Впрочем, это не так важно: по мнению наблюдателей, это можно считать показателем влияния уральских промышленников на экономические процессы в России. Ведь если о событиях, происходящих в Свердловской области, говорят даже в ближнем зарубежье, то значит, уральская промышленность действительно активно развивается, и это не «утки», запущенные журналистами. «Уральская жизнь» предлагает вниманию своих читателей статью Максима БАШКЕЕВА из газеты «Комсомольская правда» о том, какую реакцию в России и за рубежом вызвало создание Уральской горно-металлургической компании.
Чем ближе президентские выборы в России, тем активнее Запад высказывает свое отношение к тому, что происходит в нашей стране. Причем высказывания эти далеко не самые лестные. Возможно, это вызвано справедливыми опасениями, связанными со сменой политического курса в стране, а может быть, и с боязнью потерять большой карман, из которого выкачивались деньги.
В качестве примера можно привести развернувшуюся в Прибалтике кампанию по уличению Путина, основного кандидата на должность президента, в различных грехах. Фактически статьи в газетах и выступления по ТВ нагнетают антипутинскую истерию.
Так, в газете «Бизнес-шанс» 29 февраля была опубликована статья «Вслед за нефтью наложат лапу на металлы». По мнению автора статьи, в России всего месяц остался до возвращения тоталитарной системы управления, предвестником и проводником которой является не кто иной, как Владимир Путин. Именно Путин, бывший фээсбэшник, считает газета, уже начал делать все, чтобы снова подчинить государственному контролю все сферы экономики и политики в России. В качестве подтверждения верности этой теории проводится идея создания вертикально интегрированных структур в производстве, которые из-за своей масштабности «прозрачны» для государственного ока и легко управляются из единого центра, то бишь из Москвы. И такие структуры уже создаются, заявляет автор, – например, Уральская горно-металлургическая компания, в которую вошли почти все предприятия черной и цветной металлургии на Урале. При этом в тексте статьи упоминается некий уральский промышленник Павел Федулев, один из крупных акционеров УрГМК. Газета считает, что именно Федулев, прочно связанный с ФСБ, и является одним из дирижеров в этом оркестре, именно он выступает за объединение предприятий, которыми потом бы могло управлять не что иное, как ФСБ.
С одной стороны, опасения прибалтов относительно создания вертикально интегрированных структур понятны. Все же именно они были крупнейшими экспортерами глиноземов и редкоземов, не имея на своей территории предприятий черной и цветной металлургии. Фактически они выступали посредниками, используя свое территориальное положение. И создание единых производственных структур в России грозит им миллионными убытками.
Также можно добавить, что само по себе создание вертикально интегрированных структур не является каким-то показательно демократическим или же тоталитарным шагом, это чисто экономический шаг, не несущий никакой политической окраски. И нельзя делать политические выводы на основании подобных решений. И в США, и в Японии есть вертикально интегрированные компании, однако никто не упрекает эти страны в тоталитаризме, более того, именно Америка считается оплотом демократии в мире. И, по сути, намеренно обвиняя Путина в тоталитаризме, прибалты специально путают божий дар с яичницей, пытаясь хоть что-то отвоевать за последние месяцы.
В упомянутой статье гораздо больший интерес вызывают не экономические мотивы публикации, а версия о существовании заговора ФСБ. История этой версии насчитывает уже около 10 лет. Суть в следующем. Несколько лет Россия шла под четким контролем ФСБ, соответственно все стратегически важные отрасли приватизировались на доверенных лиц, которые бы в «смутное время» могли сохранить предприятие. И фактически до сих пор предприятия управляются через неких доверенных лиц, которые так или иначе имеют отношение к ФСБ.
Версия, хоть и не новая, но достаточно экзотичная и нуждается в проверке.
Директор «Уральской горно-металлургической компании» Андрей Козицын: «После создания вертикально интегрированных структур в России Прибалтика останется без работы. До недавнего времени страны Балтии, в частности Латвия, были крупнейшими экспортерами продуктов черной и цветной металлургии за рубеж. Эти страны не имеют своего металлургического производства, то есть весь продаваемый металл они вывозят из России. Создание структур и отработка схемы пошлин в России приведет к тому, что страны Прибалтики останутся без работы. Именно с этим связана антиуральская кампания в прибалтийской прессе».
Комментируя обвинения в тоталитаризме, Козицын привел в пример крупнейшего производителя цветного металла – финскую компанию «Оутокумпу», в которой, по словам директора «УрГМК», структура и взаимоотношения внутри холдинга еще жестче.
Министр госимущества Вениамин Голубицкий: «Антиуральская истерия в Прибалтике имеет явные экономические корни. Возникновение вертикально интегрированных промышленных холдингов повышает объем использования сырья внутри России, что напрямую противоречит интересам Прибалтики, которая вывозила сырье из России, в том числе и нелегально. Однако, использование отечественного сырья в России – это то, что делается в интересах нашего государства. Большое значение имеет и вопрос о месте уплаты налогов: прибалтам выгодно, чтобы налоговые поступления происходили в их бюджеты. В связи с этим критика создания вертикально интегрированных холдингов, таких как Уральская горно-металлургическая компания, защищает прозрачные экономические интересы стран Балтии».
Кроме того, Голубицкий назвал «любимыми песнями» прибалтов информацию относительно участия ФСБ в создании холдингов и сотрудничества с внутренними спецслужбами крупных промышленников, в частности Павла Федулева. Областной министр уверен, что именно правительство, а не ФСБ, руководит экономикой государства. «А если ФСБ и ведет какую-либо деятельность, то это связано с интересами государства, а не спецслужб», – сказал Голубицкий.
Директор Института философии и права Анатолий Гайда: «Истерия в прибалтийской прессе есть не что иное как попытка Прибалтики вернуться на западный рынок металлов. Поверить во все обвинения прибалтийской прессы невозможно хотя бы потому, что очевидны мотивы, которые движут авторами заказных статей. В годы перестройки Прибалтика, скупая контрабандой российский металл, очень активно продавала его на Запад. Не производя и не добывая ни одного грамма металла, Прибалтика в роли посредника сумела зарекомендовать себя крупнейшим поставщиком металла на Запад. Сейчас, когда Россия сумела устранить такого посредника, страны Прибалтики начали не совсем честную игру по дискриминации российских промышленников, стоящих на позициях усиления государственного контроля на предприятиях металлургического комплекса. Лишившись «золотой жилы», прибалты выдумали странную версию о работе уральского олигарха на внутреннюю и внешнюю разведку».
Лидер ОПС «Уралмаш» Александр Хабаров: «В Прибалтике разыгрывается очередная карта в конкурентной борьбе между интересами двух государственных элит. Развитие подобной кампании не означает ничего, кроме столкновения конкурентных интересов России и стран Балтии. Прибалтике выгодно выдвигать политические обвинения, для того чтобы сформировать на Западе выгодное им экономическое лобби. Однако России создание крупных промышленных холдингов, которые смогут мобилизовать отечественную промышленность, повысить собираемость налогов и обеспечить непрерывный производственный процесс, дает большие возможности и повышает шансы влияния на мировом рынке».
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2000, «Уральская жизнь»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».