Аппарат уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области опубликовал заключение по результатам проверок Челябинской муниципальной школы-интерната №13, воспитанников которой за плохое поведение лечили аминазином в психиатрической клинике.
Напомним, в мае 2011 года прокуратура Челябинской области выдала предписание в адрес детского омбудсмена, требуя устранить нарушения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних. Аналогичный документ поступил и в министерство здравоохранения региона. Это произошло после проверки специальной коррекционной школы-интерната №13 для детей-сирот в Челябинске. Надзорный орган выявил в учреждение грубые нарушения закона. Так, сироты помещались в психиатрические стационары в качестве наказания за различные проступки: например, 15-летнюю воспитанницу решено было госпитализировать на лечение за прогул урока. Девушка с диагнозом «легкое когнитивное расстройство» находилась в больнице почти 2 месяца, здесь ее лечили нейролептиком – аминазином. С аналогичным диагнозом в стационаре находились более 40 воспитанников интерната, уличенные в прогулах, токсикомании. Вместо профилактической работы руководство школы закрывало трудных подростков в психбольнице.
Как сообщили «Новому Региону» в аппарате уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области, по итогам выданного представления решением минздрава были созданы две специальные комиссии. Их члены проанализировали истории болезней сирот, находившихся на лечении. В результате специалисты не обнаружили нарушений в действиях персонала больницы. Затем была организована независимая комиссия в составе детского омбудсмена и ряда авторитетных экспертов. Последние также пришли к выводу, что в действиях сотрудников интерната и лечебного учреждения не было нарушений: дети имели показания для такого рода лечения. Члены комиссии установили, что все пациенты имеют отклонения в психическом состоянии, преимущественно поведенческого характера. Что касается применения аминазина, эксперты постановили, что данный препарат используется при психических заболеваниях и разрешен к применению у детей с 3 лет.
Однако позже в адрес уполномоченного, областной прокуратуры и минздрава поступило письмо от «Гражданской комиссии по правам человека», в котором сообщалось, что аминазин является высокотоксичным препаратом и вызывает тяжелые побочные осложнения. В странах ЕС применение данного нейролептика прекращено с середины 1990-х годов из-за высокой нейротоксичности и большого числа побочных эффектов. Несмотря на появление новых, более безопасных аналогов, лекарство продолжают широко применять в российской медицинской практике.
В аппарате уполномоченного подчеркивают, что в 2005 году Россия присоединилась к Европейскому плану действий в области психического здоровья, согласно которому помещение в психиатрический стационар должно проводиться в исключительных случаях. Между тем, в челябинском интернате психиатрическая помощь подросткам оказывалась только в виде лечения и психокоррекционных мероприятий в стационаре. Специалисты отмечают отсутствие в учреждении психотропных препаратов в достаточном количестве. Также здесь нет среднего медперсонала, подготовленного для наблюдения за детьми, получающими такую терапию. Отмечается и неукомлектованность штата школы психологами: 1 специалист вместо 3-х. Сами дети рассказали, что относятся к помещению в психиатрический стационар как к наказанию.
На основании данных выводов уполномоченный считает, что причиной сложившейся ситуации в интернате №13 стала недооценка изменения контингента воспитанников: из 139 осмотренных детей всем был поставлен психиатрический диагноз. Аналогичная ситуация складывается и в других социальных учреждениях: например, в магнитогорской школе-интернате «Семья» в 2010 году в стационар психиатрической областной больницы было направлено 88 воспитанников, в 2011 году – 70.
В результате проделанной работы детский омбудсмен подготовила заключение, в котором рекомендует министерствам образования, соцотношений и здравоохранения рассмотреть возможность увеличить число ставок педагогов-психологов в учреждениях для детей-сирот из расчета 1 специалист на 8-10 человек. Также рекомендуется организовать системное обучение работников подобных учреждений. Кроме того, рекомендуется расширить общественный контроль за соблюдением прав детей при оказании им психиатрической помощи, в частности, сформировать общественные и попечительские советы в интернатах и стационарах. Сообщается, что при некоторых детдомах такие советы уже существуют. Министерству здравоохранения предлагается разработать проект целевой программы «Охрана психического здоровья детей и подростков Челябинской области на 2012-2016 годы». Также рекомендуется инициировать клинические исследования препарата «Аминазин» и поставить вопрос о его замене на более безопасные и современные. Минсоцотношений предложено активизировать программы устройства детей-сирот в приемные и опекунские семьи.
Данное заключение направлено губернатору Челябинской области, региональному прокурору, в министерства здравоохранения, социальных отношений Челябинской области, а также уполномоченному при Президенте по правам ребенка Павлу Астахову.
Челябинск, Алла Александрова
Челябинск. Другие новости 12.01.12
В Озерске придумали, как защитить здания от уличных художников. / В Челябинске возрождается фестиваль кино. / В Челябинске сменился глава Центрального района. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2012, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».