«Угроза ваххабизма в Россию пришла после распада СССР», – глава духовного управления мусульман на Урале
За экстремистскими течениями ислама, которые распространились в последние 20 лет на территории России, стоят некие геополитические силы, которые после распада СССР стремятся разобщить народы, живущие на территории РФ, поссорить христиан и мусульман. Такое заявление сделал сегодня на семинаре для редакторов и сотрудников СМИ, прошедшем в администрации Екатеринбурга, имам-ахунд Регионального Духовного управления мусульман Свердловской области Радифулла Гиндуллин.
По его словам, корень проблемы – в том, что в советские годы были утрачены традиции мусульманского религиозного образования, а после распада СССР на территорию страны хлынули материалы именно салафитского, ваххабистского толка. «Многие российские мусульмане не использовали информацию из старинных источников. А большинство новой исламской литературы в последние 20 лет шло к нам от наших «друзей» из Саудовской Аравии, где ваххабизм, или салафизм – самая радикальная форма ислама – практически официальная идеология. Немудрено, что мы имеем то, что имеем, и мусульмане радикального толка принимают участие в антироссийских акциях», – заявил Радифулла-хазрат.
Он пояснил, что опасность ваххабизма – в том, что он отвергает не только светские законы России и большинства других государств, но и принципы традиционного ислама, который проповедует уважение к другим конфессиям. Каждый, кто не разделяет их убеждения, подлежит уничтожению; более того, радикальные исламисты конфликтуют даже друг с другом. В этом смысле показательно недавнее известие о том, что Игил объявил джихад даже Талибану. «В той же Сирии богословы пытались ваххабитов «задавить интеллектом», вызвать на дискуссию, убедить – но не получилось. Они на компромисс не идут. Того, кто уже вступил на этот путь, вернуть обратно очень трудно. Часть российской мусульманской молодежи мы потеряли, мы потеряли время. Положение очень трудное и опасное. Мы должны заниматься прежде всего профилактикой, вести разъяснительную работу», – отметил имам-ахунд.
Отметим, что слова имама подтверждаются реальными случаями из новейшей истории. В марте 2013 года в ямальском городе Губкинский в ходе спецоперации силовиков был ликвидирован 24-летний боевик, прошедший обучение в радикальной исламской общине. «Предыстория такова. Этот товарищ учился в школе, в Пурпе, потом жил в Губкинском, здесь попал под влияние некоторых религиозных течений. Поехал в Дагестан убивать неверных, там участвовал в обстреле блокпоста – удалось уйти. Поехал домой, ну а здесь его давно уже ждали», – рассказывали тогда жители Губкинского в соцсетях.
Отвечая на вопросы участников семинара, Радифулла Гиндуллин пояснил, что чисто внешне отличить радикального исламиста от традиционного непросто – например, бороды носят и те, и другие. Некоторую возможность для выявления ваххабита может дать хотя бы небольшое знание идеологии ислама. В частности, рассказал он, все традиционные мусульмане принадлежат к одному из четырех равноправных течений, или мазхабов: ханафитскому, маликитскому, шафиитскому или ханбалитскому. На территории России, за исключением Дагестана и Чечни, наиболее распространен ханафизм. «Эти четыре школы давно разошлись между собой и сейчас существуют отдельно друг от друга. Но если кто-то скажет вам, что он – выше мазхабов или вне их, это с большой долей вероятности будет ваххабит. У нас даже слово есть такое – «безмазхабник», – поделился Радифулла Гиндуллин. Еще одним признаком, по его словам, может быть отказ от аллегорического толкования Корана в пользу буквального: то есть, если «Рука Всевышнего простирается над миром» – значит, у него есть руки; если «Всевышний сидит на троне» – значит, у него есть материальный трон.
Перед участниками семинара также выступил замначальника отдела № 4 Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД Андрей Туманов. Он пояснил, что по российским законам никому не возбраняется исповедовать радикальный ислам, при условии, что он не пытается его проповедовать. Но как только гражданин начинает распространять соответствующую литературу, это уже привлекает внимание силовиков.
Как уже сообщал «Новый Регион», на территории Екатеринбурга был громкий скандал с распространением запрещенной литературы через мечеть – речь идет о мечети «Рахмат» на проспекте Космонавтов. В марте этого года было принято решение выселить из мечети тогдашнее руководство общины и передать здание традиционным мусульманам. «Уже после того, как мечети предоставлялось помещение, в «Рахмате» произошла смена руководства. Пришли люди, которые исповедуют более радикальные формы ислама, получившие религиозное образование, в том числе, в Саудовской Аравии, – напомнил вице-мэр Екатеринбурга Сергей Тушин. – Только за последнее время было возбуждено более 50 административных дел, и 4 уголовных дела за распространение экстремистской литературы. По части нарушений там полный набор: незаконное хранение оружия, незаконная торговля, нарушение миграционного и трудового законодательства. Так что наше решение было принято осознано, но изначально мы предполагали сохранить в этом здании мечеть», – пояснил вице-мэр.
Ссылки по теме:
Мечеть «Рахмат» отдадут законопослушным мусульманам >>>
Невидимая война мэрии и силовиков с мечетью «Рахмат» – дело о выселении из здания начал рассматривать Арбитраж (ВИДЕО, ДОКУМЕНТЫ) / Спецслужбы и мэрия vs мечеть. Расследование НР >>>
В скандальную мечеть на Уралмаше снова нагрянули с проверкой (ФОТО, ВИДЕО) / На этот раз нарушения нашли городские власти >>>
Скандально известную мечеть «Рахмат» собираются закрыть до 10 июня (ВИДЕО) >>>
В Екатеринбурге сотрудники МВД, ФСБ и СК провели обыски в мечети (ФОТО) >>>
Екатеринбург, Елена Владимирова
© 2015, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».