российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Понедельник, 29 апреля 2024, 21:56 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, Интервью, Видео, Рабкрин

Архив
ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА: ПРАВИЛА, КОТОРЫХ НЕТ

При всем многообразии критериев, характеризующих политического лидера, существуют параметрические, основные, своего рода «теоремы», выведенные эмпирическим путем на основании анализа работы реально и эффективно действующих политиков, эталонов своего статуса. И есть несколько правил, следование которым приближает политика к цели, а отклонение от них – удаляет. Как и любые схемы, эти правила действуют не «на все сто», тем не менее они позволяют задолго до выборов предсказать их результат, особенно если различия между претендентами по большинству пунктов довольно значительны.


ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ


Правило №1. Имидж реального политического лидера должен максимально соответствовать идеальной модели статуса социальной роли, на которую он претендует.


Поскольку в данном случае мы говорим о предстоящих губернаторских выборах, обобщенный портрет идеального губернатора будет выглядеть следующим образом: более чем на половину это «политик», так как пост губернатора в сознании избирателя – это прежде всего «государева служба»; Свердловская область – один из 89 субъектов федерации, «клетка» или даже «орган» большого и сложного организма «Россия». Губернатор – член Совета Федерации, половина своего рабочего времени он проводит в Москве. Кроме того, некоторые губернаторы – члены правительства (и Эдуард Россель в частности). Совет Федерации – это весьма представительный и очень авторитетный орган власти: нынешний состав Совета Федерации выглядит, даже в глазах человека, очень далекого от политики, гораздо более авторитетно, чем Государственная Дума, и действительно напоминает парламент, а не цирк.

Сенаторы призваны принимать ключевые решения для государства: вопросы введения воинского контингента на территорию другого государства, ратификация международных соглашений, назначение и увольнение генерального прокурора и т.д. и т.п. Достаточно упомянуть такие фигуры, как Шаймиев, Аушев, Строев, Лужков, Лебедь, Аяцков, чтобы понять, что речь идет об очень серьезных людях. Это люди иной генерации, живущие по своим, непонятным для простых людей правилам, это люди-легенды, «птицы высокого полета», в чьих судьбах и делах отражена история своего народа и всего государства.

Эдуард Россель уже давно входит в этот узкий круг российской политической элиты. Аркадий Чернецкий, практически, рубит сук, на котором сидит, когда «наезжает» на действующего губернатора. Он показывает только то, что он далек от понимания того, что же из себя представляет статус губернатора, показывает, что он без особого пиетета относится к тому месту, на которое сам же и метит. Получается, что только он один, Чернецкий, видит всю «не-состоятельность» политики Росселя. Особенно нелепо обвинения Чернецкого выглядят, когда Россель встречается с премьером(ами), с президентом(ами). Чернецкий сам себя обрекает на изоляцию. «Федеральный фон» не подтверждает его основной тезис – Россель уверенно входит в тройку самых популярных губернаторов России (Аяцков, Лебедь, Россель), сам же мэр Екатеринбурга на политической карте России выглядит, как маленькая серая точка.

Внешнеполитическая составляющая также очень важна для идеальной модели губернатора; рядовым избирателям не может не нравиться то, что с их губернатором считаются в США, Германии, Франции, или что к тому лично приезжают высокие зарубежные гости. С этим у Росселя полный порядок. И он ездит и к нему ездят или собираются приехать. Чуть меньшее значение для имиджа губернатора имеет региональная политическая составляющая. Гласно или не гласно, его должны поддерживать, во всяком случае, считаться с ним и его мнением, все региональные элиты: эконо-мические, политические и культурные. Претендент на губернаторское кресло, прежде чем заручиться поддержкой народа, должен располагать доверием и в среде тех, кому доверяет сам народ. В идеале губернатор должен пользоваться в своем крае безусловным доверием подавляющего большинства населения, но в современной экономической ситуации, когда центр задерживает пенсии и федеральные зарплаты, оплату по оборонным заказам и т.д., добиться этого практически невозможно.

Сюда же следует добавить местную политическую обстановку, плюрализм мнений, конструктивную оппозицию (всем не угодишь) и пр., но, во всяком случае, народ должен быть уверен, что их «босс» делает все возможное и невозможное, чтобы выбить из Москвы финансовые ресурсы, делает это лучше, чем это сделал кто-либо другой на его месте (принцип «минимального зла» работает при формировании политических сценариев довольно активно, выбор – это всегда компромисс с реальностью (например, Ельцин)); также немного успокаивает мысль о том, что в соседних регионах еще хуже. В общем, они (избиратели) его могут не любить, но уважать его должны. Для этого лидер не должен им потакать, хвалить их на каждом шагу, поздравлять их каждый праздник (хотя это тоже неплохо), он должен им реально доказать, что «дружить» с ним им очень выгодно: он может привлекать в регион инвестиции, устраивать встречи с высокими гостями, находить деловых партнеров благодаря своим связям в Москве и за рубежом, благодаря своему авторитету.

Экономическая составляющая этой идеальной модели тоже немалая. Идеальный губернатор – это не только человек, компетентный в вопросах работы крупнейших субъектов хозяйственной деятельности своего региона, но и стратег, смотрящий на несколько ходов вперед. Кроме установления деловых конструктивных контактов с производителями товаров, этот пост предполагает макроэкономическую федеральную и, немного менее, мировую экономическую составляющую. Поскольку в регионах сложилось довольно негативное отношение к центру – за посредничество с внешним миром Москва берет слишком большие «комиссионные», в провинции это становится очень заметно – прямые контакты делают регион экономически независимым, более самостоятельным.

Это фактор и психологический, и экономический. Экономика региона должна быть устремлена в будущее. Все сегодня понимают, что чудес не бывает, но все хотели бы быть уверенными, что свет в конце тоннеля есть. Если политик действительно желает занять какой-то важный пост, он должен дать людям возможность увидеть этот свет хотя бы краем глаза, а для этого он должен видеть его сам.


Таким образом, роль губернатора в общественном мнении предстает как нечто среднее между мэром крупного города и президентом, причем к последнему существенно ближе.


Представление об имидже, как о чисто внешней составляющей восприятия человека – речь, манеры, жесты – для политиков почти не работает. Чем выше ранг политика, тем больше ему прощают ошибок. Народу нужен определенный «калибр». И когда есть побольше, народ выбирает именно его, на меньшее не соглашается почти никогда. Но все-таки должно быть соответствие. Например, предложение Евгению Примакову со стороны некоторых уральских политиков принять участие в губернаторских выборах Свердловской области могло бы показаться для него немного оскорбительным, хотя он и вида не подал бы. Имидж – это не то, что говорит о себе сам кандидат, его рекламные ролики, газеты или телеканалы, контролируемые им; это то, что публично вынуждены признать даже его оппоненты, это то, что он есть на самом деле, его реальный политический вес, авторитет, который завоевывается годами и даже десятилетиями.


Правило №2 для любого политика. Не надо пытаться казаться значительным политиком, надо им быть.


В научных терминах это называется «конгруэнтность». Политик такого уровня как губернатор должен быть непререкаемым авторитетом «у себя дома» и одновременно в Федерации в целом. На сегодняшний день мы имеем в составе Совета Федерации людей неординарных, сильных, опытных и решительных. Совет Федерации – это совет старейшин, это «аксакалы» и мудрецы. О себе они не говорят почти ни слова, они не появляются перед телекамерами неделями и месяцами, но зато когда им предоставляется слово, они говорят внятно, четко и определенно, не боясь задеть за больное место ни президента (российского или американского) ни правительство, ни чиновников, ни своих коллег, при этом даже косвенно не оскорбляя никого, подчеркнуто корректно и искренне. Если они критикуют, то критикуют позицию, а не человека, который ее представляет. Их речи могут быть не сразу понятными, идти вразрез со сложившимся общественным мнением, парадоксальными, но… они должны отражать мысли обывателя, которые он пытается выразить, но не может найти подходящих слов, или даже, может быть, боится произнести вслух.

Поэтому все журналисты и гоняются за интересными политиками, за «ньюсмейкерами», за сенсациями, за это посредничество народ им платит вниманием и уважением. Ток-шоу с участием известных политиков собирает многотысячные аудитории, по какому бы вопросу они ни выступали. Зрителей интересует не только предмет разговора, но и сам ход мыслей. А любое интервью с любым из крупных политиков – это заведомая сенсация, это интрига, предсказуемая непредсказуемость.


Правило №3. Других правил не существует.


ЧАСТЬ II. ПРАКТИКА


Теперь мы подходим к самому главному – насколько претенденты на пост губернатора Свердловской области соответствуют данному идеальному портрету губернатора. Уже читая теоретическую часть, можно заметить, о ком идет речь. Тем не менее проиллюстрируем сказанное выше на примере двух основных действующих персонажей областной политики последних лет.

Мы имеем пару кандидатов: мэр и губернатор, Аркадий Чернецкий и Эдуард Россель соответственно. Невооруженным взглядом видно, что Эдуард Россель «на все сто» вписывается в эту абстрактную модель. Он всегда находится в первых строчках самых престижных рейтингов политиков России, составляемых самыми опытными экспертами. Росселя знает вся Россия, давно и хорошо знают и уважают в СНГ и на Западе. Достаточно сказать, что Эдуард Россель был одним из пассажиров того самого самолета, который летел во главе с Евгением Примаковым в США, но так и не долетел. Новый премьер-министр России Сергей Степашин тоже пригласил свердловского губернатора в американскую поездку. Кого попало на такой «высокий» борт не берут. Только краткий список федеральных инициатив Росселя занял бы на бумаге приличное место. Конечно, не все они бесспорны, но другие-то вообще ничего не могут предложить. В общем, доказывать, что Россель – один из крупнейших политиков нашего времени – это все равно, что доказывать что белое – это белое, а не черное, впрочем, некоторые пытаются оспаривать этот простой и очевидный факт (но об этом ниже).

В настоящее время никто на Урале не подошел даже близко к его уровню. Даже его оппоненты паразитируют на его имидже, зарабатывая себе очки – они противостоят самому Росселю! У себя в регионе Россель пользуется безусловной поддержкой высшего директората, бизнес-элиты, его уважают авторитетнейшие научные деятели и работники культуры.

Начнем с политики местной. Чернецкий имеет в своем распоряжении движение НД-НГ, весьма влиятельное и известное как в Екатеринбурге, так и в области, но на момент начала выборов его фракция в областной Думе не смогла занять доминирующую позицию и отыграть пост спикера, хотя для этого имелись все возможности. Иметь столько депутатов и не суметь повлиять на политические процессы – это надо постараться.

Целая серия скандалов вокруг уральского отделения «Отечества» не прибавила очков в пользу лидера этой, в общем-то, весьма авторитетной и уважаемой, хотя и молодой организации (уважаемой благодаря Юрию Лужкову прежде всего, а не из-за заслуг Аркадия Чернецкого). Даже обывателю ясно, что все делалось на бегу, переговоры проходили в спешке. Ясно, что федеральный вес Аркадия Чернецкого практически равен нулю.

Для первых шагов в федеральной политической игре и «Отечество», и конгресс ВФАК ЮНЕСКО – это очень даже неплохо, но этими двумя фактами решающая имиджеобразующая составляющая исчерпывается. На возражение, что Чернецкий не имел еще такого высокого поста, чтобы «засветиться», можно ответить: а кто ж ему мешал? Мэр столь крупного экономического и культурного центра сам по себе фигура заметная и знаковая, в силу своего статуса. В России есть несколько популярных мэров куда менее крупных городов, чем Екатеринбург. Если бы он действительно «рожал», хотя бы время от времени, интересные мысли, его непременно бы заметили и приглашали бы на свои тусовки самые раскрученные масс-медиа России.

Шанс блеснуть красноречием перед всей Россией Чернецкому предоставлялся неоднократно, но он как-то не воспользовался ими. Более того, Чернецкий становится не интересен даже местным журналистам, поскольку он в высокой степени предсказуем: 70 процентов ответов на вопросы журналистов Аркадий Михайлович начинает с «вы знаете..» (и, как правило, говорит то, о чем и так уже все знают, о чем он сам говорил не один раз), через 3-4 предложения он затягивает свою любимую и, похоже, единственную песенку про недостатки в работе областного руководства, кроме этого часто путается и противоречит самому себе или своим коллегам, которые высказывались по этим же вопросам. «Тактико-технические» показатели его речи также оставляют желать лучшего. В целом он какой-то «сонный», вялый, флегматичный, имеет склонность к истерикам – этого не любят ни журналисты, ни зрители.

Если повнимательнее присмотреться к городскому хозяйству, которое он возглавляет, непредвзято и объективно, можно с уверенностью сказать, что город имеет колоссальные ресурсы, потенциал, который до сих пор в полной мере так и не востребован. Возникает вопрос: почему? И не только у политологов, но и у рядовых избирателей.

Иначе вопрос о новом мэре в повестке дня не возникал бы, и социологи не фиксировали бы медленный, но устойчивый рост популярности Игоря Ивановича Ковпака. Уже примерно половину рейтинга Чернецкого занимает Ковпак. Он моложе, энергичнее, прагматичнее, телегеничнее, к тому же коллега по «Отечеству». Их федеральный политический стаж одинаков, день в день. Ковпак возглавляет список самых влиятельных бизнесменов Свердловской области, журналисты его любят, его часто приглашают на ток-шоу и для начинающего политика он неплохо говорит. Ковпак всерьез претендует на предстоящих губернаторских выборах на роль «третьей силы», и уже сейчас, в начале кампании, он, в общем-то, не скрывает, на чьей он стороне…

Все, что хорошо умеет делать Чернецкий – это жаловаться и стонать («ну что-о это такое?»), сваливать всю вину на кого-то другого. Он уже порядочно поднадоел политологам, начинает надоедать и электорату.


ВЫВОДЫ


Таким образом, мы имеем следующую ситуацию: весьма посредственный, хотя и не плохой мэр, против губернатора у которого все параметры «зашкаливают» (не случайно по области постоянно ходят слухи о том, что Росселя якобы заберут «в Москву», что он хотел бы выдвинуться президентом и т.д.) Плюс достаточно мощный последователь за спиной. Пытаться в такой ситуации на что-то претендовать – это надо быть очень большим оптимистом или идеалистом.

Чернецкий допустил серьезную стратегическую ошибку еще несколько лет назад. Он усиленно строил образ отличного мэра. В ход шло все: организация юбилея города, реконструкция зоопарка, оборудование библиотек, покраска домов, установка памятников и т.д. и т.п. И все в это искренне поверили. Поверили так, что просто не хотят отпускать такого замечательного мэра на повышение или просто не верят, что он представляет из себя нечто большее, чем мэр.

Окончательный мат сам себе Чернецкий поставил заявлением, что он больше не собирается быть мэром Екатеринбурга, что он покинет этот пост в любом случае. Возникают два сценария: Чернецкий становится губернатором, его место занимает Ковпак, и горожане и область имеют продолжение конфликта мэр – губернатор; другой сценарий – выигрывает Россель, место Чернецкого занимает все тот же Ковпак, и конфликт, от которого уже все устали, исчезает как минимум на 4 года.

Схема несложная, и народ ее быстро усвоит в ходе дебатов. Никто Аркадия Михайловича за язык не тянул. Если он хотел напугать горожан тем, что уйдет, то сначала ему надо было бы решить проблему своего сильного преемника на посту мэра.

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 1999, Константин ВИНОГРАДОВ, еженедельник «Регион-Эксперт»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках