Нынешний областной министр международных и внешнеэкономических связей интервью давать не любит категорически, а потому и не дает. Поэтому известно о нем немного. Чиновником стал в 1999 году, когда по личному приглашению Чернецкого пришел на работу в администрацию Екатеринбурга на должность первого зама по экономике. За два года создал беспрецедентный проект стратегического развития города. Автор идеи екатеринбургского аквапарка и переноса станции Свердловск-Сортировочный за пределы областного центра. По специальности – инженер-механик, по профессии – дипломат.
Как стать чиновником
Р.И.: Вопрос, который интересует всех: как вы попали в администрацию города?
Юрий Осинцев: Сразу после окончания УПИ по распределению попал на машиностроительный гигант – «Уралмаш». Работал начальником цеха, однако не чувствовал никакого удовлетворения от своего труда, не видел отдачу от результатов деятельности. Собрался уходить. Руководство рассмотрело мое заявление и… направило в Ленинград на курсы повышения квалификации. Вернулся заместителем главного бухгалтера завода. Затем стал главбухом. Позже генеральный директор завода Виктор Коровин предложил мне место директора по экономике. Поработал. В 1999 окончательно собрался уходить с завода. Понимаете, в жизни человека существует семилетний цикл, после которого просто необходимо менять работу. Я захотел поменять завод на банк. И в этот момент со мной встретился Чернецкий, с которым я уже был знаком, и предложил место первого зама по экономике. Я согласился.
Р.И.: Вот об этом семилетнем цикле. Вы действительно, нигде более семи лет не работали?
Юрий Осинцев: Да, и это нормально. Человека нужно двигать горизонтально или вертикально каждые 5-7 лет. Иначе отдача от него становится меньше. Замыливается взгляд на какие-то вещи, пропадает стимул.
Р.И.: Но нельзя же всех стопроцентно повышать в должности каждые пять лет…
Юрий Осинцев: Всех повышать нельзя, но всех можно двигать. В другой отдел в том же качестве, в другую тему. Все крупные компании отслеживают кадровые перестановки. Стоит также вспомнить гигантский опыт компартии, которая вела идеальную кадровую политику. Вы только задумайтесь. В советское время шло постоянное передвижение людей. Из города в область, из области в крупный город. Муниципальные чиновники шли на работу в «Белый дом». В Екатеринбурге была очень серьезная мэрская школа. Это надо использовать. Брать в городскую администрацию в качестве заместителей чиновников из маленьких городов, а возвращать на места главами территорий…Плохо, что кадрами сейчас никто глобально не занимается. Ветви власти разделились: муниципальная, субъект федерации, федерация, а ротация кадров происходит не по кадровому признаку, а по каким-то другим показателям. От этого в конечном итоге страдает дело.
Резюме на имя Росселя я не писал
Р.И.: В мэрии вы с 1999 года. В 2001 ушли. Не выходит семилетнего цикла…Вам было некомфортно в «Сером доме»?
Юрий Осинцев: Напротив, Чернецкий через полгода присоединил ко мне всю торговлю и имущественный блок. Я стал первым замом, изменился статус и функционал. Вы знаете, что я активно занимался стратегическим планом развития города. В декабре 1999 года мы проговорили эти вопросы полностью в первый раз. А с 2000-го я создал команду для разработки плана стратегического развития. Считал и считаю, что такой мегаполис как Екатеринбург не может жить одним годом и думать только о том, как свести концы с концами в бюджете. Когда я пришел с «Уралмаша», пытался всем в мэрии объяснить, что нужен пятилетний план, трехлетний план и годичный оперативный план стратегического развития города. Потому что есть объекты и проекты, реализация которых может растянуться на годы. А так мы не знаем, что будет через десять лет, вместо этого идет постоянное латание дыр.
Р.И.: Вы автор грандиозного плана стратегического развития города. Как же вы могли бросить это дело в самом начале и уйти на совершенно другую работу в «Белый дом»? Как отказались от проекта?
Юрий Осинцев: Я не отказался. Когда Анатолий Тарасов первый раз предложил мне министерский пост, я отказался наотрез. Я горел своим планом. Именно я настоял на том, чтобы он был растянут на 25 лет. Именно в эти сроки МПС начало соглашаться с тем, чтобы перенести станцию Свердловск-Сортировочный за черту города. Туда же должны быть вынесены, в идеальной перспективе, производственные мощности ВИЗа. Акваторию Верх-Исетского пруда необходимо очистить от всех загрязняющих факторов. Кроме того, в городе, где девять месяцев зима, просто необходим аквапарк! Я уже сегодня знаю реальных инвесторов, готовых полностью финансировать проект.
Р.И.: Так в чем дело? Ваш стратегический план не был принят?
Юрий Осинцев: В мае 2001 мы отдали полностью готовую концепцию стратегического развития города. Но… Появились какие-то политические соображения, которые затормозили реализацию нашего проекта. В итоге план не принят до сих пор, хотя он максимально обобщен, все прописано, черновики все отданы. Нужна только политическая воля, чтобы все реализовать. Уверен, что если бы он был вынесен на общегородское обсуждение, он бы получил поддержку горожан.
Р.И.: Какая реакция была в администрации города?
Юрий Осинцев: 50 процентов людей, работающих в администрации, я заразил идеей стратегического планирования. Они за год стали «за». Вы поймите, городские чиновники впервые почувствовали свою пользу, поверили в то, что они нужны горожанам. Потому что до этого все осознавали – власть сама по себе, а люди сами по себе…
Р.И.: Как же все-таки вы приняли решение о переходе из мэрии в «Белый дом»? Кто вас пригласил, кто заметил? Трудно представить, чтобы вы писали резюме о приеме на работу на имя Росселя
Юрий Осинцев: Резюме я действительно не писал. Кто заметил? Не знаю, так сложились обстоятельства.
В «Белом доме» чувствуешь свою самостоятельность
Р.И.: У вас такие глобальные планы, вы автор стратегии развития города. Не думали о возможности стать преемником Чернецкого? И если думали, почему тогда ушли из мэрии?
Юрий Осинцев: Для того, чтобы стать мэром, разве обязательно работать в мэрии? Чернецкий стал мэром, будучи директором «Химмаша»… А вообще я не знаю, не думал об этом. Я в новой должности чуть больше трех месяцев. Я здесь еще не реализовал возможности. Уровень субъекта федерации – это все-таки не мэрия.
Р.И.: Раз уж к слову пришлось, где все-таки больше интриг – в «Сером» или «Белом» доме?
Юрий Осинцев: В «Белом доме» созданы все условия, чтобы каждое министерство работало автономно. Здесь чувствуешь свою самостоятельность. Кроме того, министерство – это официальное юридическое лицо, что также определяет свободу действий. Но и в городе мне тоже было совсем неплохо… даже не так… вполне комфортно и хорошо! Два года считаю, отработал весьма продуктивно.
Р.И.: Заходите в гости к своему прежнему руководству?
Юрий Осинцев: На рюмку чая? Бывает, захаживаю…
Мэр должен концентрироваться на городе
Юрий Осинцев: Моя позиция: мэр не может избираться на один срок. Мне в этом смысле очень нравится один пример, я его всегда привожу. Мэр Ганновера находится у власти уже более 10 лет. За это время он полностью преобразовал свой город. Дай бог каждому мэру сделать десятую часть того, что сделал этот человек для своего Ганновера.
Р.И.: А мэр Ганновера не пытался стать, например, канцлером?
Юрий Осинцев: Нет, не пытался. Он полностью сконцентрировался на городе.
Р.И.: То есть, чем больше избранный чиновник просидит в своем кресле, тем лучше будет городу или области, которыми он управляет?
Юрий Осинцев: Уверен, за четыре-пять лет вообще невозможно изменить ситуацию. Я был в Китае в 1989 году, а затем в 2001-м. Все эти годы шла масштабная перестройка китайской экономики. В мой первый приезд огромная страна голодала, рис – по талонам. Прошло еще 12 лет, и увидел разительные перемены. Страна цветет, крупнейший экспортер того же риса, мяса и прочего…
Екатеринбург – столица Евразии
Юрий Осинцев: Сегодня перед нашей областью стоит грандиозная задача. За короткий срок мы должны сделать огромный рывок во внешний мир. Стать центром евразийского государства, воротами Азии для Европы. У нас все предпосылки. Главное – успеть натянуть на себя всю эту атрибутику. Не дать другим утянуть это по мелочам. Хватит пятнадцати лет, чтобы закрепить за собой статус столицы Евразии, а дальше – перспективы необыкновенные.
Р.И.: Чего больше сегодня в вашей работе – международных отношений или экономики? Другими словами, политики или экономики?
Юрий Осинцев: Экономики. Здесь без вариантов. И в этой связи нам сегодня очень интересна Азия. Если с Европой отношения были налажены еще десять лет назад, то огромные китайские рынки мы открываем только сейчас. Кроме того, нам сегодня и не нужно столь рьяно соваться с нашими технологиями в Европу. Не тот уровень. А для Азии наши машиностроительные технологии очень даже интересны. Эта наша ниша. Китай мощно развился в легкой промышленности и в высоких технологиях. А в технологиях тяжелого машиностроения он уступает России.
Ничего нельзя сделать за сто дней
Р.И.: Примерно в эти дни у вас своеобразная юбилейная дата – сто дней в новой должности.
Юрий Осинцев: Сто дней? Мне это напоминает нашумевшую программу Явлинского «500 дней». Когда она только появилась, я думал, какие ребята умные ее писали. Уже через три года жизнь показала, что эта программа – шарлатанство чистой воды… Ничего нельзя сделать за сто дней! Ничего нельзя сделать и за пятьсот.
Р.И.: Ну хоть с коллегами познакомились?
Юрий Осинцев: Познакомился почти со всеми, у нас в министерстве работает более тридцати человек.
Р.И.: Известно, что в мэрии у вас была своя профессиональная команда. Почему не взяли никого с собой в «Белый дом»?
Юрий Осинцев: Очень просто, здесь своя сложившаяся команда. Все эти люди – профессионалы.
Р.И.: Что стало с «вашими людьми» в мэрии?
Юрий Осинцев: Кто-то уволился. Кто-то доделывает что-то текущее и также готовится уйти. Многим создали некомфортные условия и это плохо. Все объясняется просто, – новый руководитель хочет набрать новых людей.
Р.И.: Работа дипломата как минимум требует знания одного иностранного языка. Владеете?
Юрий Осинцев: Говорю по-английски. Хотя по протоколу обязан общаться через переводчиков. На английский перехожу только во время личного, приватного общения.
Р.И.: Как строится работа с российским МИДом?
Юрий Осинцев: С МИДом, слава богу, работа начала строиться конструктивно. Постоянно созваниваемся, обсуждаем планы, координируем действия. В российском министерстве поняли, что СНГ сегодня можно сохранить, только укрепив отношения регионов со странами содружества. В настоящий момент 60 субъектов РФ уже подписали соглашения с какой-либо страной СНГ. МИД почти официально признал, что если бы это случилось раньше, мы бы никогда не потеряли содружество. А так получилось, что на высшем уровне хоть и встречались, но практической отдачи от этого не было.
Ссылки по теме:
Областной министр назначен главой города >>>
Вице-мэр Юрий Осинцев назначен министром международных связей области >>>
Жаль отпускать из городской администрации квалифицированного специалиста – Аркадий Чернецкий >>>
Я принял предложение из областного правительства, руководствуясь здоровыми профессиональными амбициями – Юрий Осинцев >>>
Юрий Осинцев – не единственный, кто в ближайшее время перейдет из городской администрации в областную – Вадим Дубичев >>>
Юрий Осинцев назначен министром международных и внешнеэкономических связей Свердловской области >>>
Основная кандидатура на должность министра международных и внешнеэкономических связей будет весьма неожиданной >>>
Екатеринбург, Регион-Информ, Юлия Шатова, Александр Щетинин
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2001, «Регион-Информ»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».