпринимательского или, скажем, ученого сообщества.
В результате идеи, даже хорошие, формализуются и превращаются в гладкие бессмысленные формулы времен партийно-хозяйственного управления. Не спасает даже обновленный лексикон. Попробуйте угадать, что вкладывают областные чиновники в понятия «инновационный бизнес» или «инновационное развитие»? Ни за что не поймете. У них это нечто среднее между «суперсовременный» и «мегакрутой», и удостаиваются этого эпитета по мере необходимости любые направления и проекты абсолютно произвольно. К сожалению реальные «инновации» на южноуральской экономической почве до сих пор крайне редки, и само определение поэтому не может сыскать соответствующего объекта приложения. Немалую роль в этом, кстати говоря, играют условия «бетонной» стабильности, сильно подморозившей предпринимательскую инициативу. Вывести абсолютно новый продукт на рынок, изменив при этом не только спрос, но и социальные представления – задача не для слабонервных. Бетон, как известно, крошится, а не гнется.
Южноуральские чиновники предлагает освежить стратегию развития области семью совершенно разнородными задачами: увеличением продолжительности жизни населения; формированием среднего класса за счёт развития малого предпринимательства; ростом производительности труда; взаимодействием области с госкорпорациями; реализацией проекта «Урал промышленный – Урал полярный»; созданием зон опережающего развития и точек роста муниципальных образований. Разнородность, видимо, объясняется прямой компилятивностью материала. За последнее время лидеры нации к предыдущим приоритетам добавили несколько новых, а отсюда возникла необходимость ответной чиновничьей реакции. Странно, конечно, что рост производительности труда или продолжительность жизни в прежнюю стратегию не входили, ну да поправить никогда не поздно.
Важнее другое: с точки зрения перспективного планирования на десятилетие и дальше уместнее было бы говорить об общих принципах существования экономики, которые смогли бы обеспечить выполнение этих важных, но второстепенных задач. Например, продолжительность жизни и формирование среднего класса – это проблемы качества жизни, которого невозможно будет добиться без роста производительности, но для этого необходимо создать условия нормальной работы экономики. Какие?
Во-первых, должны появиться четкие правила игры, которые исключили бы бюрократический произвол и коррупционные связки. Предприниматели должны иметь дело с законами, а не чиновниками.
Во-вторых, необходимо уменьшать присутствие государства (т.е. чиновника) в экономике, тогда как все последние годы мы двигались в прямо противоположном направлении.
В-третьих, нужно сворачивать деятельность госкорпораций, ФГУПов, МУПов и прочих чиновничьих контор, обеспечивающих свою деятельность за государственный счет. Экономику также необходимо демонополизировать.
Ну и, конечно, необходимо прекращать практику бюджетного субсидирования всего и вся – одного из самых мощных источников разгона инфляции. Отдельным пунктом могут быть прописаны правила контроля над расходованием бюджетных средств, хотя прокуратура в это дело посильную лепту уже внесла.
Ничего из этого в долгосрочный план развития южноуральской экономики, к сожалению, не вошло. Мы видим странную смесь из «интермодальных логистических центров в городе Троицке, сельскохозяйственных и металлургических зон, а также туристско-рекреационных территорий». В чем смысл выделения этих «точек роста» в отдельные группы – совершенно непонятно!
Металлургия, в принципе, неплохо себя чувствовала и без инициатив областного правительства. Также несложно спрогнозировать и то, что к 2020 году она останется ведущим сектором региональной экономики. Сельское хозяйство, по уверениям чиновников, без всякого особого статуса, уже сейчас поглощает огромные дотации, что никак не меняет положение сельчан в целом. Здесь, очевидно, следует вести речь не о «точечных» воздействиях, а о полной смене принципов областной аграрной политики. Туризм? Но главной проблемой в развитии этого сектора является избыточное влияние со стороны чиновников, а не наоборот. Именно здесь в полной мере проявляют себя пресловутые административные барьеры. Неужели кто-то питает иллюзии, что чиновники откажутся от них по собственной инициативе?
Особенно умиляет забота о создании «среднего» класса. Ведь «средний» – он и есть «средний»! Каким критерием обладает относительная величина? Верно, относительным. Средний класс существует уже сейчас, просто он мало отвечает общеевропейским стандартам. Что предлагается? Нагулять жирок до соответствующей кондиции благодаря предпринимательской деятельности. Однако, вот что интересно, основу этого слоя на Западе составляют отнюдь не только бизнесмены средней руки, но врачи, учителя, госслужащие. Иными словами эта страта описывается не единственным критерием дохода, но также и определенными интеллектуальными запросами, самооценкой и уверенностью в завтрашнем дне. Сформировать ее специально с помощью постановления или декрета невозможно. Тем более удивительно, что такая задача артикулируется как приоритетная. Дескать, экономическая стабильность есть, а среднего класса нет. Непорядок!
Проблема, увы, в том, что, не желая придерживаться общих правил, мы все время стремимся стимулировать рост за счет искусственных территориальных, зональных, отраслевых и прочих приоритетов. Мы никак не хотим отказаться от «чудодейственного» механизма перекрестного субсидирования, перекладывая средства из сфер доходных в убыточные. Над нами до сих пор довлеет призрак планового хозяйствования с извечной фигурой господина «регулятора» в сером пиджаке. Главное, что нужно держать в уме, закладывая подобные программы, это то, что при отсутствии подлинных социальных инноваций, мы не открываем дорогу будущему, а консервируем настоящее. Причем, в довольно не свежем виде.
Челябинск. Другие новости 09.06.08
Екатеринбург: после утреннего наблюдения за взлетом и посадкой самолетов, четыре человека получили травмы (ФОТО). / Русские националисты объединились и вооружились фаллоимитаторами. «Румолы» испытали новую силу на себе. / В международный день донора по Челябинской области будет курсировать «донорский» вагон. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2008, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».