российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Суббота, 27 апреля 2024, 10:05 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, Интервью, Видео, Рабкрин

Архив
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА – ОСНОВА ПОДЪЕМА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ПОВЫШЕНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Уважаемые участники Форума!

Сегодня в России проблема выработки стратегии перспективного развития, как никогда, находится под пристальным вниманием широкой общественности.

Спору нет, новая стратегия России нужна. С ней люди связывают свои надежды и ожидания кардинальных перемен. Работают несколько центров, сотни ученых, во всех средствах массовой информации только и говорится о стратегии экономического развития. Тематика нашего Форума – инновационное развитие производства, безусловно, актуальна. Пути решения этой проблемы должны стать составной частью стратегии российского общества. Но это далеко не все.

Россия ждет новых подходов и к государственному устройству, крупномасштабных инноваций в обществе. Именно инновационный прорыв и собственное творчество способны продвинуть реформы в России.

На наш взгляд, Президент может и должен определить национальную идею, обеспечить пути ее реализации.

Мне представляется и, думаю, участники Форума меня поддержат, что с позиций исторической ответственности и величия момента (переход из одного века в другой в сочетании с приходом к власти нового лидера страны) главной стратегической целью должно стать сбережение народов России как основы обеспечения национальной безопасности российского государства. И новый Президент России сможет обеспечить такой путь развития.

При этом программой действий государственной власти всех уровней должен стать не очередной документ преимущественно экономической направленности, а план сбережения народов России в самом прямом и глубоком смысле. Его сердцевиной должны стать мероприятия по инновациям в человека и в человеке. Это подразумевает не только материальное преуспевание, физическое здоровье и долголетие, но и нравственное, гармоничное соотношение духовного и материального начал.

Ориентирами плана сбережения народов России должны выступить – рост населения, долголетие, престижность образования, рост эффективности и результативности живого труда, профессионализм, качественное медицинское обслуживание и питание, здоровая окружающая среда, законность и порядок, возможность отдыха, духовное богатство.

Уверен, план сбережения народов России должен стать таким же ускорителем модернизации страны, как в свое время технический план ГОЭЛРО. Только таким образом можно вернуть России былую мощь.

При этом план оздоровления нации должен исходить не из стремления сбережения небольшой элитной группы населения, а повышения качества жизни всех жителей страны путем активизации внутренних финансовых, материальных, духовных резервов.

Надеюсь, я буду услышан, а вы меня поддержите, что особую лепту обязаны внести средства массовой информации и интеллигенция. Нужно разбудить в российском народе гордость, духовность, честолюбие. Убедить россиян, что поднимать страну – святой долг каждого гражданина, способного стоять у станка, пахать землю, учить детей, руководить предприятием. СМИ, интеллигенция способны оказать массовое воздействие на человеческое сознание, воодушевить, или наоборот, повергнуть в панику или апатию.

В то же время это не должно превратиться в прежний собесовский подход, позволяющий без лишних усилий жить безбедно. Иждивенчество, зависть и жадность необходимо преодолеть, им следует объявить борьбу. Только честный кропотливый труд должен стать нормой поведения, духовной ценностью общества. К сожалению, многое из этого мы растеряли. В условиях, когда во многих странах мира имеет место перепроизводство потребительских товаров, мы не можем обеспечить себя отечественной продукцией (питанием, лекарственными средствами, одеждой).

Это еще раз подчеркивает, что никакой экономический рост невозможен без человека, без его трудолюбия, патриотизма, без роста его благополучия, без условий для его развития.

Казалось бы, идея не нова. Она провозглашалась в нашей стране и при социализме. Однако реализована до конца не была. По-видимому, были выбраны не те приоритеты и механизмы достижения цели. Сложилось мощное централизованное государство с экстенсивно развивающейся экономикой во имя производства средств производства, где человеку сверху диктовали цели, задачи, условия развития. Это не способствовало достижению подлинного материального благополучия, морального и духовного равновесия, инициативы и самоутверждения граждан. Такой путь развития нашего общества себя исчерпал.

Не удалось создать благоприятные условия жизни людей и за последнее десятилетие реформ. Если честно признаться, такой задачи на уровне государства и не ставилось.

Что же происходит в России сейчас?

В результате погружения в омут стихийного рынка сложилась деформированная экономика, крайне нерациональная хозяйственная система с такими характерными чертами как: криминализация, натурализация, неликвидность, финансовая несостоятельность реального сектора, разрыв денежных и материальных потоков, все большая эксплуатация природных ресурсов. Государство крепко увязло в трясине внешних и внутренних долгов, неплатежей, политических распрей.

Значительно упал жизненный уровень, нарастает процесс депопуляции населения. За период с 1992 года естественная убыль населения России составила более 5 млн. человек. Критическая демографическая ситуация, негативные тенденции состояния здоровья населения, женщин и детей имеют очевидные социальные, экономические, геополитические последствия для будущего России и создают угрозу ее национальной безопасности.

Можно говорить о том, что демографический кризис в России перешел в стадию длительных, неблагоприятных демографических процессов. Резко снизилась доступность бесплатной медицинской помощи населению. Каждый третий россиянин находится за чертой бедности. Особенно в трудном положении находятся семьи, имеющие детей. В острую социальную проблему превратилась детская безнадзорность и беспризорность

Давайте посмотрим на производственно-техническую базу страны, которая с каждым годом все больше дряхлеет. Средняя степень износа оборудования в промышленности составляет около 68%. Только 5-6% предприятий ведут инновационную деятельность. На науку направляется мизерное количество средств, менее 1% ВВП. Это в 2,5 раза меньше, чем у нас в России тратилось 10 лет назад, и несоизмеримо меньше, чем в наиболее развитых странах.

Лозунг – «Стихия рынка выведет из кризиса» – заменял все разумные подходы к развитию человека.

В то же время человеческий потенциал был и остается главной составляющей национального богатства и основной движущей силой экономического роста. Другой альтернативы просто нет. Поэтому рыночные трансформации у нас должны включить в экономические преобразования человека, исходить из его потребностей, в первую очередь, таких как питание, одежда, жилище.

Не надо пугаться этой мысли, она присуща многим экономическим учениям и школам, через нее в той или иной мере прошли многие развитые страны мира, выходя из кризисов. К примеру, кейнсианство поставило во главу сбережения, инвестиции и спрос, занятость и предпринимательство, встроенность государства в управление.

Вспомним наших известных реформаторов – Витте и Столыпина, взявших курс на коренное преобразование российской экономики и русского общества в конце 19 – начале 20 веков, действовавших в аналогичных направлениях.

Если мы хотим строить развитое общество именно факторы, определяющие условия жизнедеятельности человека, должны выйти на первое место. На качество жизни людей должны быть направлены как научно-технический прогресс, так и развитие социальной инфраструктуры, законодательная база, наша идеология и общественная мораль. Это также является неотъемлемым атрибутом плана сбережения народов России.

Будет ли расти численность россиян, будут ли они здоровы и сыты, как они будут одеты, станет ли свободным рынок земли, развернется ли массовое жилищное строительство? На решение этих вопросов и должна быть нацелена как долгосрочная стратегия, так и повседневная государственная политика. Жесткий монетаризм – не наша национальная идея. Мы не должны следовать этим курсом, поскольку в полной мере убедились, что это тупиковый путь для России.

Экономическая эволюция многих государств мира показывает, что переход из кризиса в фазу устойчивого экономического роста происходит, как правило, за счет качественного обновления техники и технологий, квалификации кадров, повышения жизненного уровня.

Вспомним наш опыт – преобразования в России в первой половине ХХ века. Знаменитый план ГОЭЛРО выдвинул ее на передовые рубежи. Или период после Великой Отечественной войны, который ознаменовался неоспоримыми отечественными приоритетами в освоении атомной энергии и космического пространства. И каждый такой период сопровождался существенным улучшением благосостояния и ежегодным полутора- двухмиллионным ростом численности населения

Историю необходимо повторить. В России должны быть сформированы предпосылки для очередного экономического рывка. Следует использовать свой шанс, закрепить и качественно изменить начавшийся экономический рост. Ресурс девальвации истощается.

Теперь давайте посмотрим, что же происходит на самом деле.

И в этот момент как «удар ножа в спину» принимаются решения, способные вызвать новый виток роста цен и неизбежной очередной долларизации. Речь идет о тарифной политике РАО ЕЭС России, которое, не считаясь с мнением других отраслей и регионов, одномоментно значительно повышает тарифы на энергоносители. К чему это приведет – всем понятно: потере конкурентных преимуществ на внешнем рынке, росту неплатежей и параличу только-только оживляющегося внутреннего рынка, очередному испытанию для населения. С такой узковедомственной политикой мы не то, что догоним передовые государства, а можем реально оказаться в хвосте стран третьего мира. Этого допустить нельзя.

Нужны новые побудительные новации, причем дифференцированные как для разных групп предприятий, так и для различных слоев общества, городского и сельского населения. Одни интересы у среднего класса, другие потребности у слабозащищенных групп населения, особые запросы у богатых. Ко всем с единой меркой подходить нельзя. То же и в отношении предприятий.

Во-первых, вероятно, еще длительное время придется проводить взвешенную политику в отношении наших экспортно-сырьевых гигантов, являющихся основными налогоплательщиками бюджета.

Во-вторых, обозначилась весьма значительная группа предприятий, нашедших свое место в современных условиях. Это прибыльно работающие предприятия, ориентированные на внутренний рынок и наращивающие объемы производства. Их необходимо лишь перевести на инвестиционные рельсы.

В-третьих, по-видимому, пришла пора вывести из экономики группу неэффективно работающих предприятий.

Ну и, наконец, в-четвертых, всемерной государственной поддержки требует хотя пока немногочисленная, но самая перспективная группа предприятий, готовых к восприятию инноваций по так называемым прорывным технологиям. Они и станут локомотивами развития – базисом передовой экономики XXI века.

Какой же, исходя из этих предпосылок, представляется будущая модель России – великой державы в мировом сообществе?

Или мы отказались от этой цели? Думаю, что сидящие в этом зале были и остаются патриотами России и меня поддержат.

Основными чертами будущей России к 2015 году, на наш взгляд, должны стать:

– расширенное воспроизводство населения с положительными демографическими характеристиками;

– развивающаяся рыночная экономика с активной регулирующей ролью государства, опирающаяся на собственные производительные силы;

– высокопродуктивное сельское хозяйство, обеспечивающее население экологически чистыми продуктами питания;

– цивилизованная социальная среда, создающая условия для доступного и качественного образования, культуры, здорового образа жизни, предпринимательской активности и творческой инициативы, реальной системы социальных гарантий. Сформируется новый класс – носитель высокого интеллекта, созидатель собственного благополучия, проводник реформ и патриот страны, который будет ценить нравственные идеалы, устойчивость, порядок и сам являться фундаментом стабильности России;

– технически и технологически модернизирующаяся промышленность и производственная инфраструктура, бурное развитие информатики и телекоммуникаций, в основном, на базе отечественных инноваций с возрастающим уровнем выпуска конкурентоспособных потребительских товаров.

Я надеюсь наше представление совпадает с устремлениями значительной части участников Форума.

Основой стратегии подъема российской экономики должна быть задача возврата страны в обозримом будущем на передовые рубежи Европы и мира в экономической, научно-технической и политической сферах.

Прямо скажем – это высокая планка. Но ответственность за будущее России должна заставить нас, мобилизовав ресурсы, достичь этой высоты.

Исходя из этого, определяющими ценностями российского общества станут государственность, высокие нравственные идеалы, наука и образование, рациональное природопользование, конкурентоспособная экономика. Обратите внимание, это основные принципы плана сбережения народов России.

Правильно выбранный курс реформ и грамотная политика руководства страны, в конечном итоге, приведут к повышению инвестиционной активности, обновлению и модернизации предприятий. Это позволит за достаточно короткий срок восстановить докризисный уровень материального производства и доходов населения, создать условия для широкомасштабного жилищного строительства, активизировать предпринимательство.

Чтобы твердо двигаться в выбранном направлении, мы должны определить для себя целевые ориентиры. Осмелюсь назвать некоторые из них, хотя кое-кто может признать их амбициозными.

Это – устойчивый рост валового внутреннего продукта темпами 6-8% в год, повышение объемов промышленного производства ежегодно на 8-10%, рост инвестиций – не менее, чем на 15-20% в год, в том числе в наукоемкую промышленность и новые технологии – до 30-40%. При этом рост реальных доходов населения не должен быть ниже 10% в год.

