Угроза над «преемником» БАЗа и кризис инноваций Карта банкротств Свердловской области (ИНФОГРАФИКА)
С каждым новым кризисным годом в Свердловской области прибавляется предприятий, находящихся на грани банкротства. Если в докризисном 2013 году к сентябрю в Арбитражном суде было зарегистрировано чуть больше 500 исков о банкротстве, на тот же момент прошлого года их стало почти 700, с начала 2015 года и до сегодняшнего дня в арбитраже зарегистрировали уже 810 дел. В списках кандидатов на вылет с рынка самые разные предприятия – от сельхозпроизводителей до предприятий ЖКХ и сферы торговли. Солидную долю, к сожалению, занимают предприятия промышленного сектора экономики. Сегодня, например, стало известно о втором за полгода иске в адрес Высокогорского ГОКа.
Конечно, не все предприятия, в отношении которых поступили иски о банкротстве, в итоге будут признаны несостоятельными – такие иски подаются, в том числе, с целью просто получить с должника обещанное. После регистрации иска зачастую ответчик, затянувший с выплатами, начинает сам срочно искать способы максимально быстро рассчитаться – заявитель имеет право предложить своего временного управляющего. Для должника, впрочем, процедура банкротства тоже может быть выгодной – она дает возможность отсрочки по платежам, правда, преднамеренное банкротство у нас считается уголовно наказуемым деянием. В любом случае, завершится ли банкротство признанием должника несостоятельным или нет – само существование иска говорит о проблемах в компании. В Свердловской области такие проблемы обозначились в нескольких десятках предприятий промышленного сектора. Среди них – и гиганты промышленности, и предприятия, которые создавались специально ради «спасения» сотрудников других предприятий, и небольшие компании, обычно не попадающие в СМИ, но в сумме показывающие общую картину состояния экономики.
Индустриальный парк Богословский и загибающийся инновационный проект
Предприятие Богословский химический комбинат стало первым резидентом создающегося индустриального парка «Богословский», здесь производятся моющие средства из содосульфатной смеси – отходов БАЗа. Собственно, бывшие работники БАЗа и стали первыми сотрудниками предприятия по производству стирального порошка – создание химкомбината и анонсировалось как помощь в трудоустройстве жителям Краснотурьинска.
Первую партию продукции БХК выпустил в ноябре прошлого года. Однако быть резидентом Богословского индустриального парка оказалось непросто – площадку обещали начать финансировать еще в 2012 году, а первые деньги на строительство выделили из бюджета только летом этого года. И несколько потенциальных резидентов уже успели заявить о смене планов.
В июле в арбитражный суд с исками о банкротстве БХК обратились сразу две компании – ООО «Производственная компания «Альтернатива» и ЗАО «Мясной двор»: первым производитель стиральных порошков задолжал 5,3 млн рублей, по второму заявлению сумма пока неизвестна. Несмотря на то, что в СМИ уже появлялись сообщения от руководства химкомбината о том, что им удастся договориться с кредиторами, ходатайство об отказе от иска в арбитраж так и не поступило, дело будут рассматривать в конце месяца.
Многообещающим инновационным проектам в Свердловской области также приходится туго в кризис. Березовский завод по обработке цветных металлов, в который вложены частные инвестиции на сумму более 450 миллионов рублей, находится на грани выживания больше года. В 2014 году завод дважды подавал заявление о собственном банкротстве, и дважды иск был отозван. В 2015 году признать предприятие несостоятельным потребовало ООО «Уралвторсплав», заявив о задолженности БЗ ОЦМ в размере 250 миллионов 886 тысяч рублей. Дело оставлено без движения до 2 октября, так как требуется сбор документов участников дела.
Кризис машиностроения: от УВЗ до банкротств в глубинке
Иск с требованием признать должника банкротом получил УВЗ – торговый дом «Токем» таким образом пытается «выбить» почти два миллиона рублей. Задолжала «дочка» промышленного гиганта – «УТБ-Уралвагонзавод». Впрочем, судя по всему, компаниям удалось договориться – буквально пару дней назад в арбитраж пришло ходатайство об отказе от иска, суд его пока не подтвердил. Однако из-за долгов счета УВЗ уже подвергались аресту – в мае «Альфа-банк» заявил о долге в 523,5 млн рублей, а еще месяцем ранее в другом исковом заявлении банка значились 6 млрд рублей.
В Первоуральске под угрозой банкротства находятся сразу два предприятия из отрасли машиностроения. Из-за долгов в 5,6 млн рублей был подан иск в отношении ООО «Первоуральский трубо-механический завод», в отношении другого предприятия – ОАО «Первоуральский завод горного оборудования» – введена процедура наблюдения, завод пытается обжаловать решение.
Над несколькими компаниями нависла угроза ликвидации из-за долгов по зарплате и перед налоговой. Так, карпинский Завод горного машиностроения не заплатил 15,7 млн по налогам, уже введена процедура наблюдения, имеются и другие кредиторы. ООО «Энергозапчасть» (Красноуральск) должно налоговой 4,5 млн рублей. К тому же имеются и долги перед сотрудниками – пару лет назад они уже объявляли голодовку, тогда долг по зарплате был в 15 млн, сейчас осталось 2,5 млн рублей.
Арбитражный суд рассматривает иск о банкротстве ЗАО «Алапаевский машиностроительный завод», он задолжал кредитору 5,55 млн рублей – предприятие занимается производством строительных металлоконструкций и было зарегистрировано в 2009 году. Кстати, до 2009 года в городе работал одноименный завод в форме общества с ограниченной ответственностью, предприятие обанкротилось.
Под угрозой ликвидации находится и одно из ведущих предприятий в Сухом Логу – Сухоложский крановый завод (входит в «Уралкран»). Здесь работают более двухсот человек. Иск подан одним кредитором – сумма чуть менее 2 млн. Однако в мае проблемы завода поднимались на совещании правительства региона – тогда озвучивалось, что уровень дебиторской задолженности превышает 150 млн. руб.
Кроме того, уже признан банкротом Пышминский завод подъемно-транспортного оборудования. Предприятие набрало исков от нескольких кредиторов и налоговой на сумму более 43 миллионов рублей. Из-за долгов разорилась и первоуральская компания ООО «УралДробХолдинг» – изготовитель деталей для дробильного оборудования. Общий долг перед кредиторам в размере 7,3 миллионов рублей, и, как итог, – в июле в отношении фирмы было открыто конкурсное производство.
Не платишь налоги? Жди иск о банкротстве
Нередко с заявлением о банкротстве предприятий обращается налоговая служба. Иногда это единственная возможность «стрясти» с должника недоимку по налогам. Так, Алапаевский металлургический завод, один из старейших на Урале, давно находится на грани полного разорения. Все попытки возродить производство не увенчались успехом – завод увяз в долгах и закрылся. Однако в адрес предприятия продолжают поступать иски о банкротстве от управления ФНС с требованием уплаты налогов. Свердловский арбитражный суд в 2015 году принял заявление от налоговиков на сумму почти 2 миллиона рублей. Но заседание по делу несколько раз откладывалось, так как представители завода ходатайствовали о мирном решении спора, и попросили у налоговой службы отсрочки платежей.
Еще одно предприятие с давними проблемами – Ревдинский деревообрабатывающий завод. В 2008 году ДОЗ избежал банкротства путем мирового соглашения с кредиторами, но в августе 2015 года к предприятию вновь возникли претензии со стороны налоговой инспекции. Арбитражный суд принял к рассмотрению иск о признании завода банкротом с требованием уплаты налогов и сборов на сумму 1,9 миллионов рублей.
Сложные отношения с налоговой службой в Ревде складываются и у предприятия «Пенопласт Урал», специализирующимся на производстве материалов для теплоизоляции. Заявитель в лице МИНФС №30 по Свердловской области требует от компании погасить задолженность в размере 6,5 миллионов рублей. Рассмотрение дело было отложено в связи с ходатайством должника о мирном урегулировании финансового спора.
Огромные долги также накопил первоуральский завод «Промсталь Конструкция». Производственно-коммерческая фирма «Комплект Сервис» требует от завода уплаты 3,6 миллионов рублей за поставленный товар, а налоговая служба – 8,7 миллионов рублей. Решением арбитражного суда на заводе введено внешнее управление.
В Карпинске под угрозой ликвидации находится предприятие «Уралхимлес» – производитель шпал. На нем «висят» иски от ЗАО «Промлес», налоговой инспекции ФНС №14 и физического лица. Недоимка по НДФЛ должника составляет свыше 900 тысяч рублей. В июле на недвижимое имущество (производственные цеха, контора, гараж) и транспорт предприятия был наложен арест.
Многомиллионые долги и массовые сокращения
Экономический кризис ощущают практически все отрасли уральской промышленности. Под удар попадают и производители оборудования, и металлопрокатчики, и обрабатывающие предприятия. Так, большие проблемы испытывает крупное предприятие Нижнего Тагила – НАО «Нижнетагильский котельно-радиаторный завод». В июне 950 сотрудников предприятия находились в режиме неполной занятости, спустя месяц сообщалось о 250 сотрудниках завода, находящихся в простое «в целях сохранения рабочих мест и избежание массовых увольнений», однако увольнений избежать не удалось, в августе работы лишились почти 400 человек. И в августе же в арбитраже появился иск о банкротстве – кредитор указывает на задолженность более 2 миллионов.
В этом же месяце «Челябинский завод точного литья» потребовал признать банкротом Камышловский завод «Урализолятор». Причем завод также задерживал зарплату, по данным прокуратуры, к середине июня долги сотрудникам составили почти 2 миллиона рублей, деньги вовремя не получили 200 человек.
В Екатеринбурге – относительно спокойно
В уральской столице с начала года обанкротилось всего два предприятия. Несмотря на то, что в арбитражном суде растет количество исков о банкротстве, пока что екатеринбургские фирмы и заводы справляются с трудностями. Не выживают лишь те, кто не смог прийти к согласию с кредиторами. Так, на прошлой неделе стало известно о банкротстве ООО «Истокский бетонный завод». Предприятие задолжало налоговой службе и УК «Уралтрейдком» более миллиона рублей и официально признано судом несостоятельным. Ранее в СМИ уже сообщалось о том, что банкротство завода вполне вероятно – в кризисные времена строительство ведется слабыми темпами, а значит, и у производителей бетонов и растворов работы не слишком много.
Крупная екатеринбургская компания ЗАО «Трансмашэнерго», специализирующая на оптовой торговле металлопрокатом и строительной арматурой, также прогорела из-за огромных долгов. Изначально требования кредиторов составляли свыше 91 миллиона рублей. Большую часть долга компания погасила, но банкротства ей все равно не удалось избежать.
Ссылки по теме:
Минпром опубликовал правду об уральских заводах-банкротах / И фото оставшегося там имущества >>>
Свердловский минпром не будет спасать заводы-банкроты >>>
Екатеринбург, Светлана Загороднева, Валентина Ярославцева
© 2015, РИА «Новый День»