Свердловскую область охватил настоящий бум банкротств. Судя по статистике Арбитражного суда, дел о ликвидации предприятий за 10 месяцев этого года поступило больше, чем за весь предыдущий год, передает корреспондент «Нового Региона». Эксперты ссылаются на «посткризисный синдром»: посредством ликвидации активов собственники уходят от уплаты долгов кредиторам. А наиболее предрасположенными к банкротству отраслями на Среднем Урале оказались торговля, строительство и малый бизнес.
Как рассказала «Новому Региону» пресс-секретарь Арбитражного суда Свердловской области Юлия Колясникова, с января по октябрь этого года на рассмотрение суда поступило 864 исковых заявления о несостоятельности (банкротстве). Из этого массива документов к настоящему времени судьи арбитража успели рассмотреть 528 дел, указала собеседница агентства. Статистика удивительная – ведь только за весь 2009 год в арбитражный суд было направлено 832 дела о банкротстве, из которых до завершения довели 524 иска. По остальным по той или иной причине были получены отказы, добавила г-жа Колясникова. Вместе с тем, объяснить причину такого всплеска дел о банкротстве в суде назвать затруднились.
Чуть более предметно масштаб ликвидационных дел в свердловском арбитраже смогли оценить в Уральской саморегулируемой организации арбитражных управляющих – именно ее члены становятся на банкротящихся заводах и в фирмах антикризисными управляющими. Рост числа исков о несостоятельности и.о. руководителя СРО Михаил Вахненко связывает с тем, что порядка 80% собственников таким образом уходят от уплаты долговых обязательств перед кредиторами. Впрочем, своей статистики по подобным делам арбитражные управляющие не ведут, поэтому наиболее склонные к банкротствам отрасли назвать затрудняются. «Могу предположить, что большинство из банкротящихся предприятий – это общества с ограниченной ответственностью, которые занимаются всем, чем угодно», – отмечает г-н Вахненко.
В свою очередь председатель областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Евгений Артюх указывает, что такое число «банкротных» исков на Урале связано именно с кризисом. «Так как дела о банкротстве требуют тщательной подготовки – сбора документов, соблюдения судебных требований, то они не могли появиться сразу в 2009 году – на подготовку исков ушло время. Т.е. это последствия кризиса, поэтому думаю, что в этом массиве есть настоящие дела о банкротстве, а никакие не липовые. Вполне объяснимо, что всплеск произошел не в 2009, а именно в этом году», – говорит эксперт.
При этом Артюх указывает, что банкротство может работать как в интересах кредиторов, так и должника. «Иными словами банкротство – как способ выжить. Оказавшиеся в тяжелой экономической ситуации предприятия, не преднамеренно, а намеренно идут на процедуру банкротства, в результате которой избавляются от начисления штрафных санкций и избавления обязательств перед кредиторами, перестает «тикать счетчик», – говорит Евгений Артюх. Причем такая схема «управляемого банкротства» вовсе не означает, что банкротящееся предприятие прекратит существование, считают в «Опоре России» – позднее такие «добросовестные» должники могут восстановить платежеспособность.
Добавим, что наиболее расположенными к банкротству (в том числе управляемому, прим. НР) отраслями на Среднем Урале оказались торговля, строительство и малый бизнес. «Это свойственно для торговых предприятий. Например, известная сеть магазинов «Магнум» – те предприятия, которые выстроили длительные отношения с поставщиками, которые закредитовались в банках. В условиях прежнего экономического бума они жили хорошо, а в кризис столкнулись с массовыми неплатежами, снизился спрос, перестали обеспечивать обязательства перед кредиторами», – говорит Артюх. К тому же некоторые предприятия торговли закладывают одни и те же товары в разных банках по нескольку раз – берут кредитную нагрузку, по которой обеспечить обязательства крайне сложно. «Фактически организовывается пирамида», – признаются сами коммерсанты.
Кроме оптово-розничной торговли к несостоятельности могут тяготеть некоторые промышленные предприятия. Но таких меньше, чем ритейлеров – реальному сектору проще перекредитоваться, так как основные фонды в качестве залога банки предпочитают больше, – поясняет Евгений Артюх.
Третью строку в «хит-параде» наиболее склонных к несостоятельности отраслей делят предприятий строительной и туристической направленности, указывают специалисты. «Многие строительные предприятия были полностью закредитованы. Примеры подобные есть в Екатеринбурге – это застройщики, имеющие кучу одноименных предприятий с кредитной нагрузкой», – объясняет г-н Артюх. К другой группе банкротов он относит «отсутствующих» должников – это активы, которые потеряли из вида налоговые ведомства. Это предприятия, которые не ведут деятельности, не предоставляют отчетности, а местонахождение их неизвестно налоговым органам и они подают заявления на банкротство. «Это «ООО-шки», которые использовались в сомнительных схемах по отмыванию денег либо их учредители просто бросили или продали эти предприятия», – говорит Артюх.
Екатеринбург, Александр Родионов
Екатеринбург. Другие новости 09.12.10
Президент ФК «Урал»: проведению в Екатеринбурге матчей мундиаля мешает отсутствие тренировочных баз. / Свердловская область: в СУ при прокуратуре началась реорганизация, первый этап – смена названия. / Большегрузным автомобилям вновь запрещен въезд в Екатеринбург. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2010, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».