Уверен, достижение таких установок возможно. Это реально подтверждают итоги 1999 года и текущие темпы развития.

Бесспорно, в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов и фактического состояния материально-технической базы производства достижение этих параметров не одномоментное дело, а трудный многошаговый процесс, что потребует определенного времени. Нужна кропотливая, ежечасная работа. Двигаться предстоит этапами, ставя на каждом из них определенные цели и задачи.

Уже на первоначальном этапе ставку нужно делать на ускоренный экономический рост. Это позволит обеспечить дополнительную занятость трудоспособного населения, стимулировать конкуренцию, и, в конечном итоге, повысить благосостояние людей. Не зря в свое время один из успешных реформаторов ХХ века Людвиг Эрхард пошел по этому пути. Но останавливаться на этом не следует, за этим нет будущего.

Поэтому важнейшая задача – начавшийся экономический рост из количества перевести в качество. Для этого нужно расшевелить внутренний рынок, в том числе за счет платежеспособного спроса населения, создать условия, при которых оказались бы востребованными эффективно работающие производственные мощности и имеющийся экономический потенциал.

Необходимо восстановить хозяйственные связи. Наглядный тому пример, и меня поддержат руководители многих субъектов Федерации, это набирающее силы межрегиональное сотрудничество, когда движение навстречу друг другу обогащает партнеров, дает дополнительный импульс загрузки предприятиям, расширяет рынки сбыта, развивает сырьевую базу и транспортную инфраструктуру.

Следует завершить перевод экономики в цивилизованный рыночный режим функционирования. Для этого следует ликвидировать разрыв между производственной и финансовой сферами, избавить экономику от взаимных неплатежей и криминализации хозяйственной деятельности, установить процентную ставку за кредит не выше уровня эффективности капитала в реальном секторе.

На следующих этапах развитие реального сектора должно происходить на фоне изменений в отраслевой и технологической структуре, использования ресурсосберегающих и наукоемких технологий, а также адекватных перемен в производственном аппарате.

Венцом структурных преобразований должна стать модернизация отечественного машиностроения. Но сделать это будет возможно только в случае, если стимулирование научно-технического прогресса и инвестиционной деятельности станет реальной основой государственного регулирования экономики.

Жизнь показала, что одномоментный переход от всеобщей централизации к предоставлению безмерной экономической свободы и самостоятельности не привел автоматически к саморазвитию, наоборот, страна попала в глубокую депрессию. Граждане России стали жертвами очередной, но уже противоположной крайности.

Государству необходимо вернуть управляющую функцию, прежде всего, по таким направлениям как военная доктрина, наука и образование, размещение производительных сил, экология и здоровье нации.

Сегодня, в переходный период, без вмешательства государства, хотя это и противоречит позиции ряда наших официальных либеральных экономистов, невозможно будет развивать финансовые институты, провести оздоровление денежной системы и оплаты труда, создать конкурентную среду, решить проблемы с внешней задолженностью.

Необходимо возвести в букву закона выполнение взятых на себя государством обязательств. Исполнение закона должно стать нормой морали и поведения, общим для всех правилом. Только тогда будет порядок, которому подчиняются все. Появится реальная система гарантий, тогда не будет лоббирования и раздачи льгот. В противном случае неисполнение государством своих обязательств порождает в обществе воровство, взяточничество, коррупцию, нарушение платежной и налоговой дисциплины.

Следует принимать только те обязательства, которые государство гарантированно и реально может выполнить. Оно первым должно показать образец исполнительности, ответственности, постоянства и последовательности действий. Нам надо в полной мере задействовать положительный опыт нашего исторического прошлого.

И начать, на наш взгляд, надо с формирования и реализации государственной политики развития, с приоритетных направлений, в которых у России есть задел для прорыва в будущее. Без определения «национальных локомотивов», которые потянут за собой все отрасли и смежные производства, мы едва ли восстановим свое присутствие на мировом рынке наукоемкой продукции.

Необходим, во-первых, разумный протекционизм высокотехнологичных отраслей и производств, в первую очередь – ВПК и ТЭК. Хорошие позиции у нас в авиа- и ракетостроении, атомной энергетике, микро- и радиоэлектронике, спецметаллургии, в области биотехнологии, новых материалов и химических продуктов.

Во-вторых, очевидными и перспективными являются те направления, где может быть реализован эффект межотраслевого взаимодействия. К примеру, весьма перспективно сочетание отраслей: ТЭК – металлургия – машиностроение – транспорт. Или ВПК – химия – медицина. Таких цепочек можно выстроить множество.

В-третьих, мы не должны забывать и о своей продовольственной безопасности. К чему может привести зависимость от импортных поставок продовольствия, мы почувствовали в августе 1998 года. Следует обратить особое внимание на социально ориентированные отрасли и производство товаров конечного спроса с целью насыщения внутреннего рынка отечественной продукцией.

Переход экономики к развитию более технологичных отраслей промышленности для России весьма актуален и начинает постепенно реализовываться (доля машиностроительной продукции за 1999 год с 17,6% увеличилась до 18,4%). Его необходимо закрепить, не нужно останавливаться, необходимо прекратить метания и шараханья. Работать на опережение, строго следуя избранному курсу.

Сегодня прогрессивные разработки сосредоточены, в значительной мере, в военно-промышленном комплексе, который является опорой инновационного развития. Мы, к сожалению, в последние годы его постоянно недофинансировали, свернули многие технологические разработки, не сделали государственный оборонный заказ регулятором развития оборонных предприятий. ВПК сочетает в себе наличие современных технологий с научной и конструкторской базой высокого уровня и может обеспечить их трансферт в гражданское производство.

Обратите внимание, предприятия оборонного комплекса одними из первых стали основой новых «технополисов» роста и обновления, так называемым «интеллектуальным ядром». Наличие научно-производственных и кадровых возможностей при создании определенных условий позволяют многим компаниям нашего оборонного комплекса удачно встроиться не только во внутреннюю, но и в мировую экономику.

У нас на Урале такие примеры уже есть. За прошедшее время на оборонных предприятиях области освоено технологическое оборудование для агропромышленного и топливно-энергетического комплексов, медицины, коммунального хозяйства. Оборонные предприятия области производят до 40% сложной медицинской техники, выпускаемой в Уральском регионе.

По мере накопления опыта управления конверсионными процессами происходила интеграция военного и гражданского производства с ориентацией на широкое использование технологий «двойного» назначения.

Центрами высоких технологий также являются закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), занимающие передовые позиции в соответствующих областях науки и техники. На протяжении многих лет ЗАТО пользовались приоритетным финансированием со стороны государства и располагают ценным человеческим капиталом. Потенциал как ЗАТО, так и оборонных предприятий, должен стать ускорителем социально-экономического развития России.

Думаю, никто не возразит, если мы вновь на щит Отечества поднимем лозунг: «Наука – производству, производство – науке».

Необходимо обеспечить воссоздание всего цикла – от фундаментальных исследований – до производства. При этом равные права должны иметь и академическая, и вузовская, и отраслевая, и заводская наука. Мы безотлагательно должны возродить заводскую науку. Нужно поднять её престиж, подпитать академической наукой. Ученых включить в штат работников предприятий. И процесс внедрения научных разработок ускорится многократно.

Несмотря на резко сократившуюся за последние годы востребованность науки, в стране еще имеется достаточно мощный научный потенциал (10-12% мирового) и хороший научный задел во многих перспективных направлениях.

В целях стимулирования научно-технического прогресса следует узаконить порядок отнесения затрат на НИОКР на себестоимость продукции в прежних размерах – до 2%. Используя опыт предприятий ВПК, в состав себестоимости могут быть включены затраты на научно-конструкторские подразделения. Стимулирующая роль может быть отведена и договорам, которые заключаются с организациями на научно-технические разработки. После их внедрения стоимость НИР целесообразно исключать из налогооблагаемой базы предприятий.

Такое же стимулирующее воздействие может оказать, к примеру, сокращение ставки налога на добавленную стоимость продукции, выпущенной на новом отечественном оборудовании и по прогрессивной отечественной технологии на период освоения.

Импульсом для активизации научно-технической деятельности должно стать принятие законов о государственной научно-технической и инновационной политике, введении в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности.

Катализатором многих инновационных процессов может стать малый бизнес. Это источник новых управленцев, рачительных хозяев. Изменчивый потребительский спрос делает эффективными сравнительно небольшие, гибко реагирующие на рыночную конъюнктуру предприятия и фирмы.

В этой связи необходимо уделить особое внимание развитию инфраструктуры по поддержке инновационного бизнеса.

Значение науки и инноваций, роль малого и среднего бизнеса в обновлении производства обсуждалось на соответствующих секциях, рекомендации которых вы сегодня услышите.

Недостатком государственной политики в научно-технической сфере на первых этапах реформ являлось недостаточное развитие национальной инновационной системы. В последние годы отдельные элементы такой системы в стране начали формироваться как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В частности, в Свердловской области сделаны реальные шаги к интеграции науки и производства в металлургической отрасли – организован "Уральский объединенный научно-исследовательский и проектно-конструкторский центр металлургии», охватывающий одиннадцать профильных отраслевых и академических научно-исследовательских и проектных институтов, один ВУЗ, три опытно-экспериментальных базы и три завода.

Иными словами, накоплен определенный опыт, который должен быть масштабно тиражирован в рамках активной государственной научно-технической политики. Она должна сопровождаться проведением комплекса неотложных мер в кредитно-денежной, ценовой, бюджетной, налоговой, таможенной и внешнеэкономической сферах. Эти меры должны быть направлены на преодоление наиболее вредоносных пороков затянувшегося переходного периода, таких, как:

– наличие теневого капитала и взаимных неплатежей;

– бартеризация и долларизация реального сектора;

– разрушительная налоговая система;

– неэффективность управления собственностью;

– неадекватное расслоение общества с преобладанием бедности.

Предложения на этот счет уже озвучивались на четырех предыдущих заседаниях Форума. Сегодня, как никогда, назрела актуальность их реализации, прежде всего в части повышения оплаты труда, привлечения в реальный сектор инвестиционных ресурсов, активизации строительства жилья.

Думаю, многие помнят строительный «бум» шестидесятых годов – период массового возведения жилья, выручивших нас в свое время «хрущевок». Конечно, с позиций сегодняшнего дня это убогое жилье. Но переезжавшим в свое время из бараков людям оно приносило огромную радость. Думаю, нашей стройиндустрии нужно найти аналогичное решение по строительству быстровозводимых домов. И это тоже должно стать составной частью плана сбережения народов России.

Мы уже много лет говорим про ипотечное кредитование, которое, к сожалению, никак не может получить массового охвата.

Который год молотим воду в ступе, призывая создать под эгидой государства развитый страховой рынок как один из важнейших мощных инвестиционных источников.

Аналогично, сколько можно повторять про инвестиционную эмиссию для населения под строительство жилья или приобретение товаров длительного пользования. Это, во-первых, стимулировало бы спрос, а, во-вторых, активизировало бы кредитно-денежную деятельность.

Запустить инвестиционный процесс мы должны всеми доступными механизмами. Экономика задыхается без инвестиций, а население – без долгосрочного кредитования. Требуются меры по защите инвесторов, предоставление государственных гарантий под инвестиции при закупке капиталоемкого оборудования отечественного производства. Новой качественной ступенью для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в стране могло бы стать российское государственное агентство по страхованию и гарантированию кредитных и инвестиционных рисков.

Скоро станут заклинаниями и другие слова. Нам не обеспечить эффективного притока инвестиций пока не будет сформирована рациональная система корпоративного управления собственностью. Мы должны навести порядок в правах собственности. Пока наши собственники не перестанут думать лишь о наживе, акциях да переделе, не начнут заботиться о трудящихся и эффективности производства, ожидать притока инвестиций в реальный сектор экономики не приходится.

Нужны законы об ответственности собственника. Не можешь оздоровить экономику, организовать нормальную деятельность предприятий, инвестировать производство – передавай бразды правления другому. Хватит тянуть жилы из предприятий для своего обогащения, превращая работников в дармовую наемную силу.

В то же время, я не призываю раздавать собственность направо и налево, а рабочим выдавать не заработанную зарплату. Необходимо найти золотую середину. Нерадивый должен освободить место для добросовестного труженика.

Мы обязаны оживить собственный рынок, защитить российского товаропроизводителя. Внутренний рынок должен быть насыщен продукцией отечественных товаропроизводителей. Зачем завозить то, что можно произвести у себя не худшего качества.

Реальные реформы невозможны без реструктуризации банковской системы и развития фондового рынка. Право на существование имеют любые банки. Но поскольку реальному сектору экономики и населению необходимы долгосрочные кредиты, а коммерческие банки этого делать пока не спешат, то нужны аналогичные учреждения с государственным участием для придания импульса инвестиционной активности, а также система финансовых посредников – инвестиционных и страховых фондов с созданием соответствующих стимулирующих условий, в том числе за счет снижения ставки резервирования, налогового льготирования прибыли и т.д.

Способствовать запуску внутренних механизмов роста будет и такая мера, как укрепление значимости российского рубля. Своевременность этого акта бесспорна, поскольку она выверена временем и позволила, в свое время, России включиться в систему «золотого стандарта». Я уже неоднократно говорил и еще раз повторю: нам нужна своя, полноценная и признаваемая в мире, российская валюта. Я хочу вас спросить. Почему бумажный денежный знак отдельно взятой страны получил такое широкое хождение в России? Долго ли еще мы будем бить поклоны американскому доллару? Мы должны вернуть времена «золотого стандарта». И тогда наш полновесный рубль сможет навести мосты для притока иностранного капитала в Россию, а не наоборот.

Необходимо создать привлекательные условия для отечественного капитала в России. Безрассудно вот уже 10 лет уповать на международные финансовые институты, делать на них основную ставку нельзя. Они не главный источник инвестирования.

Необходимо опираться на собственные силы. Страна с огромным экономическим потенциалом, богатыми природными ресурсами, высококвалифицированными кадрами, развитым научным и учебным потенциалом может и должна осуществить прорыв. В этом я твердо убежден.

Уважаемые участники Форума!

Как уже говорилось в начале моего выступления, главной движущей силой экономических преобразований и интенсивного развития производства должен стать, по-моему убеждению, план сбережения народов России. Если бы участники Форума поддержали данное предложение, то Национальный Экономический Совет мог бы его разработать.

Его составными частями могут стать:

– во-первых, идеологическое обеспечение;

– во-вторых, возрождение нравственных идеалов, патриотизма, духовности, гражданственности, культуры, образованности, здорового образа жизни;

– в-третьих, подготовка высококвалифицированных кадров, способных и владеющих навыками работы в рыночных условиях. Наши знания должны стать источником накопления;

– в-четвертых, выделение приоритетов в здравоохранении. Считаю, что проблемы матери и ребенка, снижение детской смертности, повышение рождаемости и другие вопросы здоровья нации должны взять под свой личный патронаж первые лица государства и регионов;

– в-пятых, развитие институтов социального партнерства. Следует усилить экономическую и социальную роль заработной платы, стимулирующая функция которой должна быть восстановлена. Необходимо предусмотреть повышение заработной платы во всех отраслях экономики в среднесрочном периоде темпами не менее 15-20% в год с последующим увеличением в долгосрочной перспективе до 20-25% в год.

Нашей наипервейшей задачей является урегулирование оплаты труда работников бюджетной сферы. В максимально короткие сроки мы должны подтянуть средние разряды тарифной сетки до прожиточного минимума, а затем ликвидировать необоснованный разрыв в уровнях оплаты труда в реальном секторе и бюджетной сфере.

Всё незаслуженно растерянное надо восстановить. Вспомним такое массовое движение как «научная организация труда». Думаю, не меньшего внимания требует и охрана труда.

В последнее время расширяется практика со стороны предприятий в части доплат пенсионерам, финансирования летней оздоровительной компании школьников. Эту инициативу необходимо не только поощрять, но и расширять. Это касается и более активного строительства жилья для трудящихся акционерными обществами, шефства над детскими дворовыми клубами и учреждениями культуры;

– и, в-шестых, материальное обеспечение плана с приоритетным финансированием государства в конкретного человека.

Мы должны возродить все лучшее, что было в истории России, и стать в ближайшее десятилетие одной из ведущих держав мира. Россияне достойны эффективной экономики и социального благополучия.

Реализация плана сбережения народов России приведет нас к новому типу общества – обществу социального благополучия.

Благодарю за внимание!

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2000, «Департамент информации Губернатора»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках