Валентин Купцов считает, что «Единство» может стать второй по численности фракцией в новой Госдуме.
Об этом первый заместитель председателя ЦК КПРФ Валентин Купцов заявил в беседе с корреспондентом АПН.
По мнению Купцова, КПРФ 19 декабря на выборах в Государственную Думу ФС РФ получит 25 – 27 процентов голосов избирателей, «а может быть, и все 30 процентов» и таким образом вновь сформирует самую многочисленную фракцию. На втором месте, по его мнению, окажутся «Единство» или «Отечество – Вся Россия» (ОВР).
Из сообщения АНП
Итоги выборов Государственной Думы станут известны в самое ближайшее время. Тем не менее уже сейчас будет интересно рассмотреть избирательную кампанию межрегионального движения «Единство», отметив некоторые интересные ее особенности.
Происхождение «Единства»
Блок «Единство», без сомнений, можно считать вершиной виртуального партийного строительства в России. В то же время, если на выборах он получит достаточное количество голосов, то станет первой партией власти нового типа в истории новой России.
В чем же эта новизна?
Новизна «Единства» – в его привязанности к идее, а не к персоналиям. Что бы ни говорили, но фигуры лидеров блока служат лишь материальным оформлением заложенной в основе блока идеи. Ни Шойгу, ни Карелин, ни Гуров не обладают достаточной для «вытягивания» всего блока харизмой.
После крушения начальной идеи «Медведя» как блока губернаторов ничего нового в основу его существования не было положено.
Фактически, «Единство» – это чистый PR, имидж без реального наполнения. Но все это отнюдь не говорит о политической обреченности «Единства». Наоборот, освобождение от непосредственного влияния губернаторов позволило блоку более четко позиционировать себя именно как избирательный блок. То есть избирателям предлагается не повторно поддержать уже избранных губернаторов – своих и соседских – а проголосовать за полноценный партийный список, ориентированный на защиту интересов государственной власти в новой Государственной Думе.
«Единство» должно стать рабочей проправительственной фракцией в Думе, и это самое главное его предназначение. Отсутствие во главе партийного списка председателя правительства (в 1995 году список НДР возглавлял Виктор Черномырдин) отнюдь не играет в минус блоку. Наоборот, это делает его еще более перспективным для будущей работы: вне зависимости от фигуры главы правительства в Думе будет работать максимально центристская фракция.
Блок состоялся и, очевидно, получит какой-то – может быть, даже вполне достойный – процент голосов избирателей. За что же будут голосовать россияне?
Сторонников «Единства», по их избирательной мотивации, можно условно разделить на две группы, хотя в основе электоральных мотиваций и одних и других лежит осознанное или бессознательное желание законсервировать сложившуюся политическую ситуацию, боязнь ее ухудшения.
Первая группа значительно меньше второй. Это традиционные избиратели проправительственных блоков, то есть те избиратели, которые в силу ряда причин «завязаны» на нынешней политической или экономической системе: преуспевающие бизнесмены, государственные служащие, военные и милиционеры, работники силовых структур.
Для этой группы персоналии и идеология блока не имеют принципиального значения. Важнейшей мотивацией является сохранение порядка для себя и для страны. Для этой группы личные предпочтения отступают на второй план перед корпоративным интересом. Соответственно, никакая аргументация «против» изначально не воспринимается. Даже при внутренней симпатии к другим силам эти избиратели будут голосовать за «Единство», потому что, в конечном счете, они голосуют за себя.
Однако по сравнению с прошлой партией власти – НДР – у «Единства» есть существенный недостаток: наличие конкурирующих структур, ориентирующихся на другие сегменты расколовшейся политической элиты России. Совершенно понятно, что чиновничество Башкирии и Татарии, Челябинска и Москвы не будет голосовать за «Единство», так как для них это партия враждебного политического клана, претендующая на подавление отколовшихся политических элит.
Именно раскол политической элиты страны на лояльную президентской администрации и демонстрирующую свое нежелание работать с окружением нынешнего главы государства может нанести наибольший удар по электоральному успеху «Единства». Рационально мыслящий слой избирателей может сознательно не поддержать кремлевскую партию, хотя в общем поддерживать исповедуемые ею политические ценности.
Разброд и шатание в среде политической элиты, конечно же, повлияют и на настроения не принадлежащего к элите электората.
Вторая группа потенциальных сторонников «Единства» – консервативно мыслящая часть российского общества, не имеющая каких-либо конкретных интересов, но подсознательно боящаяся перемен.
Консерватизм и определенная реактивность являются характерными чертами общественного сознания россиян. Как бы ни была слаба и беспомощна нынешняя власть, она все равно устраивает достаточно большую часть населения России, уже хотя бы потому, что они привыкли к ней. Людям удалось приспособиться к ельцинской экономике, и они не хотят каких-то коренных перемен.
Именно для этой группы избирателей «Единство» наиболее привлекательно среди других центристских блоков.
Путешествие в глубины национальных стереотипов
Кампания «медведей» простроена очень грамотно и, при других обстоятельствах, наверняка привела бы к электоральному триумфу «Единства». (Под другими обстоятельствами в данном случае имеются в виду наличие авторитетного президента и консолидации политической элиты).
В чем ее грамотность?
В условиях отсутствия времени и реального фундамента для создания крепкой проправительственной коалиции создателями блока было удачно выбрано название и грамотно простроен имидж движение. «Единство» – слово, рождающее, безусловно, положительные ассоциации у любого русскоговорящего и воспитанного на русской и советской культуре человека.
Название «Единство» в сочетании с почти архетипическим слоганом «В единстве наша сила» рождает в сознании целую череду положительных образов. Более того, положительный заряд, которым обладает понятие «единство», блокирует попытки негативизировать электоральное восприятие «Единства».
Между тем основным «центристским» конкурентом «Единства» выступает блок «Отечество – Вся Россия». Несмотря на положительный эмоциональный заряд, содержащийся в словах «Отечество» и «Россия», эффект этот не столь однозначен. Со словом «Отечество» в русском сознании связано ощущение некоего надлома, пафоса, горечи. «И дым Отечества нам сладок и приятен…», «Отечество не выбирают…», «Великая Отечественная война» – в этом понятийном ряду избирательный блок ОВР отнюдь не выглядит выигрышно. Конечно, можно вспомнить и другие, абсолютно положительные словосочетания, содержащие слово «Отечество», но они не компенсируют приведенные выше и им подобные. Слова «Отечество» и «Россия» скорее наводят на философские рассуждения, чем понуждают голосовать за Лужкова, Примакова, Рахимова и Шаймиева. Тем более что сами по себе фигуры, например, Рахимова или Шаймиева никак не ассоциируются с Россией и Отечеством у абсолютного большинства россиян.
С другой стороны, блок преподносится и под другим названием – «Медведь».
То есть имидж движения строится на гармонизированном соотношении традиционных для русской ментальности ассоциаций и образов нового и новейшего русского общественного сознания.
Медведь вообще является одной из наиболее знаковых фигур в подсознании русских людей. В русских сказках, отражающих глубинные стереотипы восприятия реальности, медведь выступает носителем силы (в первой тройке «Единства» это Карелин), простоты (Шойгу) и справедливости (Гуров).
То есть первая тройка «Единства» удачна в том плане, что каждый из ее членов несет в себе все «медвежьи» черты – и силу, и простоту, и справедливость, но одновременно символизирует одну из черт несколько больше, чем другие.
Любопытно и коренное отличие в восприятии медведя как персонажа русскими и европейцами. Для русских медведь – персонаж положительный, лишь в редких случаях он выступает в отрицательном свете, но и то в силу своей простоты, как жертва чьей-то хитрости. Медведь в русских сказках (и в новейших анекдотах!) – это сильный, добрый, но простоватый увалень, вызывающий добрые чувства.
Для европейцев медведь выступает носителем пассивной, тупой силы. Медведь страшен, опасен, туп и грязен. Именно таким восприятием и объясняется любимый ярлык западной пропаганды «русский медведь». Мы всегда удивлялись и внутренне гордились таким сравнением: да, мы сильные, честные, добрые. Как в старом анекдоте про Чапаева: «Ну, Василий Иванович, ты и дуб!» – «Да, я могуч!». Европейцы же вкладывали в этот штамп все свои страхи и всё свое презрение к загадочному народу, живущему в холодных лесах за границами Европы и разума.
Между прочим, аналогичная ситуация с образом волка. Для германских и романских народов, например, волк – это вполне положительный персонаж. Волк – символ воина, спутник Одина-Вотана. Волчица выкормила Рема и Ромула. Отсюда героический эпос «Беовульф», имена Вольф и Вольфганг.
Поэтому ставка Гитлера и называлась, к радости советских пропагандистов, «Волчье логово», «Wolfschanze». Для русского же человека волк – это вечно голодное, тупое, подлое и изначально агрессивное животное. «Волки позорные» – это вполне адекватное описание всего комплекса русских ассоциаций по поводу волка. Естественно, что никаких положительных эмоций не вызвал бы у избирателей России блок «Волк», а лучшего названия, чем «волчье логово», для ставки главного противника и не придумаешь.
Первая тройка «Единства» и новые русские стереотипы
Любопытно отметить и еще одну, чрезвычайно удачную и, очевидно, не случайную, особенность позиционирования в общественном сознании первой тройки «Единства».
Если посмотреть на плакатное изображение «медвежьей» тройки, то можно увидеть вполне читаемый «месседж» избирателю. Действительно, каждый из трех мужчин, символизирующих «Единство», помимо несения определенных черт «медвежьего» символизма, несет на себе и как бы вторичный код.
При таком прочтении Карелин символизирует фигуру «крутого» (обращаю внимание читателей, что это отнюдь не означает, что в реальной жизни Александр Карелин связан с криминальным бизнесом; речь идет именно о стереотипах восприятия внешности человека): физически сильный, с волевым лицом, хорошо одетый Карелин выглядит именно так, как в представлении обывателя выглядит «крутой» человек. В данном случае это не просто «бандит», а как бы именно «крутой бизнесмен», не чурающийся контактов с бандитами, но в целом «наш», готовый за Россию-матушку «пасть порвать». В данном случае это символ сложившегося «понятийного» порядка.
Гуров, изображаемый в милицейской форме, иллюстрирует стереотипного «мента», то есть стража порядка в его бытовом понимании: ловля воров, защита от хулиганов и соседей-дебоширов.
Сергей Шойгу символизирует честного чиновника, помогающего людям. Кроме того, Сергей Кожугетович представляет нерусское население России, что тоже немаловажно в условиях многонационального государства. Тем более что «нерусскость» Шойгу имеет положительное значение: Тува, откуда родом Сергей Кожугетович, не замечена в сепаратизме. Итак, Сергей Шойгу как персонаж символизирует честное чиновничество, помогающее людям, и вместе с тем сохранение многонационального порядка в России. Как член правительства он олицетворяет и государственную власть, государственный порядок, являясь как бы объединяющим началом.
Более того, за спиной Сергея Шойгу – опыт руководства Министерством чрезвычайных ситуаций, рождающий в сознании россиян представление о «спасателях»-«спасителях», что тоже играет свою, вполне положительную роль.
Таким образом, и на уровне новорусской ментальности первая тройка «Единства» достаточно продуманно эксплуатирует стереотипы общественного сознания.
Миссия «Единства»
За полгода до президентских выборов любая инициатива нынешней президентской администрации так или иначе связана с предстоящими главными выборами ближайшего четырехлетия.
Если «Единству» с нуля удастся раскрутиться до каких-либо приличных результатов за небольшой промежуток времени, то опыт формирования продуманного имиджа, несомненно, будет использован технологами президентской администрации для будущей президентской кампании.
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2000, «Регион-Эксперт», Михаил ФЕДОРОВ
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».