Растущая популярность создателя народного магазина "Супермаркет "Кировский" фактически привела Ковпака в политику. Наверное, не все это поняли и тем более были счастливы от того, что Ковпак триумфально взошел на местный политический Олимп, но по большому счету Ковпак совершил стандартный путь от предпринимателя до политика. Сначала создает эффективное предприятие, затем приобретает благоприятный имидж, а уж потом, при наличии денег и имиджа, начинается политическое восхождение. Примечательно то, что Ковпак один из немногих, кто действительно прошел весь этот путь, без взлетов и падений, а вполне последовательно и достаточно грамотно. Но при любом политическом взлете всегда возникает определенное противодействие. Это закон политической жизни. Сначала Ковпака противопоставляли другим политикам по формуле «предприниматель, коммерсант – политик». Подчеркивая таким образом политическую незрелость, политическое младенчество Игоря Ивановича, оттеняя его как человека с определенными убеждениями, мировоззрением, жизненным кредо и выпячивая вперед непопулярную среди основной группы граждан профессию «торгаша». Но это не прошло. Ковпак легко выиграл выборы в Палату Представителей Свердловской области, начал набирать политический вес, устойчиво занимает второе место в различных рейтингах как потенциальный кандидат на пост мэра Екатеринбурга. Этот феномен можно рассматривать и анализировать долго, хотя постулаты в принципе известны: положительный результат проведенной объемной работы, устойчиво благополучное положение на предприятиях Ковпака и безусловно свежий взгляд на привычные городские проблемы. Или, скажем так, ожидание свежего взгляда от свежего человека. То есть, Ковпак как бы стал заложником своих избирателей и тех, кто готов за него проголосовать. Это действительно высокое доверие и показатель того, что нынешняя городская администрация не устраивает минимум две трети екатеринбуржцев.
Не случайно именно администрация Аркадия Чернецкого восприняла свободу действий Ковпака так болезненно. Именно излишняя свобода действий, ведь справедливо считается, что пресловутый «торговый капитал» прочно поддерживает Чернецкого. И дело вовсе не в любви купцов, челноков и коммерсантов к мэру, а в том, что все финансовое благополучие Чернецкого и «НДНГ», по мнению экспертов, держится на безумных поборах с каждой фирмы, киоска, ларька. Очень жаль, что публично эти люди отмалчиваются, а матерятся лишь в потаенных закоулках, понимая, что зависимость каждого из них зависит от сданной суммы в мэрию, от пожарных, санэпидемстанции, городской налоговой инспекции и так далее, которые могут быть отправлены с очередной, внеочередной, плановой, внеплановой, чрезвычайной и «по сигналу» проверкой. Поневоле заплатишь…
Вот тут-то и становится понятным раздражение мэрии по поводу Ковпака. Он вырвался из круга ада давления администрации и срочно укрепляет свои позиции. Он переступил черту муниципального рэкета, за которой лишь война. И мысленно, а потом и голосами, его поддержит большинство людей, занятых в торговом бизнесе, потому что Ковпак для них свой. И понимает все проблемы и трудности их жизни. Фактически мы имеем дело со столкновением бюрократической торговой системой и подлинным свободным предпринимательством.
Конечно, идеализировать Игоря Ковпака ни в коем случае не надо. Но выбор-то действительно стоит именно так, как написано выше! Нынешняя администрация четко делится на три группы: городского хозяйства, торговли и идеологии. Первые финансируются строго по правилам. То есть, в рамках вечно дефицитного бюджета. На откуп отданы коммунальные сборы, но большого эффекта нет, слишком много денег требуют другие «направления» мэрии. Городское хозяйство поддерживается по инерции, серьезных капиталовложений в него давно никто не делал. Самым финансируемым проектом по приведению города в порядок был прошлогодний «юбилей». Как известно, для покраски 300 фасадов на гостевых маршрутах пришлось собирать деньги «на стороне», да и то большая часть их улетучилась. Доказать это трудно, зато облупившаяся спустя полгода краска красноречивее любых доказательств. Увы, но дальше покраски фасадов и водружения памятника, уже окрестованного именами придурков из мультфильмов MTV, дело не пошло. Зато остались перебои с водой, ужасные дороги, плохо отапливаемые дома, вечные трения со «Свердловэнерго» и так далее.
Зато ударно трудится торговая часть мэрии. Она обеспечивает реальный приток денег чиновникам. Денег в эту часть, естественно, никто не вкладывает, зато задачи перед торговой группой стоят суровые. На эти деньги, судя по поступлениям в избирательный фонд, живут сотни чиновников, пара десятков депутатов, предвыборный штаб и так далее. Эта группа в надежных руках: система муниципального сбора средств развита если не до совершенства, то близко к тому. Проводятся собрания с владельцами торговых точек, где называются конкретные суммы очередного сбора, здесь торгуют и сами чиновники, например, за приличную сумму можно купить данные о всех фирмах города. Причем совершенно официально.
Над всем этим стоит идеологический корпус. С одной стороны, это движение «Наш дом – наш город», с другой, пресс-служба мэрии и вице-мэр Тунгусов. Именно сюда идут колоссальные деньги, часть собранных средств с коммерсантов, обналиченные коммунальные деньги, заработанные деньги через муниципальные программы. За это идеологическая группа обеспечивает пропаганду, миф о замечательном мэре, при котором расцвел город, работу с областью, печать листовок, газет, брошюр и тому подобное. Еще никогда в Свердловской области не тратилось столько денег на пропагандистскую шумиху. И результат есть. Около 30 процентов свердловчан уверены, что где-то в областном центре появился человек, которого все притесняют, но который готов стать губернатором и всех облагодетельствовать. Вскоре кандидат в спасители отправится в вояж по области, и свердловчане с ним познакомятся воочию. Вояж будет сопровождаться традиционными днями Екатеринбурга в данном городе с набором концертов, буфетов, фейерверков и так далее.
Все это стоит безумно дорого. И екатеринбургские коммерсанты прекрасно понимают, откуда Чернецкий будет финансировать свою кампанию, которая будет стоить от 5 до 10 миллионов долларов, не считая зарплат сотням чиновникам, журналистов, тысячам агитаторов и, конечно же, паре десятков руководителей штаба, суммарно зарабатывающим больше, чем все журналисты и агитаторы, вместе взятые.
В противовес этой махине идет Ковпак, у которого деньги тоже есть, но заработанные очень нелегким трудом, а с учетом постоянного риска, колоссальных нагрузок. Распылять их Ковпак не будет, это ведь его кровные деньги, а не принесенные в конверте. Штаб сведется к 3-4 человекам, способным куда более эффективно проводить работу, чем разбухший штаб «НДНГ». В этом можно не сомневаться, потому что Ковпак привык делать бизнес не на показухе, а реальным делом. Ковпак олицетворяет то поколение людей, которое вступало в смутное время перестройки и реформ с желанием добиться успеха абсолютно законным путем. Хотя это и было проблематично, но в любом случае Ковпак ни разу нигде не был замешан. Нет на него и уголовного досье, и привычного компромата. А способность добиваться максимального результата, используя оптимальные ресурсы, может стать отличным залогом успеха. Вместо неповоротливого и бюрократического механизма Ковпак предлагает мобильную и идеологически выигрышную команду.
К тому же Чернецкий славится своим авторитаризмом, а Ковпак – демократичностью. Не удивлюсь, если многие нынешние чиновники втайне будут помогать сопернику Чернецкого, потому что «обрыдло». И, конечно, смелость Ковпака привлечет к нему немало голосов. Фактически он рискнул выступить против системы, пусть у него и есть и запасные аэродромы, и обеспеченные тылы. Но в случае поражения он теряет куда больше. Вот только поражения, наверное, не будет. Потому что он уже во многом выиграл.
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 1999, «Регион-Информ»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».