российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Пятница, 17 мая 2024, 17:17 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, Интервью, Видео, Рабкрин

Архив
РЕФОРМИРОВАНИЕ МВД: ПОПЫТКА ПРОГНОЗА

Несмотря на постоянно производимые косметические изменения, ее сущность осталась консервативной. Закрытость от общественного контроля, преобладание интересов ведомства и государства над правами личности, зависимость результатов дознания и следствия от воли сильных мира сего, бюрократизация и отрыв верхних эшелонов управления от низовых подразделений, обремененность вспомогательными функциями, мешающими выполнению основных задач, – таков далеко не полный перечень недостатков, подрывающих авторитет органов внутренних дел в обществе, препятствующих эффективной борьбе с преступностью и укреплению правопорядка.

Если новый президент России всерьез намерен наводить в стране порядок и покончить с криминальным беспределом, то задача реформирования МВД должна быть поставлена в число первоочередных и реализована решительно и быстро.

В принципе, нетрудно сформулировать требования, которым должна будет соответствовать система в результате проведенных преобразований. Это:

– стабильный, профессиональный и заинтересованный в результатах своего труда персонал;

– наличие четких критериев оценки работы милиции, нацеливающих ее не на количественные, а на качественные достижения;

– доступность социальному контролю, ответственность перед обществом за результаты работы при ограждении от незаконного вмешательства в оперативную и процессуальную деятельность;

– компактность, мобильность внутрисистемных структур, искоренение ведомственного бюрократизма, дублирования функций.

Более сложный вопрос заключается в том, каким путем пойдет реализация реформы, насколько глубокими окажутся произведенные изменения.

Представляется, что возможны, по меньшей мере, три основных варианта практического осуществления реформы: «кардинальный», «умеренно-жесткий» и «мягкий».

В случае реализации первого из них МВД ожидает расчленение на составные части. В частности, будут выделены в самостоятельные ведомства Главный следственный комитет и Внутренние войска (преобразуются в Национальную Гвардию). Пожарная охрана отойдет к набирающему силу Министерству по чрезвычайным ситуациям, дорожная и патрульная служба, участковые инспектора милиции и все другие подразделения милиции общественной безопасности перейдут на содержание и в полное подчинение муниципалитетам. Как аналог частных охранных предприятий будет ликвидирована вневедомственная охрана. Оставшиеся в результате раздела подразделения криминальной милиции (по борьбе с оргпреступностью, незаконным оборотом наркотиков, экономической преступностью, уголовный розыск и др.) будут объединены в мощную федеральную службу, которая сосредоточится на главной задаче – борьбе с преступностью во всех ее проявлениях.

Реформирование по «умеренно-жесткому» варианту, хотя и сохранит Министерство внутренних дел в качестве единого целого, но приведет к существенному сокращению направлений его деятельности, серьезной внутрисистемной перестройке. В этом случае, вероятнее всего, из него все-таки будут выведены Внутренние войска и пожарная охрана.

Большая часть милиции общественной безопасности (участковые инспектора, часть патрульно-постовой и дорожно-патрульной службы) будет преобразована в муниципальную милицию, выведенную из подчинения МВД и его территориальных подразделений. В составе Министерства останутся крупные строевые подразделения (полки ППСМ и ДПС, ОМОНы), которые будут использоваться для оказания помощи муниципальным образованиям в случае осложнения оперативной обстановки и для решения других межтерриториальных задач.

Еще больше возрастет автономность подразделений предварительного следствия. На базе информационных центров милиции на уровне республик и областей будут созданы мощные аналитические подразделения.

Подвергнется изменениям и криминальная милиция. Часть ее перейдет в укрупненную структуру, по функциям напоминающую североамериканское ФБР и имеющую вертикальное подчинение (МВД – управления в административных округах России). В связи с этим уже в недалеком будущем следует ожидать перемещения из Тюмени в Екатеринбург Уральского регионального управления по борьбе с организованной преступностью с последующим созданием на его базе регионального управления Федеральной службы криминальной милиции.

Другая часть останется в подчинении руководителей органов внутренних дел субъектов Федерации и в ее компетенции останется раскрытие определенных категорий преступлений.

Ожидается, что в результате изменений по умеренно-жесткому варианту возрастет независимость криминальной милиции и следствия от местных руководителей, но, с другой стороны, через руководство муниципальной милицией возрастет их ответственность за состояние общественного порядка и безопасности на подведомственной территории.

«Мягкий» вариант предпочтительнее всего для довольных существующим положением и боящихся нестабильности, сопровождающей любую реформу.

Именно по такому пути развивалась, а точнее сказать, видоизменялась в последние годы система МВД: погоня за количественными показателями, экстенсивные методы достижения результатов, усиление бюрократических форм контроля, бесконечные переименования одних и тех же подразделений и т.п. Таким образом создавалась видимость кипучей реформаторской деятельности в управленческих структурах, в то время как на уровне низовых подразделений усиливались признаки апатии, утомления, неверия в перемены к лучшему.

Какой вариант изберет новое руководство страны для реформирования МВД России? На это будут влиять многие факторы, среди которых большую роль сыграет то, кому в ближайшее время будет поручено возглавить одно из самых могущественных ведомств.

Исходя из российских исторических традиций именно от первого лица министерства, его взглядов и представлений, политического веса, умения лоббировать интересы своей системы, установок, которые он даст своим представителям в коллективах, ведущих разработку программных документов, зависит вектор и темп преобразований.

Неразрывную связь между личностью лидера и коррективами, которые он вносил в работу своего ведомства, можно проследить на примере деятельности последних министров внутренних дел России.

Генерал армии Анатолий Куликов (министр в 1995-98 г.г.) являлся карьерным военнослужащим внутренних войск России и, не имея тесных связей с государственной элитой, смог выдвинуться на первую роль исключительно благодаря стечению обстоятельств: неудачам федералов в чеченской войне, явной растерянности власти и ее потребности в деятельных и решительных служаках, способных переломить ситуацию.

При Куликове был взят курс на военизацию органов внутренних дел. В системе МВД главенствующее положение занял Главный штаб, созданный по образцу Генштаба Вооруженных Сил, ключевые должности в министерстве и на местах заняли его сослуживцы по внутренним войскам, милиции было объявлено, что ее главная задача не борьба с преступностью, а повышение боеготовности и умение действовать при чрезвычайных обстоятельствах.

Сменивший Куликова на посту министра внутренних дел Сергей Степашин (1998-99 г.г.) был его полной противоположностью. Успешный политик и государственный деятель, умело лавировавший между противоборствующими силами, либерал по своим воззрениям, он быстро покончил с военщиной и провозгласил основной целью демократизацию МВД, повышение открытости органов внутренних дел, укрепление их связи с обществом. Однако его намерения в основном остались на уровне деклараций, отчасти от непродолжительности нахождения в должности министра внутренних дел, отчасти из-за того, что он рассматривал свое пребывание в МВД лишь как очередную ступеньку в своей служебной карьере и не хотел рисковать на реформаторском поприще.

Нынешний министр – генерал-полковник Владимир Рушайло – по натуре более скрытен, чем его предшественники, что может быть следствием специфики его многолетней работы в оперативных службах.

При этом он несомненно обладает сильным характером и волей, подтверждением чему является его способность подняться после сокрушительного удара, нанесенного судьбой, – увольнения из милиции с должности начальника Московского РУОП.

Рушайло долго помнит нанесенные обиды и не считает зазорным сторицей оплатить обидчику даже по истечении многих лет: расправился с инициатором его увольнения начальником ГУВД Москвы – генерал-полковником милиции Николаем Куликовым.

Рушайло имеет тесные связи в кремлевской администрации и, по слухам, с некоторыми российскими олигархами, но в то же время явно уклоняется от установления дружеских контактов с руководителями субъектов Федерации, на многих из которых располагает компрометирующей информацией.

Сам процесс, очевидно, пойдет по «умеренно-жесткому» варианту. На первом этапе усилится роль оперативных служб, они будут выведены из подчинения руководителям территориальных органов внутренних дел и замкнуты в единую федеральную службу. На втором – милиция общественной безопасности будет передана из состава МВД в подчинение муниципальным органам власти. На третьем – будет решаться вопрос о статусе внутренних войск и пожарной охраны.

Примерно в таком же направлении и с той же последовательностью будут действовать и оказавшиеся в должности министра внутренних дел представители ФСБ или других правоохранительных органов.

«Мягкий» вариант возможен при назначении министром одного из действующих заместителей, прошедших все ступеньки службы в органах внутренних дел и почитающих за совершенство сложившуюся структуру министерства, его традиции и функции.

Впрочем, развитие событий по двум последним вариантам представляется маловероятным. МВД ждут серьезные преобразования.

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2000, «Регион-Эксперт», Алексей ПАВЛОВ

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках