AMP18+

Екатеринбург

/

«Двуглавая власть» перестала уживаться друг с другом в политически активных городах

Институт сити-менеджмента с трудом приживается в политически-активных городах Свердловской области. Спустя пять лет после того, как в регионе появился первый сити-менеджер, можно сделать вывод о том, что муниципалитетам, в которых есть политическая жизнь, не удается отладить работу «двуглавой» системы местного самоуправления. Сити-менеджеры не задерживаются в своих креслах из-за конфликтов с главой муниципалитета-председателем местной думы, либо – официально – не справившись с обязанностями. Кроме того, работа главы администрации города не может прельстить высокой зарплатой или возможностью кардинально изменить жизнь муниципалитета.

На сегодняшний день должность сити-менеджера есть в двух десятках муниципальных образований области. В целом, двуглавая система управления в них функционирует без сбоев. Но в Свердловской области в течение трех лет образовались своеобразные «горячие точки», в которых происходит либо частая смена глав администраций, либо процесс их назначения идет с большим трудом. К ним относятся, например, Заречный, Артемовский, Ревда.

Самым громким за последние несколько лет было назначение первого сити-менеджера в Артемовском. Этот город, напомним, является родиной теперь уже бывшего губернатора Свердловской области Александра Мишарина, и, когда тот пришел к власти, городу начали уделять повышенное внимание. Мэр был отправлен в отставку, в городе появился сити-менеджер, но проработал недолго. Истинной причиной ухода с поста называют конфликт с главой города-председателем думы. Вторым сити-менеджером в сентябре 2011 года стал артемовский коммунальщик, который спустя полгода работы заявил о своем желании уйти в отставку и вернуться в коммунальную сферу. Пока, правда, этого не произошло.

Не все просто с назначением главы администрации в городе Ревда. Здесь сити-менеджер Александр Коршакевич ушел в отставку в конце марта 2012 года. Соответственно, был объявлен конкурс, заявилось пять претендентов, в том числе, первый замглавы администрации Ревды. Но конкурс не состоялся – замглавы Евгений Кузнецов на собеседование с конкурсной комиссией не явился, а остальные 4 кандидата были признаны не подходящими. В действительности, как говорят в администрации Ревды, конкурсная комиссия просто не могла назначить никого другого кроме Кузнецова на должность сити-менеджера – это был, что называется, решенный вопрос. Но Кузнецов почему-то на собеседование не пришел, сказавшись больным, на следующий день вышел на работу, но только за тем, чтобы написать заявление об уходе из администрации города. Ни Коршакевич, ни Кузнецов причин своей отставки не озвучили.

Досрочно сменился сити-менеджер в Заречном. Не доработав до конца срока, весной 2010 года ушел в отставку Владислав Быков. Он признал, что по его вине был сорван отопительный сезон в городе. Должность главы администрации после него в январе 2011-го занял Дмитрий Погорелов, до этого работавший замом главы администрации по городскому хозяйству. Погорелов за время своей работы успел несколько раз оскандалиться. Например, тем, что выгнал с одного из заседаний городской комиссии по безопасности дорожного хозяйства журналиста одного из местного изданий. Кроме того, в Заречном, по крайней мере, по словам ряда местных депутатов, до сих пор напряженная ситуация с ЖКХ. Так что глава администрации вызывает все больше и больше недовольства.

Обобщая, можно сказать, что причин ротации в рядах сити-менеджеров несколько. Во-первых, это конфликты со вторым руководителем города – мэром-председателем думы. Как личные, так и связанные с разделением полномочий. К примеру, в городе Талица, где год назад был скандал с отставкой мэра, сити-менеджер жаловался, что фактически ни за что не отвечает – даже бюджет, за который ответственен именно глава администрации, «проходил» только через мэра. Конфликты с мэрами ведут к своеобразному политическому тупику. Люди, приходящие на должность сити-менеджеров, даже при желании решить проблемы вверенного им города не могут этого сделать из-за «зацементировавшейся» ранее системы управления, где все завязано на мэре. Отчасти этим объясняется ситуация с сити-менеджерами, например, в Ревде, где чиновники не просто уходят с должности сити-менеджера, но и вовсе увольняются из администрации. Более того, в тех городах, где есть более-менее активная политическая жизнь, где в думах есть представители разных партий и независимые депутаты, сити-менеджеру (да и мэру тоже) очень легко стать жертвой политических интриг.

Кроме того, не последнюю роль играет и денежный вопрос. В действительности, в маленьких городах муниципальный служащий, даже занимающий руководящий пост, не может заработать много. По крайней мере, легально. Дело в том, что зарплаты муниципальных служащих отрегулированы специальным постановлением правительства области. Все муниципалитеты по этому постановлению разделены на группы. К примеру, Екатеринбург относится к I группе, а, например, Пелым, к последней, VIII. От группы зависит зарплата всех муниципальных служащих. Два года назад зарплата руководителя муниципального образования I группы составляла чуть более 35 тысяч рублей, зарплата руководителя муниципалитета VIII группы – 12 тысяч рублей. Разумеется, к этому добавляются премии, различные надбавки, но даже с учетом этого зарплата сити-менеджера в глубинке не возрастает до заоблачных высот. Грамотный управленец (часто в сити-менеджеры идут руководители с крупных предприятий) предпочтет заниматься своим предприятием или бизнесом, который принесет ему больший доход, чем работа в администрации.

При этом «неспокойные» города пока не собираются убирать пост сити-менеджера из структуры администрации. О том, чтобы изменить устав «обратно», говорили некоторое время назад в Заречном, но пока этого не произошло. Была предпринята попытка вернуться к прежнему уставу и в Екатеринбурге, но городская дума соответствующие поправки рассматривать отказалась, а суд, куда обратился после отказа думы автор изменений, подтвердил правильность этого решения. Поправки в устав, отменяющие должность сити-менеджера, будут внесены в екатеринбургскую Гордуму повторно.

В Екатеринбурге, впрочем, видимых сложностей с «двуглавой» системой самоуправления нет: по крайней мере, сити-менеджер и мэр публично не конфликтуют, администрация работает. Но, как отмечают служащие мэрии и городские депутаты, система работает скорее по инерции: пока что в администрации сохраняется костяк старой команды, созданной бывшим мэром Аркадием Чернецким. Вероятно, с неизбежной со временем сменой людей система будет давать сбои. Тем более, что в марте 2013 года пройдут выборы мэра-председателя думы и городских депутатов, и есть вероятность того, что Екатеринбург получит сильного мэра, который не факт что сможет сработаться с главой администрации, а может и вовсе захочет эту должность ликвидировать.

Ссылки по теме:

Кто заведует хозяйством уральских городов?/ Сводный портрет сити-менеджера >>>

На Урале «путинско-медведевскую» вертикаль власти дотянули до мэров >>>

Екатеринбург, Татьяна Пашкова

© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Выборы, Общество, Политика, Россия,