Экономические эксперты уверенно прогнозируют ощутимое повышение цен на товары длительного пользования (автомобили, бытовую технику, мебель) с начала 2003 года. По их мнению, это связано с предстоящей отменой единого налога на вмененный доход и переходом на обычную систему налогообложения большинства предприятий розничной торговли.
Как считают специалисты в области товарного рынка, ожидается две волны роста цен.
Первая волна будет наблюдаться в течение нескольких месяцев после 1 января 2003 года и будет непосредственно обусловлена введением новых налогов. Прежде всего, это 5-процентный налог с продаж. Если продукты в значительной степени от него освобождены, то по товарам длительного пользования он целиком попадет в посленовогоднюю цену и ляжет на плечи покупателей. Во-вторых, это акцизы на бензин, которые вырастут на 45% и увеличат цены на заправках примерно на рубль. В торговле транспортные расходы достаточно велики, а значит есть еще одна причина скорректировать цену. В целом повышение цен может составить 7-10%. В январе это повышение будет довольно болезненным, однако потребительский спрос довольно быстро адаптируется к такому росту цен, не слишком заметному на фоне «обычной» инфляции (12-16% в год). В любом случае, имеет смысл не откладывать крупные покупки, так как магазины в ожидании ажиотажного спроса и грядущего повышения цен могут «отрегулировать» свои цены и в последние две недели перед Новым годом.
Вторая волна может растянуться на несколько лет и поэтому покажется менее заметной. Но ее масштабы и последствия будут гораздо серьезнее. Последние тенденции федерального налогового законодательства предоставляют преимущества малым магазинам по отношению к крупным. То есть развитие больших торговых комплексов и торговых сетей по сути подавляется, а предпринимателей стимулируют открывать маленькие магазинчики, ларьки или киоски. Но любому здравомыслящему человеку понятно, что издержки обращения в малом торговом предприятии (даже если оно входит в торговую сеть) при прочих равных условиях выше, чем в большом. Поэтому увеличение доли небольших магазинов в долгосрочном плане приведет не только к росту цен, но и к ограничению потребительского спроса и снижению качества обслуживания.
Для того чтобы снизить рост цен, необходимо поставить все торговые предприятия приблизительно в равные условия, считают эксперты. И если государство вводит вмененный налог, значит, это должно касаться всех без исключения участников рынка. Исключение можно сделать лишь для действительно малого бизнеса, который должен определяться не по торговым площадям, а по размеру оборота (например, до 5 млн. рублей в год) или по месту расположения (например, в населенных пунктах до 50.000 человек). При этом уровень налоговой нагрузки на них должен примерно соответствовать упрощенной системе налогообложения. Такие предприятия не делают погоды на рынке и существенно не повлияют на уровень цен, полагают специалисты. Другой возможностью, находящейся целиком а ведении областной власти, является отмена или существенное снижение налога с продаж, например до 3%. Это также выровняет условия работы крупных и малых торговых предприятий и ограничит рост цен.
Екатеринбург, Марина Паукова
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2002, «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».