29 октября на выставке «ЭкспоСитиТранс» в Москве покажут последнюю разработку Уралвагонзавода – трамвай Russia One. Столичные эксперты и журналисты изучили новинку со всех сторон и вынесли вердикт. Мнения специалистов, которые публикует журнал «Город», разделились: кто-то считает, что R1 опасен из-за своего дизайна, кто-то, напротив, дизайн превозносит. Но большинство сошлись в одном: России нужна была такая разработка, чтобы перейти на новый уровень транспортного развития. Подробнее – в материале «Нового Региона».
Напомним, последнюю разработку завода «Уралтрансмаш», входящего в корпорацию «Уралвагонзавод», трамвай Russia One, впервые презентовали публике на выставке Иннопром в июле этого года. Трамвай R1 тут же стал хитом Рунета и предметом зависти жителей многих российских городов. Сообщества в соцсетях пестрили комментариями, в которых жители, например, Омска и Перми сетовали, что такое появится не в их городах. Трамваю тут же дали множество прозвищ – от «трамвай Дарта Вэйдера» до «трансформер».
Сейчас к обсуждению Russia One подключились и столичные журналисты и эксперты. Дело в том, что трамвай будет презентован 29 октября на выставке «ЭкспоСитиТранс» в Москве. В преддверии этого события столичный журнал «Город» разобрался в технологических особенностях R1 и собрал мнения специалистов по промышленному дизайну и транспорту.
«Своим внешним обликом трамвай, похожий на модную микроволновку, обязан одному человеку – дизайнеру Алексею Маслову… За четыре месяца дизайнер со своей командой разработал «айфон на колесах» или «трамвай Дарта Вейдера», как его окрестили сразу после презентации. На его создание в общей сложности ушло всего шесть месяцев, и уже в июле 2014 года первый образец показали на выставке в Екатеринбурге», – разузнал журнал «Город».
Среди особо важных сведений о трамвае R1, по мнению корреспондентов журнала, – кабина с водителем отклонена на 12 градусов. По словам разработчиков, такая форма кабины увеличивает обзор для машиниста, не нагревается под солнцем и меньше бликует. Также важно, что 79,5% комплектующих для трамвая произведены в России. Чтобы пассажиры не заражали друг друга инфекциями, поручни собираются изготавливать из антибактериального материала. Для отпугивания преступников и вандалов трамвай оснастят четырьмя камерами видеонаблюдения снаружи и еще тремя изнутри.
На эти же особенности нового трамвая указывают и эксперты, которых цитирует журнал. Правда, некоторые спикеры считают особенности R1 откровенно провальными. Так, например, «Город» приводит мнение известного дизайнера и блогера Артемия Лебедева, которое он давал для «Бизнес-линча». В нем Лебедев указывает, что кабина под наклоном станет причиной множества смертей.
«Это трамвай-убийца, трамвай-мясорубка. Категорически нельзя делать форму с таким наклоном кабины и приподнятым носом. Даже случайно задетый прохожий будет отправлен автоматически под колеса. Вспомните, как выглядят отбойники на паровозах и электровозах – как усы у товарища Сталина. Это чтоб минимизировать жертвы. Так что оценивать этот дизайн можно только тогда, когда его реально выпустят на улицу», – цитирует Лебедева столичный журнал. Далее идет мнение о дизайне: «Внешним видом в стиле «медведка с Альфа Центавра» сегодня сложно кого-нибудь удивить. Зайдите в любой отечественный промдизайнерский вуз – там таким футуризмом все стены увешаны».
Однако большинство практикующих экспертов с таким мнением все же не согласились. В частности, известный в Екатеринбурге водитель трамвая Иван Соломин (TramЕkb) в два счета развенчал слова Лебедева о том, что Russia One станет трамваем-убийцей.
«В трамвайном вагоне R1 с его обратным наклоном лобового стекла проблема бликов и прямых солнечных лучей решена пусть и не полностью, но в большей мере. Про обзор и исключение мертвых зон в такой кабине я уже писал в первом обзоре R1. Обратный наклон, на который грешили в интернетах, мол, при перпендикулярном столкновении водителя засыплет битым стеклом, замечу, что такие столкновения происходят чуть чаще, чем почти никогда. Если, конечно, гипотетически подходить к разработке внешнего вида трамвая, то считаю, что и возможность падения на вагон подводной лодки тоже исключать не стоит. С такой интенцией и подходом можно вообще ни одно ТС с завода не выпускать. Мало ли чего? Теперь про триллеры с попаданием пешеходов под вагон, – писал TramЕkb в своем ЖЖ. – Вообще, ДТП трамвая с участием пешеходов – это большая редкость. Я специально пересмотрел несколько видеозаписей таких дорожных и проанализировал. Если мы говорим о боковых или касательных столкновениях, то тут форма кабины вообще не играет никакой роли. Учитывая средние скорости в таких случаях, массы вагона и человека и направления их движения, то такие наезды заканчиваются тем, что пешехода отбрасывает в сторону и вперед согласно вектору движения вагона и его кинетической энергии. Ни одно боковое столкновение из тех, что я видел, не привело к наезду. Форма контура внешней поверхности кузова мало влияет на его способность препятствовать попаданию под тележки каких-либо предметов».
Остальные комментаторы также не согласились с Артемием Лебедевым в части неудачного дизайна трамвая. Например, главный редактор Motor.ru Михаил Цымбал считает, что, скорее всего, в серийном производстве трамвай немного видоизменится. Но даже то, что такой проект появился, – большой шаг вперед для российского общественного транспорта.
«Да, этот проект трамвая имеет множество недостатков… С другой стороны, концепт-кары, которые автопроизводители так любят придумывать и показывать на крупных автомобильных выставках для создания wow-эффекта, тоже обычно имеют мало общего с серийными автомобилями. У них такие же нереализуемые в массовом производстве кузовные детали… У них фантастические интерьеры, которые украсят любой голливудский фильм про далекое будущее, и невероятные силовые установки. Но именно благодаря таким проектам, в которых дизайнерам дают шанс выплеснуть свою фантазию и реализовать свои самые безумные идеи, мы имеем возможность получить через 5-7 лет новую серийную модель, хоть немного похожую не на жестяную коробку, а на тот самый концепт. И если считать R1 таким вот концептом от Уралтрансмаша, то все здорово. Здорово потому, что хоть кто-то задумался о том, как должны (и могут) выглядеть трамваи будущего. И если лет через пять на улицах города появится общественный транспорт, хоть немного похожий на R1, – это будет неплохо», – считает Цымбал.
И уж совсем восторженный отзыв о дизайне трамвая УВЗ оставил на официальном сайте R1 Росс Лавгроув – промышленный дизайнер, который работал над продуктами для Sony и Apple.
«Это абсолютная фантастика... Серьезно, это произвело огромное впечатление на меня... Сногсшибательно... Автомобильный дизайн на вашем уровне очень требователен, и, как вы понимаете, это не моментальный проект, – цитирует слова Лавгроув «Город». – На самом деле, именно поэтому я так и отреагировал на ваш дизайн… У него есть, я бы сказал, противодействующие силы, мне нравится подъем торцов и способ наклона окон, чтобы избежать бликов для водителя… В этом есть логика и красота».
Ссылки по теме:
«Да это же трамвай для Бэтмена!» – уральская разработка стала хитом соцсетей (ФОТО) >>>
На Урале презентовали трамвай будущего от дизайнеров «Маруси» (ФОТО) >>>
Екатеринбург, Анастасия Истомина
Екатеринбург. Другие новости 17.10.14
Первичные признаки парламентаризма – Необычный взгляд на новости Максима Смагина (ФОТО). / Мюзикл в ирландском пабе, 20 лет «Чижу» и цыганский джаз-мануш (ФОТО, ВИДЕО). WEEKEND в Екатеринбурге. / Екатеринбург вернули в девяностые – демон-Березовский и Россель с ОПС «Уралмаш» (ФОТО). Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».