AMP18+

Екатеринбург

/

Скандальные анкеты о толерантности для екатеринбургских школьников были выбраны из «методической копилки» (ДОКУМЕНТ) В ней можно найти и другие затеи – небезопасные, по мнению экспертов

image

В Екатеринбурге набирает обороты скандал вокруг проверки школьников на толерантность, вызвавшей формулировками в анкете вопросы у центра «Э». Это не первое тестирование по столь щекотливой теме, которое проходят ученики екатеринбургских школ. Организатором одного из них, в котором участвовали тысячи детей, стал центр «Диалог». Но его директор накануне категорически отрицала хоть какую-то причастность учреждения к скандальной анкете – детям предлагалось подумать над созданием гетто и нормальностью представителей других рас.

Напомним, опросник (автор П.Степанов), розданный для исследования в одной из школ города, весьма заинтересовал Центр «Э». Как уточнили сотрудники Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД по Свердловской области, через формулировки, использованные в анкете, «насаждаются определенные установки». Так, например, поразительными кажутся предложения подумать над отличиями евреев и чеченцев от других национальностей, вопросы об учреждении гетто и другие.

Разумеется, в этой ситуации было интересно выяснить, кто организовал такое исследование, чем обусловлен выбор анкеты и как предполагается использовать полученные данные. С запросом на эту тему «Новый Регион» обратился в управление образования. Как выяснилось, гороно не имеет отношения к данному тестированию. По распоряжению управления в Екатеринбурге некоторое время назад действительно проводились исследования среди школьников на толерантность, но методика была другая. Организатором «мэрского» тестирования стало МБУ Екатеринбургский центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог». В том, «легальном», анкетировании приняла участие 21 школа (порядка 3000 детей), в анкете было 63 вопроса и, как уточнила директор «Диалога» Галина Васильева, «этих вопросов (из опросника Степанова, – прим. НР) совершенно не было, ни одного». При этом Васильева заверила «Новый Регион», что до момента публикации новости она понятия не имела о существовании анкеты Степанова. По словам директора «Диалога», она впервые ознакомилась с этой анкетой на сайте НР. «Я даже не слышала ничего про нее. И когда я увидела, у меня даже волосы дыбом встали, потому что там действительно анкета, которая не допускающая вообще возможности не то, что там детям, ее даже взрослым-то нельзя предлагать», – отметила директор центра (дословно).

У директора школы, где проводилось скандальное тестирование, как оказалось, мнение иное. «Тестирование проводилось в рамках работы школы по профилактике экстремизма. Мы сами выбирали опросник, но мы выбирали его не из головы, естественно, а из сборника методических рекомендаций по профилактике экстремизма», – рассказала педагог. На вопрос, кто автор этой методички, собеседник агентства ответила: «Екатеринбургский центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог».

Скандальная анкета представлена и на сайте центра «Диалога» – в разделе «Методическая копилка». Опросник предлагался в качестве материалов 2012-2013 учебного года для 5-6 классов. Впрочем, на текущий год «Диалог» в своей «методкопилке» также предлагает многочисленные варианты «толерантных» занятий с весьма любопытными мероприятиями.

Так, в упражнении «Паутина предрассудков» (занятия для 8-11 классов) детям предлагается разыграть сценку по ролям: ведущий просит учеников вспомнить и назвать какой-либо народ, который традиционно является объектом насмешек и анекдотов, «например, называют чукчу, «лиц кавказской национальности» и т.д.». После чего один из школьников играет роль этого «народа», а остальные дети высказывают в его сторону бытующие негативные представления.

«С точки зрения психологии, это может быть очень опасно, может быть шоком для ребенка. Такой прием можно использовать со взрослыми людьми, которые понимают стереотипы. У ребенка недостаточный социальный опыт, чтобы воспринять этот язык. Один раз поработав с одноклассником в такой роли, дети могут накладывать на него все качества, даже если он не является представителем такой национальности. К тому же, ребенок четко не сможет сказать, почему он ненавидит ту или иную нацию – он видит стереотипы по отношению к нации, но осознать их еще не может», – прокомментировал «Новому Региону» кандидат социологических наук Сергей Афанасьев, работающий в сфере конфликтологии. Он добавил, что эффект от таких занятий может получиться прямо противоположным ожидаемому: примеривший на себя роль «угнетаемого» народа ребенок из-за насмешек одноклассников может ожесточиться против этого народа. «То есть получится не разовый стресс, а затянутый. Как лучше сделать – просто собирательный образ создать, но не ярлык на ребенка навешивать, боже упаси», – резюмировал эксперт.

image
image

Екатеринбург, Светлана Загороднева

© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Фоторепортаж,