Как уже неоднократно сообщалось, уменьшение спроса на продукцию алюминиевых компаний и стремительное падение цен на Лондонской бирже металлов заставили аналитиков говорить о кризисе в отрасли.
В понедельник о причинах ослабления рынка и о том, что следует ждать производителям алюминия в ближайшие месяцы, рассказывает в интервью Независимому информационному агентству генеральный директор ОАО «Русский алюминий менеджмент» Александр Булыгин. «Новый Регион» публикует этот текст, учитывая актуальность темы для Свердловской области, где сосредоточены алюминиевые предприятия другой вертикально интегрированной структуры – «СУАЛ-холдинга». Последний, как известно, также испытывает сейчас трудности со сбытом своей продукции. (Приводится в сокращении.)
НИА: Первые признаки экономической рецессии в США наметились еще в позапрошлом году. Тем не менее большинство экспертов прогнозировало, что ситуация на мировом рынке алюминия в 2001 году будет благоприятной. И вдруг – обвал. С чем, на ваш взгляд, связано резкое падение цен на алюминий?
Александр Булыгин: Сегодня на рыночную ситуацию огромное влияние оказывает ожидание экономического кризиса в США. Конечно, разговоры об этом возникли не на пустом месте. Однако, если реально оценивать экономическую обстановку в США, то следует признать, что там наблюдается всего лишь замедление темпов экономического роста и незначительное уменьшение уровня потребления. То есть экономический рост не прекращается, он просто протекает более медленно, чем предполагалось. Однако разговоры о рецессии породили эффект кризисного ожидания. Рынок начал готовиться к серьезному ухудшению экономической обстановки, что вызвало падение цен на все основные сырьевые товары.
НИА: Иными словами, вы хотите сказать, что падение цены на сырьевые товары вызвано не столько реальными экономическими факторами, сколько виртуальными – нынешнее поведение сырьевых бирж обусловлено массовыми ожиданиями участников рынка?
Александр Булыгин: Верно. На мой взгляд, ситуацию на бирже сегодня в большей степени определяют не показатели спроса и предложения, не реальные взаимоотношения производителей и потребителей металла, а движение денежных масс, вызванное какими-то событиями на политической арене, финансовых и экономических рынках. Это движение прибивает к сырьевым биржам профессиональных спекулянтов, которые стремятся использовать в своих интересах несоответствие ощущений о ситуации в экономике действительному положению дел. Располагая большими финансовыми ресурсами, они сегодня предпринимают действия, направленные на снижение биржевых цен. Так же ведут себя на бирже и охваченные кризисным ожиданием крупные потребители металла. Они ориентируются не на собственные производственные планы, а на субъективные оценки и комментарии высокопоставленных американских чиновников, которые считают ситуацию в экономике неблагоприятной. Вместе с тем нужно отметить, что для алюминиевой отрасли частое изменение цен в широком диапазоне – явление вполне нормальное. Оно связано не только с перепадами в экономическом развитии, но и с цикличностью процесса обновления биржевых фондов. Склады же – как официальные, так и скрытые, данные о которых не публикуются – имеют такую емкость, что изменение хранящихся на них запасов металла может происходить в достаточно широких пределах и при этом не оказывать никакого влияния на биржу. То есть запасы могут ежедневно уменьшаться на пять, десять тысяч тонн. Процесс этот может длиться полгода. Однако биржа не будет реагировать на поведение склада и физического рынка до тех пор, пока объем складских запасов не достигнет какого-то критического уровня.
НИА: Многие аналитики полагают, что менее чем через год – примерно в третьем квартале 2002 года – цена на металл вернется на уровень 1.500 долларов за тонну. Называются и более высокие цены. Разделяете ли вы это мнение в какой-либо степени?
Александр Булыгин: Я считаю, что объективная цена для такого типа конструкционного материала как алюминий составляет 1.500-1.600 долларов за тонну. При этой цене серьезной замены алюминию в автомобилестроении, машиностроении, мостостроении, строительстве зданий сегодня нет. Учитывая данное обстоятельство, можно было бы предположить, что в скором времени цены на «крылатый металл» вырастут до указанного уровня, однако после 11 сентября делать такой прогноз я бы поостерегся. Сегодня существует несколько сценариев того, что нас ожидает в дальнейшем. Многое зависит от того, как будут развиваться военные действия в Афганистане – сохранят ли они локальный характер или перерастут в глобальный конфликт, чреватый уже реальным, а не надуманным экономическим кризисом. Какая-то определенность в этом вопросе появится не раньше чем через четыре-пять месяцев. Пока же весь мир замер в ожидании. Все ждут, в каком направлении будут развиваться события на политической сцене, чтобы в зависимости от этого выстраивать свои планы по производству, по продаже, по потреблению. Поэтому мы думаем, что в течение ближайших шести месяцев цена на алюминий не будет превышать 1.250 долларов за тонну. Мы также надеемся, что во втором полугодии цена постепенно поднимется до уровня 1.450 долларов. Самый оптимистичный сценарий на текущий год предполагает, что среднегодовая цена на алюминий составит примерно 1.400 долларов за тонну. Самый пессимистичный вариант развития событий предусматривает падение биржевой цены до 1.100 долларов. Ниже этой отметки, на наш взгляд, цена опуститься не должна.
НИА: На чем основана эта оценка?
Александр Булыгин: В мире производится около 24 миллионов тонн алюминия в год. Выпуск половины этого металла осуществляют производители, у которых себестоимость продукции выше 1.100 долларов. Если цены на бирже упадут ниже указанного уровня, начнется спонтанный процесс замораживания производства и снижение спроса будет компенсировано соответствующим закрытием мощностей. Я думаю, если глобальный экономический кризис все-таки разразится и уровень потребления резко упадет, то представителям алюминиевых корпораций придется садиться за стол переговоров и договариваться о взаимном пропорциональном сокращении объемов производства. Прецедент такого картельного соглашения есть. В 1993 году, когда биржевая цена на алюминий как раз доходила до критического уровня в 1.100 долларов, производители металла заключили меморандум о взаимопонимании. В этот документ были заложены принципы, аналогичные тем, что действуют в Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК).
НИА: Себестоимость производства металла на заводах «Русского алюминия» одна из самых низких в мире. Есть ли смысл российским алюминщикам сокращать производство в условиях кризиса? Может стоит просто проигнорировать призывы коллег?
Александр Булыгин: Так не получится, надо договариваться. Кроме того, утверждение, что у российских производителей алюминия наиболее низкая в мире себестоимость продукции, не соответствует действительности. Об этом можно было говорить пять лет назад, когда российский металл действительно был самым конкурентоспособным. Однако сегодня энергетические и транспортные расходы предприятий отрасли очень велики. Вообще по уровню себестоимости всех производителей металла можно условно разделить на четыре группы. Предприятия с наиболее затратным производством относятся к четвертой группе. В нее входят китайские алюминиевые компании, у которых себестоимость продукции колеблется в пределах 1.250-1.300 долларов за тонну. В третью группу с себестоимостью на уровне 1.100-1.250 долларов можно включить США, Бразилию. Россия тоже относится к третьей группе. У производителей металла, которые входят во вторую группу, расходы на производство одной тонны алюминия составляют 1.000-1.100 долларов. Самую низкую себестоимость металла – на уровне 900-1.000 долларов – имеют компании первой группы из Австралии и Канады. Как видите, себестоимость нашей продукции далеко не самая низкая. Более того, в нынешних условиях нам удалось сохранить производство лишь благодаря реализации комплекса мер по сокращению издержек. Если бы не это, нам пришлось бы, например, останавливать Новокузнецкий алюминиевый завод (НКАЗ).
НИА: Если не секрет, в какую сумму можно оценить экономический эффект от реализации антикризисной программы?
Александр Булыгин: По сравнению с 2000 годом нам удалось уменьшить свои расходы примерно на 350 млн. долларов. Около 250 млн. долларов из этой суммы мы сумели сэкономить благодаря оптимизации схемы обеспечения предприятий глиноземом и вспомогательными материалами. 100 млн. долларов удалось сберечь за счет сокращения непроизводственных расходов и усовершенствования технологических процессов. Сегодня я со всей ответственностью могу заявить, что мы не будем по собственной инициативе сокращать объемы производства и проводить массовые увольнения. Это главный итог реализации комплекса мер по снижению издержек.
НИА: Эффект от реализации программы снижения затратности производства может быть уничтожен буквально в один день – стоит только производителям электроэнергии или перевозчикам повысить тарифы на свои услуги. Пытаетесь ли вы как-то застраховать свой бизнес от подобных рисков? Как сегодня складываются взаимоотношения «Русала» с естественными монополиями?
Александр Булыгин: У нас с энергетиками и МПС взаимоотношения непростые, но с энергообеспечением алюминиевых заводов у нас сегодня проблем меньше, чем с транспортировкой сырья и продукции. Есть факторы, которые позволяют нам чувствовать себя достаточно спокойно и не бояться необоснованного роста тарифов на электроэнергию в ближайшее время. Во-первых, акционеры «Русала» вложили значительные средства в электроэнергетику и сегодня владеют большими пакетами акций «Иркутскэнерго» и Красноярской ГЭС. Во-вторых, платежеспособный спрос на электроэнергию со стороны крупнейших потребителей – МПС, цветной металлургии, производителей минеральных удобрений, населения – в течение пяти лет, по нашим оценкам, не превысит одного цента за киловатт/час. В третьих, Сибирь, где расположены наши алюминиевые заводы, является энергоизбыточным регионом. Расположенные там генерирующие компании способны вырабатывать гораздо больше электроэнергии, чем они сейчас производят. При этом в настоящее время физически невозможно организовать переток энергии в больших объемах из Сибири в европейскую часть России. Гораздо больше нас беспокоит тарифная политика МПС. Мы до сих пор не понимаем и никто нам не может объяснить, по какому принципу устанавливались повышающие коэффициенты к базовому тарифу на железнодорожные перевозки? В чем состоит тарифная унификация, если «Русский алюминий» везет груз в полувагоне, как и другой грузоотправитель, а платит за перевозку в два раза больше? Почему цены на услуги, себестоимость которых одна и та же, варьируются? Эти вопросы до сих пор остаются без ответов. Сейчас нет контроля над предельным уровнем рентабельности естественных монополий. В случае с МПС рентабельность перевозок, имеющих одинаковую себестоимость, колеблется от отрицательных величин до запредельных 300 процентов. Это значит, что одни грузоотправители пользуются преференциями, а другие подвергаются дискриминации. Мы надеемся, что уже на первом этапе реформирования естественных монополий эти негативные моменты удастся ликвидировать.
Полный текст интервью на сайте НИА >>>
Материал также опубликовано на сайте журнала «Компания» >>>
Справка «Нового Региона». ОАО «Русский Алюминий Менеджмент» – крупнейший российский индустриальный холдинг, на его заводах производится более 70 % российского и около 10 % мирового алюминия. По объему производства первичного алюминия компания занимает второе место среди мировых производителей. На предприятиях холдинга трудятся более 65 тыс. человек. Штаб-квартира расположена в Москве. «Русский Алюминий» имеет собственную структурированную сеть сбыта, включающую торговые представительства в Европе и Америке.
Москва, Михаил Дежнев
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2002, «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».