российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Четверг, 19 декабря 2024, 06:49 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, Интервью, Видео, Рабкрин

Архив
Анатолий Гайда: Есть опасения за судьбу реформ

«Регион-Информ» публикует интервью с директором Института философии и права УрО РАН, советником губернатора Свердловской области по правовым вопросам Анатолием Гайдой.

Регион-Информ: Анатолий Войцехович, одной из ведущих тем сегодня является провозглашенный процесс приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным. При этом, пожалуй, никто не сомневается в необходимости этого процесса. Различны лишь подходы к срокам, в течение которых эта работа должна завершиться: одним кажется, что ее нужно провести в максимально сжатые сроки, другие советуют не торопиться. Каково Ваше мнение по этому вопросу?

А. Гайда: Позволю себе поправить вас, а заодно и тех, кто считает, что работа по приведению региональных законов в соответствие с законами федеральными должна когда-то завершиться. Этот процесс вневременной, он должен идти постоянно, своим естественным путем. Ведь существует иерархия законодательных актов, пронизывающая все правовое поле. Если местные законы входят в противоречие с общефедеральными, они должны быть исправлены. Хотя тут же оговорюсь, что излишнее усердие в этом вопросе может поставить под сомнение сам принцип федерализма, от которого Российская Федерация пока не отказалась, но это уже тема научной дискуссии. Мы же имеем обоснованное движение в сторону создания единого правового поля.

Сроки корректировки уже имеющейся законодательной базы оговорены в самом законодательстве. Например, новый федеральный закон, вступающий в силу, должен содержать указание срока, в течение которого в соответствие с ним должны быть приведены уже действующие законодательные акты, в том числе и в регионах. Если какой-либо нормативный акт оспаривает прокуратура, здесь уже вступает в действие закон о прокуратуре. Там говорится, что на протест прокуратуры законодательный орган должен отреагировать на первом же своем заседании.

Регион-Информ: В связи с этим нельзя не затронуть вопрос о корректировке Устава Свердловской области. Сейчас в Областном суде находится сразу несколько дел, вызванных якобы ненадлежащим реагированием Законодательного собрания на протесты прокуратуры по ряду положений Устава. Действительно ли законодатели поступили неправильно?

А. Гайда: Законодательное собрание поступило в строгом соответствии с законом. На первом же заседании депутаты отреагировали на протест прокуратуры, создав областную комиссию по корректировке Устава, в которую вошли депутаты, представители правительства, юристы. Возглавил комиссию губернатор. Этот орган уже провел несколько заседаний, принял решения, которые, в целом, удовлетворяют требования прокуратуры. Часть положений Устава уже изменена.

Регион-Информ: Да, но в аппарате полномочного представителя президента на Урале дали однозначно понять, что этого недостаточно. Не случайно один из замов полпреда Сергей Вахруков в довольно жесткой форме назвал комиссию под председательством Эдуарда Росселя “проверенным способом затянуть и погубить дело”.

А. Гайда: А я не вижу никакого затягивания. Не секрет, что весь сыр-бор вокруг Устава вертится по поводу Положения о структуре исполнительной власти в Свердловской области. Утвержденное еще в 1994 году, оно вошло в противоречие с принятым в 1999 году федеральным законом об общих принципах организации власти в регионах. Закон запрещает субъектам Федерации иметь в структуре исполнительной власти наряду с должностью губернатора пост председателя правительства. Но позвольте, уже начато обсуждение вопроса об изменении этого спорного положения. В качестве варианта, например, предлагается введение должности вице-губернатора, существующей в других российских областях. Окончательное решение по этому вопросу будет принято в установленный самим федеральным законом срок – до октября 2001 года. Совершенно непонятно, почему прокуратура и аппарат полпреда так торопятся упразднить должность председателя правительства. Ее существование не влечет никакого антиконституционного действия, никакого преступления, которое было бы необходимо пресечь в кратчайшие сроки. В конечном итоге мне безразлично, кто – премьер или вице-губернатор – будет у Росселя решать текущие хозяйственные вопросы. Совершенно неясно, зачем понадобилось обращаться в суд. Разве это поможет делу? Зачем отвлекать судей, законодателей от прямой работы, зачем поднимать шум вокруг рабочего процесса?

Регион-Информ: Некоторые наблюдатели уже пытаются ответить на эти вопросы в ключе предстоящих в 2003 году выборов губернатора области. Алексей Воробьев, о котором, собственно, идет речь, неоднократно был назван, пусть и неофициально, преемником Росселя. Говорят, должность председателя областного правительства предполагает статус некой самостоятельной политической фигуры, а быть вице-губернатором – значит быть тенью Росселя.

А. Гайда: Я бы воздержался от каких-либо апелляций к высокой политике. До выборов еще очень далеко. В данном случае, на мой взгляд, дело в привычной для нас, к сожалению, кампанейщине, желании отдельных чиновников отчитаться перед начальством к первому числу нового месяца. Президент проявил политическую волю, надо сказать, совершенно справедливо, и чиновники бросились исполнять. При этом действуют весьма узко, не используя все предоставленное им поле для маневра, позволяющего как можно более эффективно провести работу по корректировке регионального законодательства. Например, в Приволжском федеральном округе нет таких скандалов вокруг этой работы. Там создана согласительная комиссия, в которую вошли все заинтересованные стороны, идет спокойное обсуждение.

Регион-Информ: Но ведь довольно острая ситуация вокруг этого процесса в Свердловской области возникла и по вине областных властей. Чего стоило одно только заявление губернатора Росселя о том, что в вопросе об Уставе нельзя отдавать ни пяди...

А. Гайда: Верно. Но согласитесь, что это позиция руководителя крупной области, избранного на свой пост населением. Он считает, что его точка зрения соответствует мнению избирателей. Если бы он действовал иначе, каким бы он был губернатором? Кроме того, пока остается вопрос о том, насколько корректны требования прокуратуры изменить Устав. В 1994 году он был тщательно изучен Государственно-правовым управлением при президенте РФ, которое признало его образцовым. В нем не было противоречий Конституции РФ, которая, как известно, с тех пор не менялась. Я думаю, что областным властям, а точнее Областной думе, необходимо обратиться в Конституционный суд России, чтобы проверить на соответствие основному закону те требования, которые сейчас предъявляются к Уставу Свердловской области. Например, в части изменения структуры правительства. Это будет важно не только для нашей области, но и для многих других регионов, которые столкнулись с аналогичной проблемой.

Говоря об острой ситуации вокруг работы над корректировкой Устава, не могу не отметить еще один момент. К сожалению, в области есть политические силы, которые под шумок критики пытаются набрать политические очки.

Регион-Информ: Вы говорите о недавних открытых слушаниях в комитете по законодательству ППЗС, на которых были сформулированы идеи по совершенствованию Устава?

А. Гайда: Я присутствовал на этих слушаниях. Ничего нового для себя из них не вынес. Все те же безответственные заявления, несостоятельность которых мы доказали еще шесть лет назад, публично обсуждая и принимая Устав. Главное, о чем говорили на этих слушаниях, – нужна или не нужна вторая палата в Законодательном собрании.

Регион-Информ: Как Вы думаете, нужна?

А. Гайда: Нужна, особенно сейчас, чтобы служить действенным заслоном на пути политиканства и экстремизма, которым так грешит нижняя палата. Палату представителей не случайно сравнивают с Советом Федерации в Федеральном собрании: она не пропускает через себя те решения, которые депутаты Думы принимают, порой, необдуманно, руководствуясь одними эмоциями, разворачиваясь на 180 градусов. Законодательство, сам процесс нормотворчества – вещи консервативные, не терпящие резких движений. Упразднить Палату представителей было очень несвоевременным и неверным решением. Равно как и упразднение Уставного суда, должности уполномоченного по правам человека. Неужели у нас так успешно развиваются судебные институты, что отпала необходимость в Уставном суде? Неужели у нас все в порядке с соблюдением прав человека?

Регион-Информ: И все-таки, есть ли в Уставе Свердловской области положения, которые бы Вы по прошествии шести лет пересмотрели?

А. Гайда: Такие положения есть, их обозначает сама жизнь, сама практика применения Устава. Уже есть ряд моментов, которые мы вынуждены были подвернуть корректировке, признав свой просчет при составлении проекта Устава. Есть и еще спорные моменты. Например, это вопрос о порядке назначения министров социально-экономического блока в правительстве области – единственное, что мне показалось дельным в недавних депутатских слушаниях. Как известно, уже полтора года у нас в области нет полноправных министра финансов и министра социальной защиты, и это ненормально. Вся причина в том, что не срабатывает предусмотренный в Уставе механизм назначения этих должностных лиц. Нужно внимательно посмотреть, в чем ошибка и в рабочем порядке устранить ее. Но это не касается базовых принципов, самой идеологии Устава, которую я ценю высоко не только как автор документа, но и как юрист и ученый. Достаточно сказать, что в нашем Уставе четко прописана система сдерживания и противовесов не только в отношениях между ветвями власти, но и внутри, например, одной исполнительной власти. Этот Устав дал основу для создания одной из самых развитых в России региональных правовых систем. Он позволил создать во всех смыслах передовое законодательство – уверяю вас, это так.

Регион-Информ: Оставим тему Устава. Как бы Вы могли охарактеризовать нынешнюю обстановку в стране? Вопрос кажется интересным в свете близкой годовщины избрания нового российского президента.

А. Гайда: Именно с избранием нового президента ситуация в нашей стране может поменяться коренным образом. Рыхлость, неопределенность, нестабильность, которые отличали эпоху Ельцина, потребовали от нового президента весьма радикальных инициатив, которые не заставили себя долго ждать. Последовала административная реформа, в рамках которой я бы особо выделил один принципиальный момент: это введение института ответственности губернаторов перед верховной властью в стране. То, что у президента появилась возможность отрешать от должности избираемых губернаторов, важно не столько юридически, сколько политически. Двойная зависимость губернаторов – от избирателей, с одной стороны, и президента, с другой, – направлена на повышение ответственности региональных глав перед населением и законом. Это можно только приветствовать, что и демонстрирует та очевидная консолидация общественных сил в стране вокруг нового президента. А это очень важно, ведь никакие реформы не пойдут далеко без широкой общественной поддержки. В этом смысле Путину, да и стране в целом, дан уникальный шанс. Но есть и то, что омрачает мое видение будущего. Настораживает половинчатость тех шагов, на которые идет власть. Провозглашая реформу, власть сама должна становиться активным участником преобразований. Мало потребовать от регионов в короткие сроки откорректировать местное законодательство. Необходимо активизировать работу по корректировке и федеральных законов. У нас множество общефедеральных нормативных актов, которые противоречат не только друг другу, но и Конституции. По-прежнему слабо ощутимы действия государства по наведению порядка в экономике. Не решена проблема утечки капитала за границу. Все острее проблема катастрофического износа основных производственных фондов, которая уже откликнулась энергетическим кризисом в Приморье, других регионах. Далеко за примерами ходить не надо – достаточно взять наш федеральный округ. В числе первых шагов полпреда стало создание в округе центра стратегических разработок, который должен выработать концепцию дальнейшего развития Уральского региона. С тех пор об этой работе ничего не слышно. Более того, я не уверен, что в бюджете предусмотрено финансирование на поддержку этой работы, масштабы которой представляются колоссальными. Много говорилось о готовящемся на севере округа большом совещании по социально-экономическим вопросам. Специально звонил, интересовался – ничего не было и, когда это совещание пройдет, неизвестно. Сопоставляя такие факты, я очень опасаюсь за судьбу реформ.

Екатеринбург, Регион-Информ, Александр Полозов

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2001, «Регион-Информ»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках