российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Суббота, 21 декабря 2024, 00:55 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, Интервью, Видео, Рабкрин

Архив
Проект «Стан-5000» в Нижнем Тагиле потерпел фактический крах, – мнение экспертов

В четверг «Металлургический бюллетень» публикует материал, посвященный состоянию трубной промышленности России. Как пишет «МБ», по итогам третьего квартала зафиксирован рост объемов производства на 19 процентов – это едва ли не лучший показатель в российской металлургии.

Трубная металлургическая компания (ТМК) сообщает, что за 9 месяцев увеличила отгрузку труб на 20 процентов. Синарский трубный завод (СинТЗ) в июле вышел на рекордный уровень производства за свою историю (53 тыс. тонн труб). А Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) за три квартала заметно превзошел (630 тыс. тонн) объем производства за весь 2002 год. Причина этого – рост добычи нефти и газа.

К примеру, чистая неконсолидированная прибыль «Газпрома» за первое полугодие увеличилась в 6,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла почти $ 4 млрд. Запланированные дивиденды ЮКОСа в $ 2 млрд. вообще раздражают большинство политиков. Схожая ситуация с доходами почти у всех российских нефтегазовых концернов, поэтому их инвестиции в производство и реконструкцию нефтегазовой отрасли быстро растут. А если нефтегазовая отрасль модернизируется, есть растущий фронт работ и у нашей трубной промышленности.

Среди проблем трубной промышленности – фактический крах проекта завода по производству труб большого диаметра (ЗТБД) в Нижнем Тагиле (Свердловская область). Его инициатору – «Евраз-холдингу» за несколько лет не удалось ни получить гарантий «Газпрома», ни привлечь серьезных инвестиций в новое производство. Как пишет «МБ», в Нижнем Тагиле построена только пустая стройплощадка, а новое рассмотрение проекта отложено до 2005 года. «Газпром», потеряв проект Нижнетагильского ЗТБД, где он был акционером, от проблем развития российской трубной отрасли фактически устранился.

Аналитики считают, что, таким образом, сегодня на российском рынке осталось только три серьезных проекта по производству ТБД диаметром до 1.420 мм.

Об этом говорится в материале «Металлургического бюллетеня» «Нефть, газ и трубы – причинно-следственные связи», который «Новый Регион» приводит полностью.

Нефть, газ и трубы – причинно-следственные связи

Многие последние новости, так или иначе связаны с состоянием дел в российской трубной отрасли. Начнем с наиболее приятных: 3 ноября ведущие СМИ сообщили, что Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти. Если к мировому лидерству в добыче газа мы привыкли, то успех нефтяников (невзирая на проблемы ЮКОСа или Ирака) – приятный сюрприз.

За 9 месяцев российская добыча нефти выросла на 11,1 процента, а добыча газа – на 4,5 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом мировые цены на энергоресурсы остаются высокими, что наращивает прибыли российской нефтегазовой отрасли. К примеру, чистая неконсолидированная прибыль «Газпрома» за первое полугодие увеличилась в 6,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла почти $ 4 млрд. Запланированные дивиденды ЮКОСа в $ 2 млрд. вообще раздражают большинство политиков. Схожая ситуация с доходами почти у всех российских нефтегазовых концернов, поэтому их инвестиции в производство быстро растут.

А если нефтегазовая отрасль модернизируется, то есть растущий фронт работ и у нашей трубной промышленности. Госкомстат РФ опубликовал данные о росте объемов производства российских труб за 3 квартала на 19 процентов, что едва ли не лучший показатель в российской черной металлургии. ТМК сообщает, что за 9 месяцев увеличила отгрузку труб на 20 процентов. Синарский ТЗ в июле вышел на рекордный уровень производства за свою историю (53 тыс. тонн труб). А ЧТПЗ за 3 квартала заметно превзошел (630 тыс. тонн) объем производства за весь 2002 год. Однако просто порадоваться за производственников не удается: в цепочке «нефть, газ и трубы» все обстоит не так радужно и гладко, как хотелось бы.

В общей сложности импорт труб в Россию за первое полугодие превысил объемы прошлого года на 120 процентов (!). А Харцызский трубный завод (Украина) за этот период увеличил свое производство в 2,5 раза, полностью выбрав в июле выделенную на 2003 год квоту на поставку труб большого диаметра (ТБД). Однако 18 сентября в Ялте квота на украинские ТБД была увеличена на 120 тыс. тонн. Этим решением наши власти, видимо, «расплатились» за подпись Украины под соглашением о едином экономическом пространстве. Импорт труб в Россию в этом году продолжает расти намного быстрее, чем собственное производство.

Другая причина предпочтения импорта потребителями – сравнительно высокие цены российских трубников. Причем вполне возможно, что не по их вине.

Главной новостью конца октября стало то, что Министерство по антимонопольной политике (МАП) России приняло к рассмотрению жалобу на металлургические комбинаты «Северсталь», ММК, НЛМК и «НОСТА» по обвинению в ценовом сговоре. Речь идет о согласованном и необоснованном завышении цен на сырье для российской трубной промышленности. Первое заседание в МАП запланировано на 19 ноября, так что есть время разобраться с реальной ситуацией в трубной отрасли.

Проблема трубного производства

Российские заводы чаще всего не имеют сталелитейного и прокатного производства. В качестве исходного сырья для производства труб они обычно используют специальный горячекатаный прокат (трубную заготовку, штрипс), производимую несколькими вышеназванными отечественными металлургическими комбинатами. Импорт на этом рынке невелик, в основном – с Украины, Южной Кореи, Австрии.

В стоимости производимых труб цена заготовки обычно составляет до 70 процентов.

Поставки большей части труб нефтегазовому комплексу страны идут по долгосрочным контрактам. Заказчик – более чем серьезный, поэтому корректировка договоров в части цен крайне сложна. Отсюда – огромная чувствительность трубного производства к текущей цене сырья. В этом году цены на трубную заготовку в России заметно выросли. Весной все ведущие металлургические комбинаты подняли цены на трубную заготовку и штрипс, поставляемый трубникам на 15–20 процентов. Следствием было первое обращение в правительство РФ, однако тогда полномасштабное расследование «сговора металлургов» не состоялось. Цены российского г/к проката тогда (в апреле-мае) еще были близки к мировому уровню. Однако, при падении мировых цен к лету 2003 года, российские цены на черный металл, включая трубную заготовку, продолжили свой плавный рост. Сейчас по разным позициям штрипса они превышают уровень начала года на 20–30 процентов.

Для большей независимости в обеспечении металлом многие российские трубники ставят вопрос о полномасштабном собственном производстве заготовки. Однако риск создания нового сталелитейного и прокатного производства при неполной загрузке таких мощностей в российской металлургии достаточно велик. Дело с организацией нового производства на паях с крупными металлургическими комбинатами (ЧТПЗ-ММК, ОМК-«Северсталь») дальше переговоров также пока не идет.

Так что теперь МАП не знает как «помирить» металлургов и трубников по вопросам цен на штрипс. Руководитель пресс-службы этого министерства Лариса Булгакова усомнилась, что расследование может дать результат. «Факт ценового сговора доказать очень сложно, – считает Лариса Булгакова. – Нужны доказательства, а временное поднятие цен не может служить основным доказательством сговора, нужна какая-то фактура».

Проводить собственное расследование мы не собираемся. Сравним только экономические показатели наших металлургических и трубных производств. Рентабельность крупнейших трубных заводов за 8 месяцев 2003 года в среднем отстает от тройки крупнейших металлургических комбинатов в 5 раз. Заметно отстают от металлургов даже лидеры российской трубной промышленности – Выксунский МЗ и Волжский ТЗ.

При дальнейшем снижении рентабельности трубных производств под угрозу, прежде всего, попадают широкомасштабные инвестиционные программы практически всех крупных заводов России. Особо принципиальна задержка планов создания российского производства труб большого диаметра (до 1.420 мм) для «Газпрома», активизирующего сейчас свои строительные планы.

Новости ТБД

Мы писали о состоянии дел с производством и потреблением ТБД в ноябре 2002 года и апреле 2003 года (журнал «Металлургический бюллетень» № 2/2002, № 7/2003). Однако к настоящему времени ситуация столь заметно изменилась, что пора вернуться к этому вопросу. Прежде всего отметим фактический крах проекта ЗТБД в Нижнем Тагиле. Его инициатору – «Евразхолдингу» – за несколько лет не удалось получить ни гарантий «Газпрома», ни привлечь серьезных инвестиций в новое производство. Реализована только пустая стройплощадка, а новое рассмотрение проекта отложено до 2005 года.

Таким образом, сегодня на российском рынке осталось три серьезных проекта по производству ТБД диаметром до 1420 мм.

Во-первых, наращивает и модернизирует производство ТБД Волжский ТЗ (холдинг «ТМК»), обладающий мощностью до 200 тыс. тонн труб в год. Однако их качество (спиральношовная сварка, малая толщина стенки и т.д.) пока не в полной мере удовлетворяет «Газпром». Растущие требования газовиков, вероятно, потребуют перестройки существующего производства. Другой проблемой Волжского ТЗ является его зависимость от поставок украинского штрипса для производства ТБД.

Второй проект реализует «Северсталь», а в июне 2003 года к нему присоединился «Евраз-холдинг». По новому соглашению сторон «Стан-5000» «Ижорских заводов» в Колпино будет производить штрипс из слябов НТМК. Создание трубосварочного производства на этом участке оценивается в $ 120–150 млн., из которых освоено только около $ 20 млн. Первую очередь комплекса планируется запустить в 2005 году. Он будет производить современные одношовные сварные трубы в количестве 450 тыс. тонн в год.

Третий проект, реализуемый Выксунским металлургическим заводом, планируется запустить с 2004 года. Проектная мощность этого трубного производства составит 570 тыс. тонн труб в год. Оборудование SMS Meer обеспечит на двух линиях производство современных одношовных ТБД диаметром от 508 до 1.420 мм общей мощностью до 1 млн. тонн в год (диаметром 1.420 мм – 570 тыс. тонн в год). Хотя авторы активно лоббируют этот проект, вопрос обеспечения его сырьем остается открытым.

Заявленные мощности всех новых производств ТБД превышают текущие потребности «Газпрома» втрое, поскольку радужные прогнозы аналитиков об удвоении спроса газового монополиста на ТБД в 2003 году провалились. Высокие цены на энергоносители и инвестиционная активность нефтегазовой отрасли к 2005 году также не гарантированы. Даже при полном импортозамещении (качество труб двух последних проектов это позволяет) инвестиции в создание новых производств остаются рискованными. А конфликт российских металлургов и трубников может ситуацию усугубить.

«Газпром», потеряв проект Нижнетагильского ЗТБД, где он был акционером, от проблем развития российской трубной отрасли фактически устранился. Единственное, что может обнадежить трубников, это обещания, то и дело звучащие со стороны «Газпрома», о переходе к 2005 году на закупки российских ТБД. Однако гарантий от него ни одна из российских компаний так и не получила.

Путь к перспективам

Как же лоббировать интересы российской металлургии и трубной промышленности перед всемогущим «Газпромом», наполняющим до 40 процентов российского бюджета? Да еще сохранить при заметной инфляции хорошие цены! Безусловно, не разборками в МАПе или созданием производств, обреченных на жесткую конкуренцию. Путь, когда металлурги создают трубные производства, а трубники – сталеплавильные и прокатные цеха, нежелателен для нашей страны, испытывающей дефицит в инвестициях.

Столетняя мировая практика однозначно подсказывает перспективы. Еще год назад мы писали («Металлургический бюллетень» № 1 2002 год), что независимых трубных производств в мире немного. Они чаще возникали как подразделения мощных металлургических (машиностроительных) корпораций (US Steel, Ipsco, Sumitomo, Kawasaki Steel, Thyssen Krupp) или поглощались ими (Mannesman/SMS Demag/Meer и т.д.). Лучший путь для «независимых» трубников, чтобы выскользнуть из-под пресса могучих заказчиков (нефтегазовые концерны) и неслабых поставщиков (металлургические комбинаты), – слияние с последними. Объединение с металлургическим производством как минимум значительно снижает издержки трубников.

В 2002 году ОМК пыталась создать производство ТБД совместно с «Северсталью» (знаменитый «Альянс 1420»). Тогда проект не был реализован. Тем не менее, компании не отказались от реализации этих планов, и в будущем мы сможем стать свидетелями возрождения этого проекта. Только уже на принципиально иной основе. Очевидно, что мощная «Северсталь» не только не потеряла интерес к реализации данного проекта, но напротив, еще более укрепилась в намерении занять нишу производства трубы 1.420. Поэтому, на сей раз речь, скорее всего, идет не об объединении усилий двух компаний, как это было год назад, а о возможном поглощении «Северсталью» трубного производства ОМК. Во всяком случае, аналитики называют сценарий продажи производства труб 1.420 ОМК «Северстали» наиболее реальным. В этой связи интересна информация известной консалтинговой фирмы Mc. Kinsey, которая предложила ОМК решить острую проблему с обеспечением трубной заготовкой посредством создания альянса с «Северсталью» (при этом рассматривался и вариант участия «Северстали» в акционерном капитале ОМК). Естественно, что рекомендации консультанта, на протяжении многих лет работающего с «Северсталью», являются свидетельством серьезного изучения вопроса возможности слияния-поглощения двух компаний. Поэтому можно прогнозировать появление на рынке весьма мощного игрока, который сконцентрирует у себя ряд технических, экономических и организационных преимуществ, вплоть до возможностей успешного лоббирования интересов производства на всех уровнях.

Другой мощный трубный холдинг – ТМК, который пока остается единственным в России производителем труб 1.420, – расстаться с рентабельным и наращивающим производство Волжским ТЗ, видимо, не захочет. Решение о создании собственного металлургического производства в ТМК, похоже, является окончательным. К примеру, 5 ноября пришло известие с берлинского инвестиционного форума «Юг России-2003», где немецкая сторона подтвердила намерение инвестировать в строительство металлургического комбината в Волгоградской области. Сбыт его продукции планируется, прежде всего, на Волжский ТЗ.

Предпринимает попытки создания своего «проекта 1.420» и стальная группа «Мечел», которая, по некоторым данным с августа ведет переговоры с Харцызским трубным заводом. Однако компания может натолкнуться на «очередную Тузлу», считают наблюдатели. Торговые отношения нашей страны с ближайшим соседом стабильными назвать никак нельзя.

Отличную от своих коллег позицию занял третий крупный игрок на трубном рынке – Челябинский трубопрокатный завод. Руководство компании однозначно заявило о своем отказе идти на рынок трубы 1420. ЧТПЗ даже начал активный PR о возможности замены в проектах «Газпрома» труб «русского размера» на трубы меньшего диаметра с улучшенными характеристиками.

Что ждет трубников и металлургов в ближайшем будущем: разрозненные проекты или создание нескольких мощных и эффективных производств? Конечно, ответ на этот вопрос даст не МАП, а только время и здравый смысл…

Статья была опубликована в журнале «Металлургический бюллетень» (№ 21).

Москва, Михаил Дежнев

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2003, «Новый Регион»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках