AMP18+

Екатеринбург

/

На Урале «путинско-медведевскую» вертикаль власти дотянули до мэров Результатом стала персональная ответственность муниципальных глав «за всё»

В Свердловской области сформировалась «мишаринская» вертикаль власти. Как отмечают эксперты, это, по сути, модель «путинско-медведевской» вертикали с той разницей, что в подчинение и зависимость от губернатора попали главы муниципалитетов. И если сначала мэры пытались сопротивляться – писали заявление на увольнение или пробовали оспорить отставку в суде, в будущем такие эксцессы вряд ли возможны. Как отмечает корреспондент «Нового Региона», стиль управления Мишарина схож с методой Медведева – неисполнительность или халатность будут караться увольнением. Кажется, свердловские мэры хорошо усваивают первые уроки – их исполнительская дисциплина растет на глазах.

Отмена губернаторских выборов в России принесла свои плоды: независимые от народной любви и мнения главы регионов ставят местное самоуправление в зависимость от исполнительной власти. Так произошло в Свердловской области – если при Эдуарде Росселе мэры чувствовали себя вольготно и могли игнорировать указания властей, сейчас подобное практически исключено. «Первой ласточкой» стал артемовский глава Юрий Манякин, снятый Александром Мишариным в марте нынешнего года за беспорядок в коммунальной сфере. Коллеги отставника отреагировали немедленно: пытаясь выразить неприятие нового стиля руководства, мэр Верхней Салды Николай Тихонов и глава Гаринского городского округа Анатолий Шевалдин написали заявление об уходе со своих постов. Но «громко хлопнуть дверью» не получилось – оба остались на местах, зато впредь подобных попыток ни один из градоначальников не предпринимал. Как отмечает корреспондент «Нового Региона», дальнейшему «приведению в соответствие» всенародно избранных мэров способствовал федеральный тренд по внедрению института сити-менеджеров. Кстати, об этом Александр Мишарин вновь упомянул на днях во время поездки в Дегтярск: по его словам, из 73-х свердловских муниципалитетов, уже в 21-м – введена система сити-менеджмента.

Но едва ли не самой эффектной формой выстраивания новых взаимоотношений Мишарина с мэрами стала практика еженедельных видеоконференций. Там бывает по-настоящему жарко – иной раз некоторым из глав бывает очень нелегко, достаточно показать неосведомленность. Как правило, такие пятничные «беседы» заканчиваются персональной ответственностью мэров за самый широкий круг вопросов – от ремонта дорог до тушения лесных пожаров и подготовки школ к новому учебному году. Насколько это эффективно, мы убедимся уже скоро – на носу старт очередного отопительного сезона.

При Росселе все было иначе – тот придерживался принципа разделения муниципальной и исполнительной властей и в 2007 году назад даже создал Совет глав муниципальных образований при губернаторе. По своей сути это был совещательный орган, образованный для взаимодействия с главами городских округов и муниципальных районов Свердловской области. Руководил Советом сам Россель, а его секретарем был глава губернаторской администрации – Александр Левин. Для решения оперативных вопросов был создан президиум Совета из десяти человек, состав которого менялся через каждые полгода.

Впрочем, такой коллегиальный «либерализм» ничем хорошим не закончился. Апофеозом индифферентного отношения мэров к распоряжениям губернатора и кабмина стала история с угрозой ввести в задолжавших за услуги ЖКХ городах внешнее управление. В апреле 2008 года градоначальникам даже дали срок для составления графиков погашения задолженностей с обязательной отправкой этих документов в правительство. И хотя выполнить требование никто не удосужился, никаких дисциплинарных мер Росселем, Левиным или Кокшаровым (экс-премьер-министр, прим. НР) в отношении неисполнительных мэров принято не было – реальная угроза обернулась пустой «пугалкой». Понятно, что такое положение дел не могло способствовать укреплению мэрской дисциплины, наоборот, ослабляло в ее среде влияние и авторитет губернатора.

Уральский политолог Алексей Швайгерт согласен с тем, что Александр Мишарин в общении с мэрами «ушел от диалога к монологу». В этом эксперт видит четкое следование политике федеральных властей, только уже в регионах – там создаются собственные вертикали власти. «Россель «позднего периода», конечно, был малоэффективный губернатор в плане управленческих решений. Это был, скорее, аксакал, плывший по течению – его все устраивало, – отмечает он. В случае с Александром Мишариным все иначе: Москву интересует функционализм назначаемых губернаторов, не случайно теперь на должности государственной службы повсеместно приходят менеджеры».

«Предположим, есть акционерное общество «Государство» или «Кремль», которое владеет контрольным пакетом акций корпорации «Свердловская область». С этой позиции Мишарин, безусловно, эффективен», – указывает собеседник «Нового Региона».

Подводя итог подобной трансформации региональной политической системы, российский политолог Евгений Минченко указывает, что ничего специфического в этом нет. «Линия на фактическое сворачивание местного самоуправления и его перевод под полный контроль исполнительной власти происходит по всей стране», – указывает эксперт. Сам он считает, что такая тенденция в будущем может быть опасна – управляемость сверху возрастает, но в результате падает инициатива на местах. В этой ситуации политолог рекомендует губернаторам больше общаться с населением регионов. «Нужно как можно больше проводить интерактивов с населением. Но этому нужно учиться, в противном случае эффект будет противоположным», – предостерегает Минченко.

Впрочем, губернаторы уже этому учатся – большинство из них завели себе блоги и активизировали работу с обращениями населения. В Свердловской области рубрика обратной связи с гражданами на официальном сайте Мишарина обрела популярность в первые же дни – когда выяснилось, что писать туда можно по любой проблематике и по многим вопросам меры принимаются очень быстро.

Претерпела изменения и практика личного общения с народом. Встречи с жителями конкретных территорий теперь происходят не только по случаю предвыборных вояжей, как это было раньше, но при любом удобном случае. Как отмечают наблюдатели, в практике «обратной связи» появилось больше импровизации. Общение с людьми, а не докладчиками, все чаще внедряется в повестку визитов губернатора – будь то облет горящих территорий или ревизия городских дорог.

Екатеринбург, Москва, Александр Родионов

© 2010, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Москва, Урал, Центр России, Выборы, Общество, Политика, Россия,