Подкуп избирателей в ходе текущей выборной кампании приобрел поистине грандиозные размеры. Главным отличием нынешней кампании стало то, что избиратели сами ставят кандидата в известность, на каких условиях они готовы за него проголосовать, и назначают цену.
О подробностях установившихся рыночных отношений и возможных последствиях скупки-продажи голосов «Новому Региону» рассказала заведующая кафедрой речи Екатеринбургского театрального института Азалия Блинова, принимавшая участие в большом количестве избирательных кампаний. По словам собеседницы агентства, подкуп на текущих выборах перестал быть чем-то из ряда вон выходящим. В Свердловской области и, особенно, в Екатеринбурге он считается нормой. Избиратели реально почувствовали свою власть над кандидатами, поэтому без особых церемоний выставляют списки того, что им бы хотелось получить в ходе нынешней предвыборной гонки.
«Жители сельских территорий, несмотря на то, что их финансовое положение гораздо хуже, чем в городе, пока стесняются ставить ультиматумы кандидатам. Чаще всего они пишут письма с просьбами о материальной помощи и стараются передать их на предвыборных встречах. Как правило, на такой шаг идут люди, оказавшиеся в безвыходном положении», – говорит А. Блинова.
Совсем другая ситуация складывается в городе. Жители уральской столицы на встречах прямо заявляют кандидатам: мы проголосуем за вас, если вы сделаете для нас то-то и то-то. Жители одного из пригородных поселков Екатеринбурга на предвыборной встрече с кандидатом в мэры попросили за каждый голос кило лапши. За это они гарантировали свою 100-процентную поддержку.
Чаще всего обменять свои голоса избиратели готовы на водку и продуктовые наборы. В одной из екатеринбургских больниц пациенты попросили у пришедшего к ним кандидата подарить лечебному учреждению подушки и простыни – спать на имеющихся в палатах ватных комках неудобно. В ответ на заботу они пообещали проголосовать за дарителя.
Другой не менее распространенный способ поживиться за счет кандидата – сама организация встреч с избирателями. Многочисленные административные барьеры, которые выстраивают действующие власти для соперников, создают условия для активной продажи «помещений с электоратом». Чаще всего такие ситуации в Екатеринбурге можно наблюдать в больницах, школах, детских садах и на предприятиях. Руководство учреждения предоставляет кандидату возможность выступить перед сотрудниками или, например, родителями школьников за определенную мзду. «Есть радеющие за дело директора. Они обменивают предвыборную встречу на компьютер для школы или игрушки для воспитанников детсада, другие же сразу просят у кандидатов деньги и попросту кладут их себе в карман», – рассказывает Азалия Блинова.
По словам собеседницы агентства, на такое отношение к выборам граждан толкает ужасающая, унизительная бедность. Теперь к ней добавился и цинизм: если меня постоянно покупают, значит, мой голос дорого стоит. И здесь важно не продешевить. По мнению Блиновой, результатом подобных торговых взаимоотношений, начавшихся с простой покупки голоса за бутылку водки, станет полное уничтожение демократии. «Когда продается буквально все, сама необходимость выбора отпадает. Разуверившись в своем избирательном праве и полностью потеряв надежду что-то изменить в ходе голосования, граждане будут готовы к тому, чтобы их мнением при формировании власти уже никто не интересовался», – говорит Азалия Блинова.
Ссылка по теме:
Из уральской политики исчезли революционеры >>>
Екатеринбург, Таисья Исупова
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2003, «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».