Губернатор Свердловской области Эдуард Россель – один из самых известных региональных «тяжеловесов». Но за последние месяцы имя Росселя чаще всего упоминается по причине его, мягко говоря, непростых отношений с президентским полпредом на Урале генералом Петром Латышевым. С этого «Известия» и начали интервью с Росселем.
— В чем причина вашего конфликта с полпредом Латышевым?
— Никакого конфликта у меня с Латышевым нет. Мы с ним переговорили сразу же после его назначения, и я сказал, что у меня есть свои полномочия, а у него свои. Он занимается тем, что ему прописано в президентском указе, а я занимаюсь теми полномочиями, которые прописаны в Конституции и в уставе Свердловской области.
— Латышев постоянно говорит о сложной обстановке в вашей области, о коррумпированности свердловской власти...
— Я сожалею, что он делает такие необоснованные и необдуманные заявления. Я просто жду, терплю все это. Я надеюсь, что он – человек, который уже пожил в этой жизни, – наконец-то разберется, в какой район он попал. Мы настолько же коррумпированы, насколько все области, все федеральные, региональные органы власти. Конечно, если сводить счеты, можно придраться и к телеграфному столбу. Говорят, что у нас в области нет кадров. Но полпред должен знать, насколько область культурная, интеллектуальная (я считаю, что по интеллектуальному уровню Свердловская область после Ленинграда стоит), какие люди вышли из области. Первый президент России из нашей области. А сколько наших людей в Москве работает! Я думаю, полпреду следует почитать немного об истории области. Я сказал Латышеву в свое время, что мне его помощь не нужна. Я знаю, где, как решаются вопросы.
— Вам проще работать напрямую с Москвой?
— Это необходимо! Я же губернатор, а не представитель президента. Меня народ избрал, я отвечаю за все проблемы в области, а не он.
— Полпреды уже начали создавать окружные экономические программы, отстаивать интересы "своих" регионов перед Центром.
— Со Свердловской областью это совершенно исключено. Они просто не в состоянии этого сделать. У них нет полномочий по этому вопросу. Это очень наивно.
— То есть полпред не пытается влиять на экономическую ситуацию в области?
— Нет таких попыток, а если будут, я их немедленно пресеку, будет докладная президенту. Потому что президент им всем наказал – не вмешиваться в дела губернаторов! Я сейчас перечитываю воспоминания командующих фашистской армии. В Германии тоже были окружные представители – гауляйтеры, чем все закончилось? Когда проанализировали, то увидели, что они внесли хаос в управление государством. И Гитлер вынужден был отказаться от этой структуры. У нас все управление государством продумано – еще со времен Витте, председателя Совета министров России в начале века. Он четко описал всю систему управления государством. У нас эта система сохранилась. Но сегодня у президента вся власть в руках, вся, не нужно никаких представителей. Если приводить, как сейчас это модно, в соответствие с федеральными местные законы, то для этого есть генпрокурор Устинов.
— Но подразделения федеральных органов на местах часто теряют самостоятельность, попадают в зависимость от местных властей...
— Аргумент только для обывателей, которые ничего в этом не понимают. У президента есть все рычаги для управления. Есть Пенсионный фонд, который пронизал всю Россию и подчиняется президенту. Есть МВД, армия, ФСБ – все подчиняется президенту. Господи, все же есть. А не работает почему? Нужен контроль. И представители президента эту работу не сделают. На первом этапе очень много шума, но поверьте моему жизненному опыту: пройдет еще полгода, пусть год, и все затихнет, уйдет в болото. Никаких полномочий президент им не отдаст.
— Как вы относитесь к возможному укрупнению регионов – исходя из семи федеральных округов?
— Это невозможно сделать – для этого надо менять Конституцию. Это не так просто. Есть субъекты, созданные по национальному принципу, а это уже вопрос политический. А главное, создать в России семь субъектов федерации – это заложить мину под единство России. Семь субъектов – это семь сильных государств. И нужна будет только соответствующая политическая ситуация, при которой Россия развалится, как Советский Союз. Хотя надо бы уменьшить количество субъектов федерации, думаю, вдвое. Сделать 40 субъектов. Это были бы сильные губернии, поднялся бы их экономический потенциал. Сейчас государство создало возможность работать. Другое дело, что государство должно давать целевые средства из трансфертного фонда на создание рабочих мест. Чтобы регионы работали и потом, постепенно, вернули бы этот трансферт государству. Нужны государственные инвестиции с возвратом. Так было сделано в Германии, когда объединяли ГДР с ФРГ. А иначе мы порождаем иждивенческую идеологию. Я думаю, что концентрация финансовых ресурсов в Центре – как в унитарном государстве – это принципиальная ошибка.
