Современные участники Крестных ходов значительно отличаются от сложившегося стандартного представления о них: «чудаки», странники, преодолевающие сотни километров «без краюхи хлеба», «в лохмотьях, лаптях, с котомкой на плечах». Современные ходоки больше напоминают обычных туристов, поход которых четко спланирован и организован. Об этом «Новому Региону» рассказывают участники одного из многодневных Крестных ходов.
Например, по словам организаторов Крестного хода Екатеринбург – Кострома, который начнется в столице Урала 19 мая, в предстоящем шествии может принять участие любой желающий, в независимости от возраста и состояния здоровья (в многодневный молитвенный поход могут идти и женщины, и старики, и даже маленькие дети). Каждый сам решает, брать ли ему в дорогу детей, и сам рассчитывает свои силы. Может быть, единственное пожелание – чтобы человек был верующим и крещеным, хотя обычно в Крестных походах не таковые люди не участвуют, говорят организаторы. Крестный ход – это не марафон, поэтому в любой момент ходоки могут «сойти с дистанции» и уехать домой на транспорте. Важно, что люди просто приняли участие в молитвенном шествии и прошли хотя бы небольшой участок пути.
Остановка на ночлег, как правило, никогда не бывает спонтанной. Ответственные за поход идут или едут впереди шествия и заранее договариваются о ночлеге, организации питания в ближайшем населенном пункте. Обычно ходоки останавливаются в православных храмах и приходах. Там, где церковь побогаче, участников могут накормить бесплатно, на бедном приходе средства для закупки продуктов собираются коллективно. В любом случае участники похода берут с собой необходимый запас еды и питья, спальные мешки, палатки, теплые вещи. Все это везется на машине, которая сопровождает каждое шествие. Дети, например, во время пути могут в этой машине поспать. Организаторы стараются рассчитать так, чтобы на ночь ходоки все-таки не оставались на улице. В случае если Крестный ход задержался в пути и опаздывает к следующему перевалочному пункту, к участку следования колонны подгоняют специальные автобусы, которые довозят верующих кдо назначенного места. О подготовке автобусов заранее заботятся организаторы. Таким образом, практически к каждой запланированной остановке Крестный ход успевает вовремя, желанными гостями.
В сельской местности, где нет или никогда не было православных храмов, Крестный ход принимают особенно радушно, отмечают участники. Для жителей такой сельской местности шествие через их деревню православных верующих с иконами в руках и с крестами является настоящей радостью, неординарным событием. Здесь ночлег может быть организован в домах жителей, иногда за помощью организаторы обращаются в местную администрацию. Ходоки везут с собой православную литературу, которую распространяют по пути шествия. Кроме того, в составе каждого Крестного хода есть священник. Во время остановок он проводит молебны, крестит, исповедует, причащает, совершает литургии.
По словам верующих, главное значение Крестного хода – миссионерское. В первую очередь, он укрепляет веру самих участников и воздействует на тех, кто видит его со стороны. Нередки случаи, когда в населенных пунктах, где останавливаются ходоки, к ним присоединяются новые участники. Священники говорят, что Крестный ход должен быть красивым, величественным и вызывать самые добрые и благоговейные чувства у встречных людей, зажигая в них огоньки веры.
Екатеринбург, Алексей Леонтьев
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2002, «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».