российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Понедельник, 13 января 2025, 01:59 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, Интервью, Видео, Рабкрин

Архив
Отставка генерала Бородина: PR-вброс или стечение обстоятельств?

В медийном и силовом сообществах в очередной раз обсуждают возможную отставку начальника ГУ МВД РФ по Свердловской области Михаила Бородина. В течение очень короткого периода появилось сразу несколько негативных информационных поводов, в которых фигурировал Средний Урал, – к примеру, коррупционный скандал в ГИБДД Верхней Пышмы, а также война похоронных агентств Екатеринбурге, вмешаться в которую вовремя не смогли правоохранители. В эту же параллель укладывается и скандал с задержанием сотрудников ОВД «Заречный» и областного полицейского главка, которых обвиняют в пытках. В общем, в такую лужу, говорят наблюдатели, ГУ МВД региона не садилось давно. NDNews.ru решил вспомнить азы конспирологии и понять – как и кто «сливает» генерала Бородина?

Версия первая. PR на «Заречном»

Первым делом стоит упомянуть важный момент – сведения о проходящих задержаниях силовиков появились в виде информационного слива, результаты которого появились на страницах всего двух СМИ – «Lifenews» и «Коммерсанта». Уже после того, как в лояльные СМИ были вброшены истории об ОВД «Заречный», представитель свердловского СКР Александр Шульга обзванивал остальные редакции с сообщением о том, что готовится совместный релиз с ГУ МВД по Свердловской области.

Отметим, что координация позиций разных ведомств на федеральном уровне происходит крайне редко. Если брать крупные дела, то обычно всю информацию о них замыкает на себе официальный представитель СКР Владимир Маркин (поэтому мы, журналисты из регионов, пресс-секретарей других ведомств даже не знаем почти). Но в Екатеринбурге все иначе. Областные управления СКР и МВД из вежливости друг к другу пытаются формулировать общие релизы, даже если оперативников собственной безопасности пригласили уже на завершающей стадии, когда основная разработка была закончена. А так бывает нередко, отмечают собеседники NDNews.ru в СК. Так же было и в этот раз – следователи СУ СК РФ при оперативной поддержке ФСБ и Службы собственной безопасности МВД задержали сотрудников ОВД «Заречный».

Интересным был пассаж из пресс-релиза ГУ МВД по Свердловской области, который мы считаем важным процитировать: «В настоящее время сыщики и следователи проводят по уголовному делу необходимые следственные действия и обыски у подозреваемых должностных лиц. Позиция начальника ГУ МВД России по Свердловской области Михаила Бородина в таких ситуациях всегда была и остается предельно четкой: кто бы ни преступил черту закона, должен понести заслуженное наказание. Вне зависимости от званий, должностей и былых заслуг».

Через два дня в Ленинский районный суд привезли задержанных, где происходило нечто. Здесь присутствовало около 50 сотрудников управления угро и ОБОП во главе с Константином Строгановым – эдаким «няшкой» для журналистов, с которым почти все имеют личные отношения и откровенно ему симпатизируют.

Присутствие силовиков и приватные беседы с ними присутствующим в суде СМИ дали посыл, что руководство главка в лице Бородина «бросило своих коллег на произвол судьбы», хотя приговора им еще не вынесено. Именно так расценили правоохранители вышеупомянутый релиз. Некоторые говорили, что пресс-секретарь областного ГУ МВД Валерий Горелых самостоятельно подготовил релиз, не согласовав его с Бородиным, из-за чего начальник теперь выглядит как генерал, «сдавший» своих же оперов. И, якобы, за это он уже получил «по шапке».

Скорее всего, это красивая легенда, которую вбрасывали всем присутствующим СМИ, включая федеральные каналы. Благодаря мягкому настоянию Строганова в сюжетах «Пятого канала» и «России-1» появились плачущие родственники задержанных, и обвинительный настрой телерепортажей несколько был смягчен. Тем не менее, у политических агентств возник вопрос о судьбе Бородина, на что прямого ответа не давалось, но возникало четкое ощущение, что Бородина «сливают».

В сухом остатке источники нашего агентства видят ситуацию так: Бородину (принимая во внимание участие ФСБ и Следственного комитета) пришлось самостоятельно сделать протокольное заявление о чистке в своих рядах (что говорит о невысокой самостоятельности фигуры, либо же о чрезмерной активности его пресс-службы). Между тем, параллельно бородинские протеже сейчас пытаются сгладить возможные последствия для репутации Бородина как человека, якобы бросившего своих на «съедение» Следственному комитету и ФСБ. Конечно, для личного пиара генерала подобная версия вряд ли имеет большие плюсы, наиболее выигрышной фигурой выглядит именно Строганов, а не Бородин. Сохраняя молчание, генерал держит заведомо проигрышную позицию.

Версия вторая. Очередной розыгрыш от «конторы»

Можно считать, что дело МВД «Заречный» – результат противостояния между местными СК и МВД, и накал этого противостояния проявился в официальных заявлениях о задержаниях силовиков со стороны пресс-служб ведомств. Полицейский главк рапортовал, что подозреваемые были выявлены службой собственной безопасности, после чего региональный следственный комитет назвал сообщение МВД «громким заявлением», которое звучит как «оправдание». Обмен колкостями прекратился только после резкого заявления пресс-службы Генпрокуратуры по УрФО о недопустимости полемики между информационными службами силовиков.

Однако существует еще одна версия происходящих событий. Важно помнить, что о пытках в ОВД «Заречный» заговорили 23 сентября, когда стало известно, что задержания силовиков проводят сотрудники свердловского УФСБ. Хотя дела о якобы имевших место пытках подозреваемых в убийстве ради нужных показаний были возбуждены намного раньшее. Вброс в СМИ удачно поступил на волне «похоронных войн».

Сообщение о проводящихся мероприятиях не было оформлено официальной рассылкой пресс-службы ФСБ. Почему? Потому что именно такую манеру работы нередко выбирают уральские чекисты, когда хотят выглядеть максимально скромными, но при этом «делать великие дела», зарабатывая себе новые звездочки на погоны.

Есть мнение, которого придерживается ряд бывших высокопоставленных силовиков, опрошенных NDNews.ru, что задержанием полицейских свердловское управление ФСБ решило выделиться наравне с коллегами по силовому блоку из других регионов России, где прошли громкие аресты чиновников. Напомним, 22 сентября состоялся арест главы Республики Коми Вячеслава Гайзера и еще более десяти человек, среди которых заместитель председателя правительства Коми Ромаданов, председатель Госсовета республики Ковзель, бывший сенатор от региона Самойлов и другие. Их обвиняют в создании организованной преступной группировки, которая занималась мошенничеством, присваивая государственное имущество.

Кому-то может показаться надуманным тезис о специальной привязке задержания уральских полицейских к арестам чиновников из Коми. Однако предыдущие громкие дела свердловского ФСБ говорят именно об этом. Навскидку, в 2009 году чекисты «неожиданно» нашли под городом Режом 200 бочек со взрывчаткой – 62 тонны. Произошло это (как будто не специально) непосредственно перед саммитом ШОС в Екатеринбурге. Хотя местные жители на протяжении последних двух десятилетий прекрасно знали, где лежат опасные вещества и неоднократно сообщали об этом в силовые ведомства.

Еще один показательный пример – дело группировки «уральских мятежников», руководителем которой ФСБ определило уважаемого афганца Леонида Хабарова. По мнению чекистов, он вместе со своими товарищами собирался устроить в России государственный вооруженный переворот. Эта история получила широкую огласку на фоне дела федерального масштаба – в отношении полковника Квачкова. Как сказал бы известный российский телевизионный журналист Киселев: «Совпадение? Не думаю».

Стоит также напомнить, что всех несостоявшихся революционеров судили по материалам уголовного дела, сформированного главным образом на основе показаний душевнобольного идейного вдохновителя «ополченцев» Александра Ермакова, который избежал суда, отправившись на принудительное лечение в психиатрическую больницу. Но позже и его посадили.

Ко всем этим делам у общественности, адвокатов, самих обвиняемых и наблюдателей появлялось огромное количество вопросов – собственно, как и к делу задержанных на прошлой неделе полицейских. Так, в деле «уральских мятежников» вызывала удивление сумма, на которую они планировали устроить переворот – всего 50 тысяч рублей. К слову, именно такая сумма была заплачена задержанному недавно за промышленный шпионаж украинскому шпиону Сергею Скирте. По версии следствия, он собирал информацию о технических ноу-хау Уральского турбинного завода (УТЗ) и, по заключению предприятия, передача полученной им секретной документации иностранной стороне была способна нанести производителю ущерб на сотни миллионов рублей. И это вызывает некоторые сомнения, так как за чертежи была передана смехотворная сумма.

Резюмируя, приверженцы версии «руки ФСБ» говорят о слишком многих совпадениях, «привязке» к информационной повестке и сомнительности уголовных дел, к которым причастны уральские чекисты. «Да, можно говорить о продолжающемся противостоянии СКР и МВД. Но зачем Следственному комитету «копать» под Бородина, если как раз в 2015-м подошло время ротации? По опыту можно говорить о том, что если и убирают начальников главков, то происходит это в их первые год-два работы, пока они еще не окрепли на новых местах. Поэтому в данном случае, наверное, стоит говорить лишь о возросших амбициях ФСБ», – подметил в разговоре с NDNews.ru один из бывших чекистов.

Екатеринбург, Максим Бородин, Игнат Бакин

Екатеринбург. Другие новости 30.09.15

В уральском полпредстве обсудили, как сохранить военную тайну и популяризовать ВПК. / Екатеринбургские врачи будут получать по 70 тысяч рублей в месяц (ФОТО). / Дизайн трамвая R1 признали лучшим на престижном мировом конкурсе (ФОТО). Читать дальше

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2015, РИА «Новый День»

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках