Художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин встревожен постоянными попытками различных «активистов» влиять на людей искусства и театра. Говоря о появляющихся то и дело новостях об очередной попытке запретить какой-либо спектакль или закрыть выставку, он охарактеризовал такие действия как «совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали, и вообще всяческими, так сказать, благими и высокими словами: «патриотизм», «Родина» и «высокая нравственность»». «Словами о нравственности, Родине и народе, и патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели», – сказал Райкин, выступая 24 октября на VII съезде Союза театральных деятелей России. Запись его речи выложена в фейсбуке* Ассоциации театральных критиков.
Отдельно Райкин выразил обеспокоенность тем, что власть «странно нейтральна» и «дистанцируется» от какой-либо реакции на действия «всех этих оскорбленных якобы людей». Худрук «Сатирикона» напомнил о худших проявлениях цензуры советских времен, указав, что сейчас «наши начальники непосредственные» разговаривают с людьми искусства «таким лексиконом сталинским, такими сталинскими установками, что просто ушам своим не веришь». Райкин добавил, что власть должна «помогать искусству», а не пытаться им управлять.
Также худрук «Сатирикона» попенял коллегам по цеху за отсутствие цеховой солидарности. «К сожалению, мы сегодня очень разобщены, и хуже того – есть мерзкая манера клепать и ябедничать друг на друга. Папа меня другому учил, – отметил он. – А цеховая солидарность требует от нас не говорить о своей отрицательной оценке по отношению к тому или иному режиссеру, спектаклю, театру. Мы можем это сказать друг другу, но не выносить в печать и на телевидение».
Напомним, на прошлой неделе в Омске был отменен спектакль петербургского театра «Рок-опера» «Иисус Христос – суперзвезда». В Москве в сентября была закрыта первая в России фотовыставка «Джок Стерджес. Без смущения» с маркировкой 18+. Общественные «активисты» сочли выставку «пропагандой педофилии». В феврале депутат ЗакСа Петербурга Виталий Милонов заявил о намерении обратиться в прокуратуру с просьбой проверить спектакль «Сатирикона» «Все оттенки голубого», заявив о «пропаганде гомосексуализма».
Самая нашумевшая история последнего времени – скандал в Новосибирском оперном театре с постановкой оперы Вагнера «Тангейзер» режиссера Тимофея Кулябина. «Православные активисты» нашли в постановке оскорбление своих религиозных чувств, были возбуждены административные дела, директора театра уволили, оперу сняли с показа. В итоге суд прекратил административные дела в связи с отсутствием состава преступления.
Добавим, что скандалы с «обратным знаком» – тоже не редкость в последнее время. Так, в Петербурге в июне при участии федеральных чиновников (Владимира Мединского и Сергея Иванова) была с большой помпой открыта мемориальная доска финскому маршалу Карлу Маннергейму. Всего через три месяца доску пришлось снять: ее несколько раз обливали краской, пытались прострелить, просверлить, порубить топором. Акты вандализма осуществляли активисты, заявлявшие о том, что Маннергейм был пособником Гитлера, в том числе одним из организаторов блокады Ленинграда, и никакой «памяти» о нем в Петербурге быть не должно.
В Орле, также с большой помпой, был на прошлой неделе установлен памятник Ивану Грозному. Здесь также нашлись «активисты», заявлявшие, что Иван IV был жестоким палачом и памятников такому историческому деятелю в России быть не должно.
Народный артист России Константин Райкин – сын актера и руководителя Ленинградского театра миниатюр Аркадия Райкина. С 1988 года возглавляет московский театр «Сатирикон».
Москва, Зоя Березина
Москва. Другие новости 25.10.16
В Черном море обнаружили кладбище византийских и османских кораблей (ФОТО). / От «длинного» рубля до серебряных монет 2016 года: в Челябинске выставили напоказ деньги (ФОТО). / Шаля, Гари, Тугулым – «Ночь искусств» придет в самые отдаленные поселки области. Читать дальше
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2016, РИА «Новый День»