В пятницу в интервью агентству «Новый Регион» настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери, руководитель отдела культуры Екатеринбургской епархии, историк по светскому образованию священник Андрей Канев ответил на отповедь, с которой писатель Владимир Войнович обратился к представителю Екатеринбургской епархии через службу новостей Русского Радио в Екатеринбурге. Напомним, что накануне гастролей в Екатеринбурге Театра на Таганке, который привез в областной центр спектакль «Иван Чонкин», священник выступил с резкой критикой созданного Войновичем образа солдата.
Как ранее сообщал «Новый Регион», отец Андрей назвал произведение классика советской прозы пасквилем на русского солдата, оскорбляющим само понятие армии, а показ спектакля в День защитника Отечества – очередным оскорблением истории России. Войнович, со своей стороны, посоветовал батюшке «не совать нос с мирские дела». Писатель заметил, что это атеисты-коммунисты «разваливали нашу армию и всю страну», они же расстреливали и священников, грабили и разрушали церкви, подчеркнул писатель, в связи с чем ему тем более непонятна позиция иерея православной церкви. В завершение писатель задает священнику вопрос: выполнял ли отец Андрей лично долг защитника Отечества?
Сегодня отец Андрей заявил, что не обвинял Владимира Войновича в «разваливании армии», речь шла только о том, что во многом стараниями таких «войновичей» российская армия переживает сейчас далеко не лучшие времена. «Зачем современному молодому поколению нужен такой «герой» как Чонкин? – спрашивает священник. – Сегодня надо создавать и показывать молодым достойные произведения. Современная молодежь в большинстве своем и так не помнит, не знает своей истории, не знает даже эпизодов Великой Отечественной войны, ее настоящих героев. И в такой момент мы показываем молодым Чонкина? Для чего? Книгу эту я читал и знаю, что кроме веселых приключений и развлечений Чонкин стоит на посту, сидит в тюрьме, приговаривается к расстрелу. Несмотря на эти эпизоды, образ Чонкина все равно является пародией, глуповатой и недостойной образа русского солдата. Кстати, не берусь судить как литературный критик, но с точки зрения рядового читателя это произведение Войновича мне показалось посредственным, а герой Чонкина очень напомнил зарубежного «бравого солдата Швейка». Что касается рассуждений писателя (которого как человека пожилого и имеющего большой жизненный опыт я уважаю), о бездарности наших военных, то любая война является кровопролитной и любая война – это жертва. Жертва за свою Родину, Отечество, отчего тем более память об этих жертвах должна быть достойной.
Церковь скорбит о многом, что было в XX веке, в том числе и о гонении на самих священников, но мы люди верующие, и во многих несчастьях мы склонны видеть промысел Божий, то, что Господь попускает людям для их спасения и покаяния. В этой связи хочется спросить писателя: «А где он был, когда расстреливали и гнали священников? Почему он тогда об этом не писал, а говорит только сейчас, когда это безопасно? И куда, кстати, Войнович дел свой партбилет?»
«В армии я не служил, но если сейчас нужно будет идти воевать, пойду, потому что защищать Родину – долг каждого христианина. Но защищать Отечество – не значит обязательно служить в армии или быть на войне. Защищать Отечество можно, будучи патриотом своей родины и защищая ее интересы», – подчеркнул священник Андрей Канев.
Екатеринбург, Маргарита Ситдикова
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2002, «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».