российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Четверг, 25 апреля 2024, 23:43 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, Интервью, Видео, Рабкрин

Архив
Инновации в школе. Интервью с заместителем начальника департамента образования Екатеринбурга Ольгой Бабченко

Инновации стали неотъемлемой частью современного общества, их необходимость подчеркивается во всех сферах жизни. И образование – не исключение. Напротив, для школ особенно важно внедрять инновации, быть в русле современных тенденций, приучать и детей и их родителей к тому, что сегодня без новых подходов в образовании не обойтись. Что же такое инновации в школе, кто их инициирует и каков результат этой деятельности – читайте в интервью с заместителем начальника департамента образования Екатеринбурга Ольгой Бабченко.

– Сегодня словом инновация принято называть очень многие процессы в самых разных сферах, в том числе в образовании. Что такое инновация в школах? Как ее понимают официально в департаменте образования?

– Инновация – это деятельность, которая отличается от текущего функционирования образовательного учреждения, которая направлена на развитие школы и решает задачи развития школы. Это то, что решает насущные проблемы школы каким-то новым способом. Это то, что даст новый образовательный или новый социальный эффект. Эффект у каждой школы будет свой, и это не всегда повышение уровня успеваемости учеников. Снижение уровня детской преступности – эффект, и для некоторых школ это важнее, чем оценки и текущая успеваемость. Уровень занятости детского населения – эффект. Приток кадров в школу – эффект.

– С раскрученными школами города понятно – здесь инновационным можно считать сам процесс образования. А что касается школ из отдаленных районов, с непростыми детьми – там тоже свои инновации?

– Да, конечно. Например, в Екатеринбурге с 2018 года реализуется сетевой проект «Эффективная школа». Он рассчитан именно на образовательные организации, которые работают в сложном социальном контексте. Это школы на окраине, где непростой контингент, либо это школы, в которые не идут дети. Это школы, где большая концентрация детей из неблагополучных семей, где большой процент иноязычных детей-мигрантов.

Для полиэтнических школ, в частности, сегодня отсутствует четко проработанная технология повышения результатов. И в каждом случае мы ищем индивидуальный подход. Мы оплачиваем учителям курсы по русскому языку как неродному, вводим в таких школах дополнительные ставки психологов, социальных педагогов, логопедов – потому что таких детей-инофонов надо вести не только с точки зрения учебы, но и адаптации. И в таких школах очень мощная воспитательная составляющая. Это чувствуется, когда мы приезжаем в такие школы. Там дети всегда хорошо одеты, у них вообще сформулировано понятие делового стиля. Они всегда уважительно относятся к взрослым, всегда и со всеми здороваются. В таких школах дружные музыкальные и танцевальные коллективы. Это, в том числе, обусловлено национальными культурными особенностями. И школы умеют превращать свои минусы – в плюсы. Показывают сильные стороны.
Из 16 школ-участниц «Эффективной школы» – семь по итогам учебного года дали положительный результат: повысилась успеваемость, лучше стали результаты ЕГЭ, не было повторных привлечений детей за преступления. Я считаю, что эффект от проекта есть. И мы продолжаем в этом году: 7 школ с положительной динамикой теперь выступают как наставники для других образовательных учреждений.

– А кто обычно выступает инициатором внедрения инноваций в школах? Сами школы или город?

– Условно можно разделить инновации в школах Екатеринбурга на несколько уровней. Самый первый – это внутришкольный. Школа может сама решить, что у нее есть какая-то конкретная проблема, и прямо сейчас надо бросить все силы на ее решение, на поиск методов, которые раньше не использовались. В этом случае департамент образования не вправе указывать – заниматься этим проектом или нет. Школа решает сама.
Второй уровень – когда школа становится муниципальной инновационной площадкой. Сегодня таких площадок в Екатеринбурге 19. И все они решают определенные задачи, которые приоритетны для многих школ города. Эти площадки отрабатывают механизмы, которые потом смогут использовать в своей работе другие учреждения образования – перенять опыт инновационных площадок.
Третий уровень – региональный. Таких площадок в Свердловской области 44. Это так называемые базовые учреждения образования.

И, наконец, федеральные инновационные проекты. Их сегодня много. Например, второй год у нас школы участвуют в программе «Билет в будущее», которая направлена на организацию работы со старшеклассниками по предпрофессиональной подготовке, по организации профессиональных проб, по изучению интересов ребенка. В этом году участвуют 13 тысяч детей Екатеринбурга, они заводят личный кабинет на сайте, накапливают там информацию о своих интересах и достижениях в разных областях. А в итоге специалисты, психологи, учителя подготовят для каждого рекомендации – в какой сфере ребенок в дальнейшем мог бы быть наиболее успешным.
Еще один проект «Школы РАН», в нем с 2019 года участвуют три школы Екатеринбурга. В эти школы будут приходить ученые академии наук, дети будут ходить на занятия в РАН. В итоге у детей должно сформироваться понимание – что такое наука сегодня, кто такие ученые (подробнее о проекте «Школы РАН» – читайте в спецпроекте "Инновации в образовании").

– Как школа может стать городской инновационной площадкой?

– У нас ежегодно проводится конкурс «Инновации в образовании», который носит заявительный характер. И любая школа может заявиться со своей темой. Если жюри одобрит проект, то школа получит статус муниципальной инновационной площадки, получит поддержку департамента и дополнительное финансирование.
В числе приоритетных задач в Екатеринбурге – поддержка развития инженерного мышления у школьников и цифровизация образования. Ведь мы должны готовить ребенка, который будет жить завтра. Поэтому выделяются средства на оборудование современных лабораторий, покупку техники в те школы, у которых есть потенциал для обучения детей современным технологиям.

Еще один приоритет – профессиональная ориентация. Школа должна предоставить ребенку возможность изучить себя, свои возможности, чтобы он мог иметь представление о своем будущем.
Поскольку процесс глобализации идет неумолимыми темпами, поддержку получают проекты, связанные с изучением иностранных языков, развитием международных связей.
Ну и, конечно, поддерживаем проекты, направленные на результативное образование. Мы не можем говорить сегодня об индивидуальном образовании: школы переполнены, в классах много учеников. Но педагог должен стремиться к тому, чтобы учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка в классе, оценивать его динамику и продвижение по достижению учебных целей, давать задания, исходя из особенностей ребенка.

Подробнее о том, какие школы в Екатеринбурге внедряют инновации, какие проекты реализуются сейчас – и гуманитарные и технические – читайте и смотрите на видео в нашем спецпроекте «Инновации в школе».

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2020, РИА «Новый День»

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках