США ввели новые санкции: впервые они затронули газовую отрасль России, несмотря на неоднократные просьбы европейских стран воздержаться от этой меры. Под формальным поводом в черном списке оказалось Южно-Киринское газоконденсатное месторождение на шельфе Сахалина – потенциальный источник газа для СПГ-завода проекта «Сахалин-2». Все работы на месторождении планировались с использованием импортного оборудования, аналоги которого не производятся в РФ. В результате под угрозой оказалось сотрудничество «Газпрома» и Shell, а в перспективе – роль РФ на азиатском газовом рынке и западный проект Nord Stream-2 (очередная попытка избавиться от украинского газового транзита).
В санкционный список США впервые попал объект газовой отрасли РФ Южно-Киринское газоконденсатное месторождение на шельфе Охотского моря, которое входит в число блоков проекта «Газпрома» «Сахалин-3».
Санкции в отношении газового месторождения были введены под формальным предлогом – на Южно-Киринское Вашингтон распространил ограничения на добычу трудноизвлекаемой нефти, нефти в Арктике и на шельфе на глубине свыше 150 метров. По данным американского правительственного вестника Federal Register, власти США сослались на сообщения об имеющихся на этом месторождении значительных запасах нефти. При этом значительных доказанных запасов нефти на Южно-Киринском нет. Там числится лишь 6 млн тонн нефти по С1 и С2 при 636 млрд кубометров газа по С1 и С2 и 97 млн тонн конденсата. Коэффициент извлечения нефти на месторождении – 0,1%, что исключает масштабную добычу. «Коммерсант» предполагает, что формальный повод Вашингтону дало недавнее заявление главы Минэнерго РФ Александра Новака, объявившего, что запасы нефти на этом участке шельфа составляют до 464 миллионов тонн, но при этом опустившего сведения о технических и экономических ограничениях на ее добычу.
Неосторожное заявление российского министра дало США повод обратить санкционный механизм против газовой отрасли РФ, формально этого не делая. Таким способом Вашингтон обошел собственные условия санкций и избежал возражений со стороны европейских стран, тесно связанных в газовом вопросе с Россией.
Санкции распространяются на конечных потребителей, таким образом, под ударом оказался газовый сектор и «Газпром» как покупатель оборудования для освоения Южно-Киринского. Европейские страны при обсуждении санкций с Вашингтоном очень настаивали на том, чтобы газовая сфера не была затронута, поскольку опасались, что это может вызвать ответные меры Москвы. Теперь этот рубеж перейден.
Санкции в отношении этого месторождения запрещают экспорт оборудования для «Газпрома» – техники для подводного бурения, аналогов которой нет в России. Это грозит остановкой освоения Южно-Киринского. Пока на месторождении шесть разведочных скважин. Дальнейшая разработка месторождения из-за больших глубин со сложной ледовой обстановкой должна была вестись с помощью подводных комплексов добычи производства американской компании FMC Technologies. Оборудование этой компании уже используется на соседнем Кирпинском месторождении. Аналоги производят американские компании Cameron и GE Subsea а также норвежская Aker.
Месторождение планировалось запустить в 2019 году с выходом на пиковую добычу газа в 16 млрд кубометров в 2023-2024 годах. Остановка разработки Южно-Киринского ставит под вопрос реализацию масштабного проекта «Газпрома» по расширению на 5 млн тонн СПГ-завода проекта «Сахалин-2». «Сахалин-3» должен был стать ресурсной базой для этой очереди завода. Если «Газпром» не сможет найти газ для третьей очереди «Сахалина-2» и откажется от его реализации, Штаты избавятся от конкурента на рынках СПГ в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Под угрозой оказалось и долгосрочное сотрудничество «Газпрома» с англо-голландской компанией Shell. Буквально несколько дней назад в Shell объявили, что ведут переговоры с Москвой по вхождению в проект «Сахалин-3» (четыре шельфовых блока в Охотском море – Киринский, Венинский, Айяшский и Восточно-Одоптинский). Кроме того, «Газпром» уже договорился о вхождении Shell в проект строительства новой очереди СПГ-завода проекта «Сахалин-2». 18 июня компании подписали меморандум о сотрудничестве на Сахалине.
Тогда же стороны договорились об участии Shell в чрезвычайно важном для «Газпрома» проекте экспортного газопровода Nord Stream-2 и глобальном обмене активами. Вхождение Shell в проект является ключевым для Nord Stream-2, а сама труба могла бы позволить «Газпрому» сделать то, что не удалось реалиховать с «Южным потоком» и «Турецким потоком»: технически избежать транзита газа через Украину. Теперь под угрозой и этот проект: точечными санкциями Вашингтон выбил почву из-под ног российской газовой отрасли как на азиатских рынках, так и на северо-западном направлении.
Москва – Вашингтон, Алексей Усов
Москва – Вашингтон. Другие новости 10.08.15
Свердловские лагеря оштрафовали на 2,5 миллиона за некачественные продукты и воду. / Уже 15 тысяч свердловчан – абонентов РИЦ платят за коммуналку через Интернет. / За полгода Роспотребнадзор арестовал 3 тонны санкционных продуктов. Читать дальше
© 2015, РИА «Новый День»