8 сентября отмечается Международный день грамотности, учрежденный Организацией Объединенных Наций. На сегодняшний день количество грамотных людей в мире достигает 4 миллиардов. Однако более 860 миллионов взрослых не умеют ни читать, ни писать, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. Существует и другая проблема: бесчисленное множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира, который становится все более сложным. Россия в этом плане – не исключение. В последнее время все чаще поднимается вопрос о недостаточном уровне школьного и профессионального образования. Одновременно отмечается снижение элементарной грамотности жителей России. Довольно невысокие результаты по родному языку показывают даже русские, не говоря уже о представителях других национальностей.
Напомним, в текущем году выпускники российских школ получили на экзамене по русскому языку среднюю оценку 56,4 балла, набрав 34 первичных балла из 60 возможных. Иными словами они смогли справиться лишь 57% экзаменационной работы. Южноуральцы набрали на 2 балла больше. По мнению педагогов, педагоги признают, что одна из главных причин – плохое преподавание. Учителя вынуждены брать большие нагрузки, следовательно, отдельному ученику внимания уделяется меньше. Ученики могут рассчитывать только на помощь репетиторов.
В целом отмечается очень невысокий уровень практической грамотности выпускников: они путают частицы НЕ и НИ, затрудняются выбрать слитное и раздельное написание слов разных частей речи, не могут определить средства связи придаточных предложений с главным, подчинительные способы связи, вид односоставных предложений.
Кроме того, бывшие школьники, в основном, не умеют комментировать проблему исходного текста, комментарии подменяются обильным цитированием, многие ставят знак равенства между лирическим героем и автором произведения. Кроме того, используемые учениками в рассуждениях аргументы примитивны и свидетельствуют о невысоком уровне их общего развития.
Проблемы с грамотностью начинаются уже в начальной школе. Так, анализ работ выпускников четвертых классов челябинских школ показал, что у детей слабая фонетическая подготовка, не сформирован навык правописания падежных окончаний имён прилагательных и слов с непроизносимыми согласными. «Хромает» знание темы «Глагол», отмечается слабый уровень по таким категориям как категоризация и образный синтез. Напомним, понятийная категоризация заключается в умении оперировать классами, а не отдельными объектами. Образный синтез – это способность к формированию общего представления на основе разрозненной, отрывочной информации.
Челябинск, Светлана Намская
Челябинск. Другие новости 07.09.09
«Единую Россию» обвинили в партийном перевороте в селе Хомутинино. / Челябинские и миасские дети наиболее часто страдают от недостатка йода в пище. / Четыре экономических мифа Эдуарда Росселя – спецпроект РИА «Новый Регион». Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2009, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».