Предвыборная коалиция Юрия Лужкова пока не складывается. Как заявил в прошлую субботу лидер блока "Вся Россия" президент Татарии Минтимер Шаймиев, союз его блока и лужковского "Отечества" может и не состояться. Шаймиев порадовал кремлевских стратегов, констатировав проблему, которая очевидна уже не только для противников московского мэра, но и для его потенциальных сторонников: в "Отечество" входит слишком много различных движений, имеющих амбициозных лидеров, и если с Лужковым взаимопонимание найти еще можно, то договориться с его окружением куда труднее.
Союзу Шаймиева с Лужковым, добавим от себя, куда больше мешает другое обстоятельство. Татарский президент - яркий представитель одной из крупнейших "региональных естественных монополий", а следовательно - сторонник умеренной самостоятельности сильных субъектов РФ. Эта доктрина, в разной степени уже осуществленная в Татарии, Башкирии, Якутии, Москве и еще нескольких регионах России, подразумевает ряд привилегий: право субъектов РФ иметь некоторые государственные символы; право корректировать федеральную экономическую политику; контроль за федеральными органами внутри республики и местной (районной и городской) властью, формально "самоуправляемой"; привилегии в бюджетных и налоговых отношениях с федерацией; свободу в формировании региональных финансово-промышленных групп.
Юрий Лужков забыл, что реально он - представитель такой же "региональной естественной монополии", правда, самой крупной в России. Поэтому прийти к власти при отсутствии "своего" правительства он может только "на плечах" региональных элит, соединив их программу действий с идеологией федерального масштаба. Однако ставка Лужкова на просвещенный патриотизм и его имперские замашки (московский мэр неоднократно выступал за предоставление всем регионам равных, но жестко ограниченных прав) отпугивают сильные региональные элиты и лишают московского мэра последних серьезных союзников. Ведь региональные лидеры, как и федеральная власть, тесно связаны со своими крупными клиентами, промышленниками и банкирами, и движимы не только желанием упрочить свои позиции, но еще и страхом. На этом и играет Кремль. Пока успешно.
Еще прошлой осенью казалось, что Лужкову удастся объединить вокруг себя всех, кто недоволен ельцинским режимом. Лужков не допустил возвращения Виктора Черномырдина на пост премьер-министра, "согласившись" на пребывание во главе кабинета лояльного себе Примакова; переманил знатных отставников -- Сергея Ястржембского (бывшего пресс-секретаря Ельцина, его "лицо"), Андрея Кокошина (бывшего секретаря Совета Безопасности) и других; "задружился" с группой "Мост", ЛУКОЙЛом и Татарией (совместно владеют Центральной топливной компанией, снабжающей нефтепродуктами весь московский регион); наконец, наладил, по нашим сведениям, контакты с "Газпромом", РАО "ЕЭС" и компартией. Собственно, ничего другого для доминирования на любых российских выборах и не надо: техническую часть дела "друзья обеспечат". Казалось, век Ельцина и его соратников закончился. Лужков уверенно продолжал наступление, забыв об охране тылов.
Теперь число недовольных Ельциным убавляется с каждым днем. Минувшие месяцы могут служить учебным материалом для будущего политика: Кремль, как по нотам, отыгрывал одну позицию за другой. Где хитростью, где натиском, где умом, где деньгами. Теперь Лужкову несладко. Евгений Примаков, самый популярный на сегодня российский политик, до сих пор медлит с согласием на участие в парламентских выборах. Несмотря на неоднократные настойчивые приглашения возглавить "Отечество", бывший премьер, справившийся уже, кажется, со своим радикулитом, "не дает ответа". И это понятно: Примаков не имеет внутреннего права - и времени - на проигрыш и опасается снова оказаться пусть не пешкой, а ферзем - но в чужой игре.
Шаймиевский "откат" завершает падение Юрия Лужкова. Либо московский мэр придумает "что-то эдакое", либо окончательно окопается на позициях, близких по своей бесперспективности к рубежам Григория Явлинского. Но быть "где-то в пятерке" влиятельных общественных движений Лужкову не с руки. Да и не дадут: "если враг не побеждает, его…". Явлинский тих, незлобив и всем удобен, несмотря на наполеоновские планы, а Лужков опасен.
Начиная в Екатеринбурге свою кругосветную "семидневку" (из Москвы - в США, через Урал, Сибирь и Дальний Восток), Сергей Степашин настоятельно рекомендовал губернаторам создать широкую предвыборную коалицию: "Нужно, чтобы федеральные власти вместе с губернаторами имели общую платформу и общего кандидата. Растаскивать губернаторов по политическим квартирам недопустимо". Однако губернатор Самарской области Константин Титов, на днях объявивший об ускоренной интеграции с блоком "Правое дело", может быть спокоен. Угроза Степашина не имеет к нему никакого отношения. Ведь известно, что именно при участии Чубайса Сергей Степашин возглавил правительство. Симпатии премьера к "Правому делу" не являются секретом. Предупреждение, скорее, относилось к Шаймиеву, губернатору Санкт-Петербурга Яковлеву и другим региональным лидерам, поспешившим обнародовать свое тяготение к Лужкову. Надо полагать, что Шаймиев, всегда отличавшийся неплохой интуицией, предупреждение услышал.
Если московский мэр не справится с организационными, финансовыми и идеологическими проблемами, предстоящие выборы окончательно приобретут безальтернативный характер. И не важно, кто будет объединенным кандидатом от "партии власти": Сергей Степашин, Николай Аксененко, Сергей Кириенко, Александр Лебедь, Геннадий Зюганов, Александр Лукашенко, Никита Михалков или кто-то из губернаторов. Список может показаться несколько странным, но дело в том, что пределы управляемости современных политиков определяются подчас только размером благодарности со стороны их "клиентов" и величиной доли пирога, доставшейся клану политика "на званом пиру". Будут разыграны выборы; кандидат, ненавязчиво поддерживаемый властью, но, по видимости, дистанцировавшийся от ее прошлых ошибок, победит одного из представителей "непримиримой оппозиции".
Если же Лужков "соберется с силами", борьба разгорится вновь. Для этого московскому мэру надо осознать причины своих неудач, изменить предвыборную стратегию и научиться договариваться не только с "младшими" и даже не только с равными партнерами. Что не так-то просто, учитывая пирамидальную структуру "московского феода": вырабатывается привычка командовать. Однако Москву в нынешнем виде Россия (в том числе в лице Шаймиева) не принимает. Даже "в комплекте" с уважаемым Евгением Максимовичем. Успех может прийти лишь к "обновленному Лужкову", которого мы пока что не видели.
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 1999, Борис Грозовский, «Полит.ру»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».