Мэр уральского города Невьянска Степан Назаров предложил мэру итальянского города Пиза заключить договор о сотрудничестве и взаимопомощи. Суть предложения сводится к тому, чтобы сделать Невьянск и Пизу городами-побратимами. По мнению Степана Назарова, для этого предложения есть все законные основания: и в Невьянске, и в Пизе есть свои падающие башни, представляющие из себя историческую, архитектурную и культурную ценность.
Градоначальник Невьянска передал свои предложения в мэрию Пизы год назад, там же оставил предложение посетить Невьянск и своими глазами убедиться в уникальности местной падающей башни. Мэр Пизы также был приглашен на торжества, посвященные празднованию 300-летия уральской металлургии, которые проходили осенью прошлого года, однако по неизвестным причинам прибыть не смог.
Спустя год после того как глава Невьянска направил свои инициативные предложения в Пизу, мэр итальянского города нашел время их рассмотреть. По неофициальным данным, в ближайшее время в Невьянск должно прийти официальное приглашение на имя главы города посетить Пизу и там в торжественной обстановке заключить договор о «побратимстве» двух городов.
Для справки: Невьянская наклонная башня – уникальный памятник архитектуры первой четверти XVIII века. Имя архитектора-строителя неизвестно.
Построена в 1721-1725 годах из подпятного кирпича по приказу Акинфия Демидова. Основание – квадрат 9,5 на 9,5 метра, высота – 57,5 метра, отклонение от вертикали вверху 1,86 метра на юго-запад, толщина стен в нижней части доходит до 2 метров, а вверху – до 32 см.
По внешнему виду башня напоминает русские шатровые колокольни: состоит из четверика и трех восьмигранных ярусов с балконами. Венчает ее шатрообразный купол с флюгером и «шаром-солнцем с шипами» – молниеотводом.
В башне размещались заводская лаборатория, архив, казначейская контора, тюрьма. В верхней части – слуховая комната, где слово, сказанное тихим шепотом в одном углу, громко раздается в противоположном по диагонали, а человек, стоящий в центре комнаты, ничего не слышит. Согласно легендам, в подземельях башни находился монетный двор, где работники по приказу Акинфия Демидова тайно чеканили серебряные и золотые монеты. Позднее подземелья вместе с работниками были затоплены. Однако до сих пор никаких научных подтверждений легенда не получила: подземелья и входы в них не найдены. Не обнаружено и монет, хотя доказано, что в лаборатории велась тайная плавка золота и серебра.
Нет ответа и на вопрос о причинах наклона башни. Мнения сводятся к двум версиям:
1. Башня построена наклонной осознанно (если верить легендам, строил ее итальянский архитектор наподобие Пизанской падающей башни). 2. Башня достраивалась с учетом появившегося наклона, который возник под действием грунтовых вод.
В начале 30-х годов XVIII века на башне установлен английский часовой механизм с музыкальным барабаном и колоколами стоимостью 5 тысяч рублей золотом (стоимость всей башни 4.207 рублей 60 копеек золотом).
Башня – символ могущества Демидовых, украшение столицы их «царства», своеобразное «завещание в камне» потомкам – до сих пор остается загадкой и хранит свои тайны.
Невьянск, Марина Паукова
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2002, «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».