российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Пятница, 26 апреля 2024, 13:31 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы

Архив
Апрельские реминисценции: Наденька К. и Скарлетт Йоханссон, Ленин и Ильич, обер-вешатель и желто-синие черти Авторская колонка Марины Краенко

22 апреля ежегодно – дитя совка!– вспоминаю про Ленина: вбили дату в голову навсегда, даже склероз, наверное, с нею не справится. Нет, конечно, знаю – но чётко после «дня варенья» Ильича – что 22 апреля родился английский судья и сатирик, один из основоположников реалистического романа и создатель первого лондонского полицейского подразделения «ищейки с Боу-Стрит» Генри Филдинг, чей «кирпич» – « История Тома Джонса, найденыша» – просто объедение, а не чтение. Знаю, что и мировая музыкальная знаменитость (нашего – гомельско-ялтинского «разлива») Иегуди Менухин и «отец атомной бомбы» Роберт Оппенгеймер – астральные близнецы Ильича. И все ж первый в этом шорт-листе именинников – Ульянов- Ленин.

Во-первых, вспоминаю его, когда в апреле начинается череда субботников: кто не помнит про Ильича и бревно, что он нес (точнее уносил с Красной площади как мусор, оставшийся от баррикад юнкеров) вместе с курсантами или еще какими «товагищами» 1 мая 1920 года. Еще на ум неизменно приходят анекдоты «от папы» времен застоя:

В чем сходство и различие между субботниками 1920 и 1970года ? – Бревно то же, Ильич не тот.

Брежнев только взялся за бревно, как вдруг с того света нагрянул Ленин:

– Здгавствуйте, товагищи! Что тут у вас пгоисходит?

– Здравствуйте, Владимир Ильич! –отвечает Леонид Ильич, – это у нас коммунистический субботник.

– Как?! До сих пог в стгане газгуха?!!

Во-вторых, тоскую по риторике вождя мирового пролетариата всякий раз, когда в апреле с народом общается нынешний лидер нации: скучная необразная речь с солдафонским юморком типа «мочить в сортире» и пр., бесконечные «должен и должны» и ненавидимые словесниками «которые» и прочие штампы, штампы, штампы бюрократического кастрата, который чиновники полагают русским языком… То ли дело апрельские тезисы Ильича и остальные 55 томов его ППС – кратко, образно, остроумно, точно, страстно…

Страсть – вот чего было не отнять у этого стопроцентного политика, а также талантливого литератора, и, в гораздо меньшей степени, философа, абсолютно заслуженно имевшего гимназическую «пятерку» по родному языку. По «датскому» поводу предлагаю вспомнить некоторые цитаты классика социал- демократической мысли рубежа XIX– XX веков. Кто сказал, что его мысли и поднимаемые темы неактуальны?!

Начнем с любимых мною – о религии и церкви. Отмечу, что Ильич однозначно относился к представителям церкви – любой, как к приспособленцам. А он «предмет» критики знал – по «закону божию» у Володи Ульянова также было отлично.

Лидера большевиков не интересовали сложные вопросы богословия или мистики, в отличие от Сталина он не пытался использовать религиозные аргументы для укрепления собственной власти, но, напротив, протестовал протии возможного превращения себя в «безвредную икону». В этом смысле Ильич всей своей жизнью подтвердил знаменитые строчки из письма к Горькому (то был ответ на конкретную внутрипартийную дискуссию, но отношение к религиозной вере как к чему-то пустяковому, а к Церкви как к реакционному у ВИ никогда не менялось):

«Богооискательство отличается от богостроительства или богосозидательства или боготворчества и т. п. ничуть не больше, чем желтый черт отличается от черта синего (ну, как тут не вспомнить недавнюю историю о раскраске в синий и желтый цвет бюста вождя из местного мавзолея – прим. авт) . Говорить о богоискательстве не для того, чтобы высказаться против всяких чертей и богов, против всякого идейного труположства (всякий боженька есть труположство – будь это самый чистенький, идеальный, не искомый, а построяемый боженька, все равно),– а для предпочтения синего черта желтому, это во сто раз хуже, чем не говорить совсем».

А с каким драйвом великого гуманиста В. И. Ленин указывает на лицемерие христианской заповеди «любви к ближнему»: «Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие». Опираясь на многочисленные исторические факты, а также на современные ему политические события, В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что религия является видом «духовной сивухи», «средством закабаления трудящихся масс». «Все современные религии и церкви, – писал он в статье «Об отношении рабочей партии к религии», – все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса».

А Ленинские высказывания о браке!

«Свобода развода означает не «распад» семейных связей, а, напротив, укрепление их на единственно возможных и устойчивых в цивилизованном обществе демократических основаниях».

«К сожалению, еще по адресу многих наших товарищей можно сказать: «поскребите коммуниста – и вы найдете филистера». Конечно, скрести нужно чувствительное место, – его психику в отношении женщины. Существует ли более наглядное доказательство этому, чем-то, что мужчины спокойно смотрят, как женщины изнашиваются на мелкой работе, однообразной, изнуряющей и поглощающей время и силы, работе в домашнем хозяйстве; на то, как их кругозор при этом сужается, ум тускнеет, биение сердца становится вялым, воля слабой? Я говорю, конечно, не о буржуазных дамах, которые сваливают все домашние работы, включая уход за детьми, на наемных людей. То, что я говорю, относится к огромному большинству женщин, в том числе и к женам рабочих, даже если эти жены целый день проводят на фабрике и зарабатывают сами. Очень многие мужья, даже из пролетариев, думают о том, как сильно они могут облегчить тяготы и заботы жены или даже совсем снять их с нее, если бы захотели помочь в «женской работе». Но нет, ведь это же противно «праву и достоинству мужа». Он требует, чтобы у него был отдых и комфорт. Домашняя жизнь женщины – это ежедневное принесение себя в жертву в тысячах ничтожных мелочей. Старое право господства мужа продолжает жить в скрытом виде... отсталость женщины, отсутствие у нее понимания революционных идеалов мужа ослабляет его бодрость и решимость в борьбе. Это есть те крохотные черви, которые незаметно, медленно, но верно подтачивают и грызут. Я знаю жизнь рабочих – и не только по книгам. Наша коммунистическая работа среди женских масс, наша политическая работа включает в себя значительный кусок воспитательной работы среди мужчин. Мы должны вытравить старую рабовладельческую точку зрения до последних мельчайших корней ее и в партии, и в массах».

А вот так – как об «обер-вешателе, погромщике, который подготовил себя к министерской деятельности истязанием крестьян…» писал Ленин в статье «Столыпин и революция» (октябрь 1911г.) о личности и деятельности кумира нынешних властей (с недавних пор и наших «домотканых», то есть региональных законодателей) – Петра Аркадьевича.

Ильич полагал, что Столыпин умело прикрывал свою деятельность «лоском и фразой, позой и жестами, подделанными под «европейские». Характеризуя же государственную деятельность Столыпина, отмечал, что он «пытался в старые мехи влить новое вино, старое самодержавие переделать в буржуазную монархию, и крах столыпинской политики есть крах царизма на этом полезном, последнем мыслимом для царизма пути».

А как нагло, но емко он формулировал свои эстетические взгляды – прелесть! Из воспоминаний Клары Цеткин о ленинских словах, произнесенных в дружеской беседе, за чашкой кофе с чаем: «Я не в силах считать произведения экспрессионизма, футуризма, кубизма и прочих «измов» высшим проявлением художественного гения».

И кто скажет, что суждение Ильича о захламлении родного языка неточно: «Русский язык мы портим. Иностранные слова употребляем без надобности. Употребляем их неправильно. К чему говорить «дефекты», когда можно сказать недочеты, или недостатки, или пробелы?.. Не пора ли нам объявить войну употреблению иностранных слов без надобности?»

Его же излюбленное – «Формально правильно, а по сути издевательство» – из доклада о продналоге – можно буквально каждый день использовать в качестве комментария по поводу малограмотных действий и бездействий всех властей. Ленинские же строки: «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов», – нужно срочно издать как памятку отечественному избирателю.

«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*

А теперь о цитате, ошибочно приписываемой Ленину – про приснопамятную кухарку. Вот точная ленинская формулировка из статьи 17-го года «Удержат ли большевики государственную власть?»: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами, и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту…»

Вариант «Любая кухарка может управлять государством», приписываемый Ильичу, ему не принадлежит, хотя бесконечно используется при критике социализма и советской власти. Как видите, Ленин имел в виду принципиально иное: даже кухарка как представитель широких масс трудящихся должна учиться управлять государством, должна быть вовлечена в государственное управление. Ошибка же полузнаек связано с наложением на их подвижное сознание строк Маяковского из поэмы «Владимир Ильич Ленин»:

Дорожка скатертью! Мы и кухарку каждую выучим управлять государством!

А вот известные слова Ленина «учиться, учиться и учиться» – из его работы «Попятное направление русской социал-демократии», написанной в конце 1899 и опубликованной в 1924 году в журнале «Пролетарская революция», а вовсе не из выступления перед молодежью:

«В то время, как образованное общество теряет интерес к честной, нелегальной литературе, среди рабочих растет страстное стремление к знанию и к социализму, среди рабочих выделяются настоящие герои, которые – несмотря на безобразную обстановку своей жизни, несмотря на отупляющую каторжную работу на фабрике, – находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, «рабочую интеллигенцию».

Возможно, Ленин использовал фразу А.П. Чехова из произведения «Моя жизнь (рассказ провинциала)» , впервые опубликованного в 1896 г.:

«Учиться нам нужно, учиться и учиться, а с глубокими

общественными течениями погодим: мы еще не доросли до них и, по совести, ничего в них не понимаем».

Похожее повторение было сделано в статье «Лучше меньше, да лучше» от 23-го года – тоже вот даже название классное – активное, интригующее и так

по-русски.

Думаю, что от этой ленинианы вы уже порядком подустали, поэтому на сладкое – никакой философии и политики, ни капли социализма и эмпириокритицизма – одно лишь чистое современное искусство, точнее, тот его род или вид, что, по Ильичу, является для нас «важнейшим».

Ну, так вот. Одна из успешных российских драматургинь- режиссерш решила к списку своих творческих побед добавить кино про, как пели в одной из советских детских(!) песенок , «любимую подругу Ильича» – Надежду Константиновну Крупскую. По некоторым причинам, связанным с относительно недавними счастливыми матримониальными изменениями в жизни этой дамы, в средствах на «фильму» она не ограничена. И потому на роль юной Наденьки решила пригласить – и замахнемся! – Скарлетт Йоханссон. Вот вы зря ухмыляетесь. Сравните – и поймете, что молодой Владимир Ульянов имел себе очень даже ничего вкус.

Наденька-то ведь не только была мила, еще и образованна – бестужевка. И непритязательна – никаких запросов в плане шляпок-булавок и прочей «бакалеи», и покладиста. А уж работяща – с 14 лет зарабатывала…

Ну, а если вас интересует, кто намечается на роль Н. К. в зрелости и глубже – это один из осколков графских развалин клана Толстых – писательница ТТ. Это, конечно, если все срастется, и писательница согласится.

Москва, Марина Краенко

Москва. Другие новости 22.04.15

В администрации Карабаша проходят обыски. / Южноуральцы перешли на «хлеб и воду»: покупают только самое необходимое. / Житель Челябинска едва не отравил городскую систему водоотведения ртутью. Читать дальше

* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2015, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках