В Екатеринбурге вышла в свет уникальная книга, в которой собрано более трех тысяч слоганов, использовавшихся на выборах в России с 1993 года. Ее составители – Константин Киселев, председатель совета Уральской гильдии политических консультантов, заместитель директора Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук (УрО РАН) и Сергей Мошкин, член гильдии политконсультантов, ведущий научный сотрудник института. Выпустило новинку издательство УрО РАН.
В интервью «Новому Региону» Константин Киселев сообщил, что тираж «Коллекции политических слоганов» – так называется книга – составил всего тысячу экземпляров. В продажу она не поступит, а будет распространяться среди консультантов, политиков, исследователей и всех, кому она интересна.
На двухсот семидесяти шести страницах «Коллекции» размещены лишь слоганы, без комментариев, конкретных фамилий кандидатов и указания кампаний, в которых они были использованы. Классифицирован материал по алфавиту. По словам Константина Киселева, ранее он уже предпринимал попытку анализа предвыборных слоганов, выпустив в 2002 году книгу «Политический слоган: проблемы семантической политики и коммуникативная техника». «За два года семантическая ситуация изменилась. Поэтому был собран новый материал: мы с Сергеем Мошкиным объединили наши домашние коллекции слоганов, и получили три тысячи исследовательских единиц, – говорит Константин Киселев. – На этот раз материал не снабжен комментариями – к анализу можно будет приступить примерно через год, когда будет ясно, что нам принес новый электоральный цикл».
В беседе с корреспондентом агентства эксперт выделил ряд общих моментов в эволюции слоганов за последние несколько лет. Во-первых, увеличилось число слоганов, где использованы производные от слова «порядок» и его синонимов, при сохранении общей патерналистской направленности (упор на заботу, защиту и т.д.). Во-вторых, резко возросло число слоганов, где упоминаются названия партий, что связано с развитием партийной системы в России. В-третьих, стало часто употребляться имя президента Владимира Путина и слово «президент». В-четвертых, авторы слоганов прибегают к цитатам из различных речей главы государства и используют выдвигаемые им тезисы (борьба с бедностью, удвоение ВВП и т.д.).
Константин Киселев привел примеры удачных и неудачных слоганов. Среди наиболее результативных он назвал фразу «Голосуй не за страх, а за совесть», использованную в 1995 году в кампании опального экс-председателя свердловского областного совета Эдуарда Росселя против губернатора Алексея Страхова, а также лозунг «Союза правых сил» на выборах 1999 года – «Ты Прав». По его словам, оба слогана очень сильны с точки зрения семантики, и бьют точно в цель. Не меньше нравятся политологу слоганы «Иванов, побойся Бога!» (фамилия кандидата может быть любой) и «Проголосовал – отжался». Последний использовался в кампании против губернатора Красноярского края Александра Лебедя. Пример неудачного лозунга – «Подмосковье – в ХХI век!». Он не несет никакой смысловой нагрузки. Есть в коллекции и достаточно комичные экземпляры. В одной из региональных кампаний активно использовалась аббревиатура АБВГД, – рассказывает Константин Киселев. – Расшифровывалась она так: «Атамана Бориса Васильевича Гуляева – в Думу!».
Константин Киселев отметил, что презентация книги не планируется, а распространяться она будет абсолютно бесплатно.
Екатеринбург, Иван Коновалов
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2004, «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».