Недавно стали известны промежуточные результаты работы комиссии заместителя главы президентской администрации Дмитрия Козака. Похоже, что вопрос о разграничении полномочий и предметов ведения между уровнями власти РФ сдвинулся с мертвой точки и начинает обретать законодательные очертания. Но на этом пути проблем все еще больше, чем решений. Во вторник, 2 июля, своим видением этих проблем в разговоре с корреспондентом московской госдумской многотиражки «Кворум» делится Юрий Осинцев – министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области, которая является одним из лидеров внешнеэкономической деятельности среди российских регионов.
– Итак, комиссия Козака подвела итоги своей работы. Рассмотрено около двухсот законов, отмечено несовершенство законодательства: двусмысленность, расплывчатость правовых норм. Приоритетными названы задачи четкого разграничения полномочий между государственным и муниципальным уровнями власти, закрепления за ними соответствующей компетенции. А также установление механизмов взаимодействия, контроля и ответственности между ними.
Все это – обязательные условия для оздоровления сложившейся системы самоуправления. Предложенный в концепции комплекс мероприятий по идее должен привести к усилению эффективности всей системы власти в стране, повышению ее авторитета среди граждан. Но тут-то и всплывает острейшая проблема несоответствия финансовых возможностей муниципалов с объемом расходов, которые необходимо осуществлять из местных бюджетов для жизнеобеспечения населения, проживающего на этой территории. Обязательства и потребности городов зачастую в несколько раз превышают их бюджетные возможности. Абсолютное большинство муниципальных образований страны являются дотационными. Кому нужны полномочия без денег?
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ расходная часть бюджетов муниципалитетов должна формироваться на основании утвержденных Российской Федерацией минимальных государственных стандартов (МГС) и минимальной бюджетной обеспеченности (МБО). Несмотря на это, в РФ до сих пор нет единых, утвержденных на уровне федерального центра МГС и МБО. Все это приводит к тому, что расходная часть бюджетов муниципальных образований формируются на основании нереальных (заниженных, устаревших) нормативов, что оборачивается постоянным недофинансированием ЖКХ, здравоохранения и образования.
Настоятельно необходима глубокая реформа финансовых взаимоотношений между различными уровнями власти. Без финансовой самодостаточности территории не будет реального самоуправления, сколько ни перекраивай пределы компетенции, сколько ни меняй управленческие схемы. Изменение межбюджетных взаимоотношений – это первейшая задача, которая и должна быть отражена в концепции как приоритетная.
В документе справедливо отмечается необходимость учета значительных различий в социально-экономическом развитии муниципальных образований. Авторы предлагают создать два уровня местного самоуправления. Первый – муниципалитеты, наиболее слабые, в основном, поселковые образования с полномочиями, максимально приближенными к населению: содержание жилищного фонда, тепло и водоснабжение, благоустройство. Остальные же полномочия передаются на уровень межмуниципальный: охрана общественного порядка, пожарная безопасность, медицинская помощь и образование, дорожное и жилищное строительство и т.п. При этом крупные города совмещают в себе функции муниципальных образований и муниципальных округов.
Предлагаемая система имеет ряд существенных недостатков и трудностей в ее реализации. Во-первых, в сфере финансов: возрастет нагрузка на крупные муниципалитеты, которые превратятся в муниципальные округа, потребуется существенное перераспределение ресурсов как на межмуниципальном, так и на государственном уровне. Во-вторых, вновь возникнут сложности с разграничением функций между двумя муниципальными уровнями: возникнет дублирование, сложности с координацией работы. Все проблемы отношений между муниципалитетами и субъектами РФ проявятся и здесь. Мы создадим дополнительный бюрократический уровень со всеми его аппаратами и службами. Из перечисленных проблем и трудностей многих можно избежать путем укрупнения муниципальных образований. Как именно?
Вместо количественного критерия создания муниципалитетов основным и главным должен стать критерий их финансовой достаточности (состоятельности). Муниципалитеты должны иметь достаточные недотационные источники для формирования собственных бюджетов, необходимых для реализации установленной законом компетенции. Все муниципалитеты, не отвечающие вышеназванному критерию, должны потерять право формировать свои бюджеты, перестать быть юридическими лицами и на правах районных единиц (администраций) присоединиться или объединиться с другими муниципалитетами.
Оригинал материала на сайте «Кворума» >>>
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2002, «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».