Саткинские чиновники третий год пытаются убедить ребенка, что жить лучше с матерью и отчимом, чем с вырастившей девочку бабушкой.
Как передает корреспондент РИА «Новый День», в 2014 году в Саткинский городской суд поступило заявление бабушки школьницы об установлении порядка общения с внучкой.
Дело в том, что до семи лет ребенок жил у бабушки со стороны матери. В это время мама, по словам адвоката семьи, пыталась устроить личную жизнь в другом городе. Наконец, во второй раз выйдя замуж, женщина решила забрать дочь. Девочке такой крутой поворот не понравился: большую часть своей пока еще короткой жизни она жила с бабушкой, и именно ее и деда считала своей настоящей семьей. Об этом, кстати, свидетельствуют и результаты психиатро-психологической экспертизы, проведенной специалистами в Златоусте. Психологи пришли к выводу, что ни семью мамы с отчимом, ни семью отца и его второй жены девочка не считает родными. Родная для нее – семья бабушки и дедушки, признали специалисты, отдельно подчеркнув, что никакого давления с целью получения подобного результата на ребенка не оказывалось.
Однако, несмотря ни на что, мать решила забрать дочь в свою новую семью – с отчимом (к слову, лишенным родительских прав в отношении детей от предыдущего брака) и двумя маленькими братьями. Все же попытки бабушки увидеться с внучкой пресекались на корню. Это и побудило жительницу Сатки обратиться в суд.
Суд разрешил женщине встречаться с внучкой в выходные дни. Однако для дочери саткинки и это постановление осталось пустой бумажкой: перед женщиной по-прежнему закрывали дверь, не давая видеться с ребенком. Не помогли даже судебные приставы. В один же из визитов на бабушку набросился муж дочери, за что получил условный срок.
Лишь в 2015 году, попав в больницу с приступом диабетической комы, внучка смогла рассказать бабушке, как ей живется в новой семье. Даже написала на тетрадном листочке, попросив никому эту записку не показывать – настолько она боялась. «От того, что она мне рассказала, у меня, честно говоря, волосы дыбом встали, – рассказывает адвокат Татьяна Путинцева. – У нее есть два брата, одному 5 лет, другому – 3 года. И у них для каждого висит ремень – по возрасту». По заявлению девочки возбудили уголовное дело в отношении ее матери. Однако расследование было прекращено, так как доказательства вины были лишь косвенными и основывались только на словах ребенка.
Но были и другие последствия переезда девочки к матери. Ребенок стал хуже учиться. И не удивительно: девочка редко посещала школу. Оказывается, мать устроилась на работу в цветочный магазин. График там – сутки через сутки, и пока женщина была на работе, девочка, которой в 2016 году ей исполнилось 12 лет, следила за малышами. Почему этим не мог заняться нигде официально не работающий отчим – неизвестно.
Между тем, бабушка обратилась в суд уже с другим заявлением – об ограничении родительских прав матери и отца ребенка и установлении опеки над ним со стороны бабушки. Следует отметить, что с августа прошлого года девочка живет у бабушки. Однако ее законным представителем считается мать. Она и получает пенсию девочки по инвалидности (около 16 тысяч рублей) и алименты от отца (порядка 7 тысяч в месяц). Бабушка утверждает, что с того момента, как она забрала ребенка в августе к себе, внучка ни копейки из этих денег не видела. Зато, оказавшись в комфортной для себя атмосфере, начала подтягиваться по учебе. И если в 2015 году училась на одни «тройки», то в новом учебном году стала «ударницей».
Но после недавней выписки из больницы школьница вновь оказалась в семье матери. «Ее просто обманули, – рассказывает Татьяна Путинцева. – Специалисты решили, что забрать девочку из больницы должна мать как ее законный представитель. И, привезя в Сатку, в присутствии органов опеки и попечительства передать ее непосредственно бабушке. Но девочку начали уговаривать: ты должна ехать с мамой, а мама там отдаст тебя бабушке. Девочка несколько раз переспросила: точно отдаст? Да, заверили ее. Но мать увезла ребенка к себе домой. В один из выходных дней девочка пошла в аптеку за инсулином и сбежала. С тех пор она живет у бабушки».
Но всего этого оказалось недостаточно ни суду, ни чиновникам отдела опеки. Последние, по словам Татьяны Путинцевой, совершенно отказались идти на контакт с бабушкой и ее представителями. Они не раз заявляли, что у ребенка нет права решать, с кем ей жить. Подобную же позицию высказала и одна из сотрудниц уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области во время встречи с конфликтующими сторонами.
Официальная позиция детского омбудсмена несколько иная. Уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Ирина Буторина заявила РИА «Новый День», что ее структура будет действовать строго в интересах ребенка. Правда, от дальнейших комментариев уклонилась. Не стали комментировать ситуацию и в аппарате уполномоченного по правам человека в Челябинской области, куда бабушка внучки обратилась с заявлением. Хотя Маргарита Павлова, еще в статусе детского омбудсмена уже пыталась разобраться в конфликте.
В итоге 15 февраля Саткинский городской суд вынес решение по этому делу: инстанция не нашла оснований для ограничения родительских прав матери и отца девочки.
На этом, правда, история не закончилась. В начале прошедшей недели в Сатку приезжали медиаторы из аппарата по правам ребенка в регионе. И на встрече с ними было решено, что девочка останется жить с бабушкой. Однако на следующий день после встречи отчим попытался выкрасть ребенка из школы. При этом столь усердствовал, что у девочки выступили синяки. В ситуацию вмешались педагоги, и теперь в отношении мужчины возбуждено уголовное дело. А в пятницу, 3 марта, бабушка девочки получила письмо из управления социальной защиты населения Сатки, отправленное 2 марта. В письме, подготовленном, если верить указанной в нем дате, еще 15 февраля, женщину предупреждают, что она нарушает закон и удерживает ребенка. А также требуют вернуть девочку ее законному представителю – то есть матери.
«Новый День – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*
Правда, мать уже, похоже, не горит желанием видеть свою дочку. «Бабушка рассказала, что матери приостановили выплату пенсии девочки, – сообщила Татьяна Путинцева. – Она позвонила в управление соцзащиты, чтобы выяснить – почему. И заявила чиновникам, что уже не хочет видеть свою дочь, она ей не нужна». Однако возвращать девочке ее вещи и лекарства женщина, похоже, не собирается.
«Все «пекутся» о ребенке, а фактически ситуация осталась прежней, – говорит депутат собрания Саткинского муниципального района Наталья Мошкина. – Меня, знаете, что поражает? Прошло уже две недели – мать инсулин так и не отдала. Все заботятся о девочке, но только на словах».
Увы, выяснить причины жгучего желания местных чиновников заставить ребенка вернуться в семью, которой девочка боится, РИА «Новый День» не удалось. В отделе семьи управления соцзащиты лишь сообщили, что семья матери стоит у них на учете в качестве малообеспеченной. А в отделе опеки и попечительства и вовсе отказались давать комментарии, посоветовав обратиться к начальнику управления Нине Харитоновой. Однако каждый раз, когда корреспонденту РИА «Новый День» удавалось дозвониться до приемной Нины Владимировны, ее секретарь сообщала, что чиновницы нет на месте.
Челябинск, Виктор Елисеев
Челябинск. Другие новости 10.03.17
10 марта ожидаются следующие события – Челябинск. / На челябинца, едва не зарезавшего врача скорой помощи, завели уголовное дело. / В Чебаркуле разыскивают цыгана, лишившего беременную подругу почки. Читать дальше
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2017, РИА «Новый День»