— Как вы относитесь к отказу от выборности губернаторов?
— А где тогда народовластие?
— Не получилось с народовластием...
— Как не получилось? Получается – губернаторов избирают. Надо только терпение иметь. Я пережил все стадии: и председателем исполкома был, и главой администрации, назначенным президентом. Сейчас я – избранный губернатор. И всегда, все время за моей спиной искали компромат, чтобы снять и привести другого человека. Но если ты избран, ты защищен. Потому что тебя избрал народ, тебя не имеет права никто тронуть. Хорошо, губернатор назначенный, а что делать с законодательным собранием – депутатов тоже назначать? Власть должна быть уравновешенна, не должно быть человека, который стоит над всеми, как император.
— Один из обсуждаемых вариантов – назначение губернатора производит местное заксобрание по представлению президента...
— Это мы тоже проходили, когда был облисполком. Его председателя избирали по рекомендации обкома партии. А прежде чем рекомендовать кого-то, обком согласовывал кандидатуру с ЦК партии, с Совмином. Так же выбирали председателя горисполкома, райисполкома. Мы же все это проходили...
— Есть ли необходимость в принятии новой Конституции?
— Тот, кто хорошо читал Конституцию, знает, что это очень хорошая Конституция. Ее бы не трогать лет двести. Да, нужно принимать конституционные законы, если мы собираемся построить федеративное государство. С момента принятия Конституции ничего не сделано в отношении федеративного государства. Я искренне надеюсь, что Путин именно тот человек, который понимает, что мощное Российское государство, империя, возродится только если будут федеративные отношения.
— А как быть с местным самоуправлением?
— У нас в России местного самоуправления нет. Да, формально оно провозглашено. Но что за местное самоуправление в городах, где проживает миллион жителей? При полном уважении к Юрию Михайловичу, ну какое местное самоуправление в Москве! Вот Берлин – 5 миллионов человек. В городе 23 местных жилищно-коммунальных самоуправления. Примерно по двести тысяч человек в каждом. У них бюджет, они убирают улицы, газоны, смотрят за подъездами, за фасадами. Мэр города избирается, но выполняет те полномочия, которые являются общими для города Берлина. А внизу местное самоуправление занимается своим делом. Где вопросы человеческие, ими самоуправление и должно заниматься.
— Но им на это не хватает денег.
— А куда же президент и губернаторы деньги забирают? В Америку, что ли? Они идут им же. Да, доходной части местному самоуправлению не хватает. Потому что неправильно формируются бюджеты в стране. Сейчас все говорят об энергетическом кризисе. А я скажу, что в России 40 процентов котельных не оборудованы системой водоочистки. Что это такое? Это значит, что через каждые два года труба зарастает и ее нужно раскапывать. Вместо того чтобы выделить деньги на систему водоочистки, с которой труба стоит 25 лет... Я всегда просил мне говорить правду, любую, самую пакостную. Потому что если я все знаю, то понимаю, в чем проблема и как ее решать. А у нас Минфин России не знает, что делается на местах. Долги жилищно-коммунальных хозяйств громадные, а центр еще недавно говорил: «Мы перечислили деньги на места, а дальше не наша забота. Мы заплатили долги, а вы там внизу украли». Нельзя так, мы же единое государство.
— Путин недавно сказал о том, что кризис жилищно-коммунального хозяйства – это системный кризис....
— Да, теперь он обратил на это внимание, сказал, что вопросы уже не местные. Он совершенно прав – это системный кризис. И если государство не вмешается своевременно, то у нас будут очень серьезные проблемы с подготовкой к зиме 2002 года.
— Вы будете избираться в третий раз?
— Я теперь имею право еще два раза избраться. Но до выборов еще далеко – два с половиной года. Мне нужно выполнить свою предвыборную программу, она очень сложная. Посмотрим, какое здоровье будет.
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2001, «Известия», N 35 (25873), 27.02.2001, Петр АКОПОВ
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».