Челябинск, Февраль 02 (Новый День – Новый Регион, Вера Владимирова) – Прошел всего месяц объявленного властью года литературы, а уже нестерпимо хочется, чтобы эта календарная пытка чиновной творческой инициативой поскорее закончилась.
Во-первых, режет глаз появляющийся с частотой 25-го кадра на всех телеканалах трехголовый логотип проекта, выполненный некими дизайнерами (очевидно, не безвозмездно) то ли в духе «Головы профессора Доуэля» (но в кубе) Александра Беляева, то ли как римейк набившего оскомину советским гражданам трех поколений барельефа «Идеология коммунизма» (эту чугуняку с 1930-х годов отливал наш каслинский завод – на прямоугольной пластине со срезанными углами и рельефным краем были изображены профили голов четырех главных идеологов коммунизма, слева – направо: К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И. Ленин и И.В. Сталин, не говоря уж о том, что каменные, бронзовые и прочие классики коммунизма, от которых в 60-е «отрезали» голову «вождя всех народов» «украшали» фасады многих зданий буквально всех городов СССР), слева – направо: отчего-то белый Пушкин (вроде предки из Эфиопии, или это какая другая глубокая метафора?), голубой – уж не нет ли злого умысла? – Гоголь и, что совсем уж ни в какие ворота, – красная Анна Андреевна. Глядя на этот литературный олимп цвета российского флага, мой приятель припомнил « Соло» Довлатова «на ундервуде», когда он рассказывает про свой разговор с литератором Анатолием Найманом :
Оказались мы в районе новостроек. Стекло, бетон, однообразные дома. Я говорю Найману: – Уверен, что Пушкин не согласился бы жить в этом мерзком районе. Найман отвечает: – Пушкин не согласился бы жить... в этом году
Нет сомнения, что и в нашем провозглашенном году прозы и поэзии Александр Сергеевич, содрогнувшись от пошлости многих «датских» мероприятий, отказался бы прожить хоть день.
Во-вторых, уже просто пугает «инициатива на местах», пока еще лишь отчасти проявленная в виде, например, грибоедовского бала от библиотекарей и литературного календаря и сопровождающих его роликов, как говаривала фрекен Бок, от «телевизионных деятелей искусств». Собственно, именно о творении местного ТВ и хотелось бы слегка позлословить. Слегка, потому что ничего не попишешь – изменить (в лучшую сторону) ситуацию на творческом «рынке» можно лишь, постоянно придумывая и осуществляя всевозможные идеи – от ординарных до блестящих, от чужих, но преобразованных, до собственных…
Этот календарь, идея коего не нова – вместо лица классика, рожденного в этот месяц (иногда месяц связан с творческим событием в жизни поэта или драматурга), зрители видят его «ожившего» стараниями гримеров двойника, – считают своей творческой удачей, ну, если не сотрудники, то уж точно руководство одного из челябинских каналов, созданного и функционирующего, если не ошибаюсь, на деньги налогоплательщиков. Что вызывает справедливое недоумение, почему «литературных» персон года «в образе» представляют не уважаемые ученые, доктора, учителя, инженеры, художники, литераторы и прочие представители интеллигенции и трудящихся, а исключительно чиновники и «владельцы бизнеса»? Отвечая на этот, в общем-то, риторический вопрос – причины выбора всем посвященным ясны, а непосвященных и расстраивать не стоит – руководство может лишь процитировать отсутствующего (и слава богу) в их шедевре классика: «нет ответа...» Но о цитатах гениев, размещенных внизу листка календаря, что, по словам все того же руководства, должны быть актуальны и сегодня, и, разыскивая их, коллектив проекта, якобы, перерыл тома авторов – чуть позже. Сейчас о лицах и характерах. И голосах! Ведь в роликах почти каждый, как писал другой упущенный каналом классик («поройтесь в томах», чтобы установить какой, для подсказки даже имя назову – Владимир Владимирович), вяло рвет безобразной речью, произнося – СВОЮ – бессмертную строчку.
Вот написала о голосах и вспомнила рассказ коллеги, что прилетел перед новогодними праздниками в командировку в Екатеринбург, да так там и завис, подхватив жесточайшую простуду. И вот в бреду и многодневном недомогании он, «листая каналы», попал на новогодний огонек тамошних телепроизводителей, где песни распевали местные горе-политики и чиновники. «Я просто не мог оторваться, – делился впечатлениями мой знакомый,– от этой ярмарки тщеславия и апофигея собственной значимости, в которых купались взрослые люди. Они были даже не смешны, а жалки в демонстрации своих амбиций, не подкрепленных даже малой толикой, выражаясь современным новоязом «компетенций», не говоря уж о таланте или намеке на одаренность. Только один из них выглядел вполне пристойно, но, увы, горячечная память не сохранила его благородного имени».
Короче, чиновники и бизнесмены, возможно, во всех регионах ведут себя одинаково: почувствовав себя состоятельными во всех смыслах, они не видят ничего зазорного в том, чтобы замахнуться на Вильяма нашего Шекспира и представить свой «замах» широкому зрителю, непременно ожидая оваций и похвалы. Ну, что ж, сами соглашаются или даже настаивают на участии в сомнительных авантюрах – пусть и получают, хоть изредка, «Похвалу глупости» на пару со всеми творцами современного отечественного, и провинциального, в том числе, телешабаша.
«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*
Итак, открываем календарь на картиночке – Январь. Честно говоря, я ожидала увидеть на январской странице 2015 не «певца русской деревни», а совсем напротив – аристократа (и духа тоже) – поэта и дипломата, музыканта и композитора, а также юриста Александра Грибоедова – ведь ему в январе отмечают 220-летний юбилей… Но деревня так деревня, нечего из великих выбирать, кто более матери истории ценен. Да и трудно представить, кто бы из местной, с позволения сказать, элиты рискнул произнести грибоедовское сакраментальное «Служить бы рад, прислуживаться тошно…» – тут, конечно, авторы идеи подстраховались, и кто за это бросит в них камень?!
Только вот выбранный на замену «Грибоеду» испитой и надрывный образ Есенина как-то не вяжется со спокойствием его двойника. Хотя, возможно, строчку, что произносит «за» Сергея Александровича региональный начальник культуры, последний прочувствовал всем сердцем, возвращаясь из Сочи в родной Челябинск:
« Я скажу не надо рая,
Дайте родину мою…»
Мой приятель – ну, тот что, подзадержался в Екатеринбурге, когда я закончила пересказ увиденного ролика, сопровождавшего январскую картинку в календаре, тут же ернически спросил: «А дальше что – Есенин лезет в петлю?» Я живо представила себе этот телесюр: местный культурный министр в роли то ли убитого, то ли повесившегося русского поэта, после фразы «не надо рая, дайте родину мою» – кончает жизнь самоубийством… Эрдман с его культовым «Самоубийцей» нервно курит в сторонке…
Честно говоря, и дальнейшее « изучение» классики по этому страннейшему литературному путеводителю, только усиливает оторопь, сменяющуюся раздражением, ну, в лучшем случае, психосмешком.
Март. Даже и не знаю, как политкорректно описать свое впечатление. Как-то так вышло, что Григорий Цукерман в роли Горького получился у создателей до чрезвычайности похожим не на сермяжный лик Алексея Пешкова, а на … Гитлера. Наверное, смешно предъявлять по этому поводу претензии двойнику – на этот раз «владельцу бизнеса», но с другой стороны – почему нет, понимал ведь во что ввязывается… Рекламации гримеру? На каком основании? Усы, зачес и конфигурация русопятого носа – те же, кондовость костюма прослеживается… А стержень Буревестника искусница из Камерного в душу коммерсанта вставить не может. Так же как не смогла она никакими бутафорскими ухищрениями из рафинированного директора своего театра «вылепить» образ потрясающего поэта и храброго офицера Михаила Лермонтова, а из очередного «владельца бизнеса» «вытащить» интеллигента Булгакова… Тут впору вспомнить цитату из пьесы Михаила Афанасьевича, что стала основой знаменитого гайдаевского фильма про парочку Иванов Васильевичей: «Ой, халтура! У того лицо умнее…» и крик Жоржа Милославского: «сдвинь брови!» тут вряд ли поможет.
В голову время от времени закрадывалась мысль, а кто бы из местных государевых людей, по внутреннему мужскому ( или женскому – в календаре есть и «дамские странички») наполнению мог соответствовать великим, хоть в малой степени? Наверное, образ Горького можно было «примерить» на Сергея Комякова – угадывается в нем нечто двусмысленное, что позволяет предположить, что он справился бы с ролью основателя союза советских писателей, который и про босяков со слезой сочинял, и виллу на Капри прикупил… А в «амплуа» Михаила Юрьевича вписывается – хоть как то!– все- таки честно отслуживший в армии (может, поэтому всегда с грустными глазами) Евгений Редин…
Но, по большому счету, был у нас лишь один политик, чья мужиковатость, хитроватость и определенный артистизм делали его похожим – как родного брата – на известного актера и литератора. Паренек из Санарки Петр Сумин был конгениален алтайскому крестьянину Василию Шукшину…
Что же касается литкалендаря, то довольно странно, что провинциальные журналисты не захотели сделать аутентичный «продукт» из « своих» писателей и поэтов. Заодно бы и выполнили какую-никакую просветительскую функцию, а не просто «прогнулись» перед властью и трошки заработали. Чем не герой проекта Дмитрий Бавильский – вот, премию Андрея Белого получил, если уж нужны регалии, хотя вполне достаточно и того, что человек много лет честно служит литературе во многих ипостасях. И к его творчеству, и к творчеству Константина Рубинского или Вячеслава Лютова можно относиться по- разному, но вот они – живые литераторы, южноуральцы по происхождению. Сложные, образованные люди «в самом расцвете сил».
Однако вернемся на странички календаря. Некоторые из них ранили в самое сердце. К примеру, цитата июня уж никак не исчерпывает творчество автора. А вот если бы креэйтеры реально «перерыли тома» (тем более, что их всего-то два) Ахматовой – ни разу не изменившей ни себе, ни читателям за прошедшие после революции 17-го почти полвека горестной жизни в советской стране, то непременно отыскали ее реально актуальные строки:
« Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был».
Другие, напротив, рассмешили. Вдруг, как чертик из табакерки – среди сонма « великих» русских – романтиков, лириков, и, как без этого, «знатоков человеческой души» – появляется пиндосс-пиндоссом, хоть и Нобелевский лауреат – Эрнест Хемингуэй. Чего вдруг? «Трубадуры режима», как изъяснялся причисленный к диссидентам Довлатов, не уяснили, что объявленный год литературы – это, по умолчанию, год ОТЕЧЕСТВЕННОЙ литературы, а не всяких там «клеветников России» (это уже «белый» Пушкин сформулировал)?! Или когда гримировали, а потом снимали ролик, еще не поступило ценное указание «оттуда»?! Ну , я понимаю, загримировали бы Косилова под Дюма – все-таки француз, эти «лягушатники» вроде не сильно «нас» пока критикуют… Но американец…
И конечно, под занавес года, в декабре Лейвиков-Чехов – «эта штучка будет», как написал про впечатление от романа Чернышевского «Что делать?» Владимир Ильич, «посильнее Фауста Гете»… Человек – антоним чеховского «в человеке все должно быть прекрасно». Хотя выбранная создателями календаря цитата из Антона Павловича – «каждый дурак (что-то так и тянет теледеятелей на цитаты про дураков – и у Лермонтова цитатку из «Героя нашего времени» про дураков выискали, и у Чехова – уж не считают ли себя исключительно не-дураками?!) может справиться с кризисом, что нам дается труднее, как это повседневная жизнь» из уст Марка Гершевича вполне может стать рефреном новостей про кризис на Златоустовском метзаводе, что Лейвиков «замутил» почти 20 лет назад, и который стал кошмарной повседневностью златоустовских металлургов.
И под конец своего брюзжания не могу не напомнить авторам телекалендаря, да и всем нам – зрителям или участникам этого творческого ширпотреба цитату из чеховского «Ионыча» – как диагноз их деятельности на литературную тему:
–Если самые талантливые люди в городе так бездарны, то каков же должен быть сам город?!
Эпилог
Пока столичные и нестоличные деятели проводили балы и выпускали разного рода помпезные поделки, приуроченные к официальному году литературы, в Москве сгорела библиотека ИНИОН – одна из самых продвинутых библиотек страны, где хранились и, благодаря грамотно составленному каталогу, были легко доступны уникальные книги и документы , каких нет ни в Ленинке, ни в Исторической библиотеке . Оно, конечно, во времена, когда православные попы начинают цензурировать учебники по истории, а глава государства решает, использовать писателям ненормативную лексику или « обойтись», кому нужна «научная информация по общественным наукам»?! Библиотека пострадала не в результате форс-мажора – к ее зданию страшно и опасно подходить было давно. Конечно, академическая братия плачет не из-за стен, оплакивают их содержимое. Все ведь власть предержащие уже забыли слова Дмитрия Лихачева (да и самого академика- подвижника отечественного просвещения), что цивилизацию и культурную сущность человечества нельзя уничтожить, пока есть книги и их дома – библиотеки – самые верные спутники литераторов и их фанатов-читателей.
Челябинск. Другие новости 02.02.15
Жители Старокамышинска превратят больную рощу в экопарк. А властям все равно. / В Челябинске «жертвам» маршрутных войн хотят вернуть работу. / В России собираются штрафовать чрезмерно жадных торговцев. Читать дальше
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2015, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».