российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Среда, 24 апреля 2024, 01:15 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, Интервью, Видео, Рабкрин

Архив
Для очистки Верх-Исетского пруда потребуется полтора миллиарда рублей и около трех лет

Очистка Верх-Исетского водохранилища от нефтяного загрязнения и сточных вод потребует кардинальных мер и огромных затрат. Построить на станции «Свердловск-Сортировочный» очистные сооружения или перенести ее в другое место, прекратить водозабор из Верх-Исетского пруда, уволить ряд железнодорожных чиновников, ответственных за загрязнение водоема – такие предложения звучали 8 октября при обсуждении областным правительством ситуации, сложившейся в связи с загрязнением этого водоема нефтепродуктами.

То, что причиной загрязнения явилось небрежное отношение железнодорожников к охране окружающей среды, сомнений ни у кого не вызвало. В настоящее время с железной дороги уже взыскано 70 тысяч рублей штрафов за загрязнение нефтепродуктами Верх-Исетского пруда, по данному факту природоохранной прокуратурой возбуждено уголовное дело. Между тем ориентировочный ущерб только от загрязнения почв в районе экологического бедствия составляет 23 млн. рублей. Ущерб от загрязнения водной среды подсчитывается до сих пор.

По словам областного министра природных ресурсов Александра Ястребкова, негативная экологическая ситуация вокруг Верх-Исетского пруда складывалась десятилетиями. Станция «Свердловск-Сортировочный» находится в водоохранной зоне, несмотря на это, руководство станции и дороги не обращает внимания на соблюдение необходимых мер экологической безопасности. По словам А.Ястребкова, надзирающие органы 14 раз указывали железнодорожникам на серьезные нарушения в вопросах охраны окружающей среды, но ответной реакции практически не было. В сточных водах станции, до того, как железнодорожники начали принимать меры по их очистке, ПДК была превышена в 110-170 раз. Даже после того как были применены специальные сорбенты и установлены заграждения, наблюдается пятнадцатикратное превышение допустимых норм.

Сами железнодорожники, не отрицая своей вины в загрязнении, при этом называли в качестве основной его причины взрыв на Сортировке в 1988 году, в результате которого в почву ушло более 600 тысяч тонн нефтепродуктов. Поэтому среди мероприятий по ликвидации причин загрязнения представители дороги делали особый упор на бурении скважин с последующей откачкой нефти из «линз» – ее подземных скоплений. По словам главного инженера ФГУП «Свердловская железная дорога» (СвЖД) Петра Эсаулова, в целом на ликвидацию причин загрязнения акватории Верх-Исетского пруда нефтепродуктами требуется 1 млрд. 652 млн. рублей, и эта сумма должна быть поделена между железнодорожниками, областным правительством и мэрией Екатеринбурга.

Если деньги будут выделены, сказал М.Эсаулов, на станции «Свердловск-Сортировочный» появятся система оборота ливневых вод, фильтровальная станция и очистные сооружения, что позволит существенно снизить негативное влияние станции на окружающую среду. Первая очередь работ может быть сдана уже к 2002-2003 году, все работы – к 2005 году. Как заявил П.Эсаулов, альтернативой созданию комплекса очистных сооружений является перенос «Сортировки», но этот вариант потребует около 4 млрд. рублей, поэтому он нереалистичен.

Областное правительство не согласилось с доводами железнодорожников и деньги выделять отказалось. По словам областного премьера Алексея Воробьева, на дороге не слишком считаются с природоохранным законодательством. Даже те меры, которые предпринимаются сейчас для ликвидации пятна, не доводятся до конца, поэтому говорить о какой-либо долгосрочной перспективе проблематично, сказал А.Воробьев.

В целом областное правительство признало работу железнодорожников в этом направлении крайне неудовлетворительной. Областной кабинет министров потребовал от руководства Свердловской железной дороги принять в отношении руководителей своего филиала меры дисциплинарной ответственности. По словам А.Воробьева, если это не поможет, будет направлено обращение к министру путей сообщения РФ с требованием освободить ряд руководителей как СвЖД, так и Свердловского отделения дороги от занимаемых должностей.

Свою точку зрения на экологическое бедствие изложил в понедельник главный санитарный врач области Борис Никонов. По его словам, водозабор из Верх-Исетского пруда необходимо прекратить. Сделать это можно за два-три года, за счет поставки воды из Волчихинского водохранилища и добычи подземных вод.

Дело в том, что ежедневно из Верх-Исетского пруда берется до 70 тысяч кубометров воды для бытовых нужд горожан. Между тем общее содержание вредных для здоровья веществ в этой воде, заявил Б.Никонов, даже после очистки в 5,7 раза выше предельно допустимой концентрации. Так, показатель ПДК по ртути превышен в 2,4 раза, алюминию – в 1,4 раза, кадмию – в 2 раза, хлорорганическим соединениям – в 3,4 раза. По словам главного санврача, употребление в пищу такой воды оказывает крайне негативное воздействие на здоровье горожан, приводит к росту числа онкологических заболеваний.

По данным Б.Никонова, вокруг Верх-Исетского пруда, кроме железной дороги, находится еще 13 серьезных источников загрязнения.

Екатеринбург, Регион-Информ, Михаил Лузин

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2001, «Регион-Информ»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках