российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Пятница, 3 января 2025, 14:37 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, Интервью, Видео, Рабкрин

Архив
Нынешние полпреды – это уже не солдаты Кремля

Институту полпредства скоро три года. В преддверии этой некруглой даты о роли и месте полпредов в истории рассуждает генеральный директор Агентства региональных исследований, эксперт сайта http://www.kreml.org Ростислав Туровский.

По мнению эксперта, сегодня можно сделать важный вывод, что институт федеральных округов все-таки состоялся, и можно подвести первые итоги.

Во-первых, структуры федеральных округов и полпреды заняли основное место в проекте по созданию в России института федерального вмешательства, что, безусловно, очень важно в условиях общего кризиса государства. Институт был неразвит в ельцинские времена, когда российская территория практически не контролировалась.

Именно благодаря полпредствам удалось более или менее отладить информационные потоки между Центром и регионами, потому что раньше Кремль не имел адекватного представления о том, что происходит на региональном уровне. Институт полпредов стал своеобразным центром накопления уникальной, эксклюзивной информации о политических и экономических процессах в регионах. В условиях большого государства, каким является Россия, сама информация, ее наличие в руках федерального центра является очень важным рычагом контроля над ситуацией.

В рамках некоторых федеральных округов удалось наладить взаимоотношения между региональными элитами путем проведения различных окружных совещаний, создания различных координационных структур, которые в некоторых федеральных округах реально действуют и способствуют росту внутриокружной интеграции. Другая положительная тенденция – оживление крупных региональных столиц, что само по себе важно для России, где слишком много функций и полномочий сосредоточено в Москве.

Еще одна положительная тенденция, которую отмечает Ростислав Туровский, заключается в том, что некоторые полпреды сыграли важную роль в урегулировании конфликтов на региональном уровне. То есть возник такой своеобразный институт федерального арбитража, когда полпред выступает в роли арбитра во внутрирегиональных конфликтах и способствует их разрешению. Идет децентрализация силовых структур, правоохранительных органов, которые жили под «губернаторским зонтиком», сейчас они начинают ориентироваться на федеральный центр. Структура федеральных округов способствовала запуску этого процесса.

Еще очень важно отметить, – говорит эксперт, – что удалось не допустить превращения института федеральных округов в конфликтную структуру. За вычетом ряда конфликтных ситуаций, удалось сгладить отношения между полпредами и губернаторами, и на сегодняшний день отношения нормализованы. То есть можно говорить о том, что этот имплантант постепенно приживается.

Кроме того, – подчеркивает Туровский, – удалось не допустить вмешательства полпредов в экономику, к чему они, конечно же, очень сильно стремились. Но было ясно, что допущение полпредов в экономику приведет к конфликту полпредов с исполнительной властью, причем как с правительством РФ, так и с губернаторами, что могло бы вызвать очень большое напряжение на региональном уровне, целую волну конфликтов, и, возможно, передел собственности, то есть очень неприятные явления.

Однако у института полпредства есть и серьезные недостатки. Во-первых, – говорит Туровский, – все-таки не удалось сделать контроль за территорией системным. Он остается, скорее, точечным и в значительной степени субъективным.

Не удалось четко определить правовой статус федеральных округов и правовой статус полпредов. Институт этот существует по-прежнему в рамках президентского указного права, что устраивает самих полпредов, которые упорно не хотят, чтобы были какие-то федеральные законы, которые приведут к ограничению их легитимности. Здесь требуется какая-то дополнительная стандартизация института федеральных округов, потому что пока система работает по-русски – кто во что горазд.

Личностный фактор в условиях такой ограниченной легитимности института и недостатка правовых процедур играет ключевую роль и очень часто вызывает проблемы, когда личность оказывается не вполне адекватна для конкретных политических ситуаций. Не удалось четко понять, каким должен быть полпред, каково его происхождение, стиль его политического поведения. А сегодня у нас появляется уже первый полпред-женщина – эксперимент, который полностью противоречит прежней логике, когда полпреду соответствовал образ мужика в погонах.

Еще, на взгляд Р.Туровского, не удалось наладить контроль за самими полпредами, потому что отношения полпредов с президентом и с администрацией президента до конца не упорядочены, и возникает такая парадоксальная ситуация, когда от имени федерального центра полпреды нередко преследуют просто свои собственные, корыстные интересы. Полпредов еще никогда не наказывали, хотя многие из них спровоцировали очень серьезные региональные конфликты.

«И еще один момент, что не удалось: институт полпредов не состоялся как публичный институт, он неизвестен и, непонятен простому избирателю, – заявил Р.Туровский. – Повышение публичности здесь необходимо. В противном случае, население начнет консолидироваться вокруг местных фигур, отторгая все попытки вмешательства со стороны полпредов.

Нынешние полпреды – это уже не солдаты Кремля, выражающие только точку зрения центра, они занимают промежуточное положение, где-то лоббируя интересы центра на региональном уровне, а где-то наоборот, лоббируя региональные интересы на уровне федерального центра. И, перефразируя Путина, можно сказать, что через эту структуру происходит сближение Центра и регионов. Путин сначала говорил о том, что центр приблизился к регионам, а, на мой взгляд, происходит уже взаимный процесс сближения центра и регионов.

Необходимо обратить внимание на определенные проблемы с окружными структурами. Например, о главных федеральных инспекторах. Сам по себе этот институт на сегодняшний день весьма слаб. Как любая российская бюрократическая структура, федеральные округа тоже строятся по принципу головастика, когда все концентрируется в центре, а на местах остается что-то весьма слабое. Поэтому федеральные инспекторы, которые сидят непосредственно в регионах, имеют очень ограниченные ресурсы, очень слабый институт. В результате, контроль за некоторыми субъектами федерации, очень ослаблен, так как непосредственно в субъекте значимой фигуры у полпреда нет».

Екатеринбург, Ирина Виноградова

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2003, «Новый Регион»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках