Эта музыка будет вечной: автовладельцам опять отказывают в оформлении ОСАГО без допуслуг
Автовладельцы усиленно начали жаловаться на давнюю практику страховщиков – отказ под разными предлогами оформлять полис ОСАГО без покупки дополнительных услуг. В это же время начались проблемы с получением электронных полисов, крупнейшие компании отключили эту возможность. Владельцы личного транспорта рассуждают – то ли ждать новых разговоров о повышении тарифов, то ли таким образом страховые реагируют на «проснувшихся» дачников. Ситуацию может обострить озвученное накануне пожелание Путина по повышению тарифов для нарушителей ПДД.
Продажа полисов ОСАГО без навязывания дополнительных услуг оказалась недолгой радостью автомобилистов. В конце мая прошлого года Центробанк, устав от наглости страховых, которые повально отказывались продавать ОСАГО без допуслуг, а то и вовсе заявляли, что у них закончились бланки, временно ограничил действие лицензии крупнейшей компании на этом рынке. «Росгосстрах» проработал в таком режиме всего около двух недель, но свой эффект это возымело. Все страховщики стали «белыми и пушистыми»: никто не навязывал страховки жизни и здоровья, бланков хватало на всех желающих. Тепреь же ситуация с навязыванием услуг возвращается – все чаще автомобилисты сообщают о невозможности оформить обязательную по законодательству автогражданку. Так, в Краснодарском крае у страховщиков вдруг закончились бланки, по сообщениям местных автовладельцев, «люди в Краснодаре уже улицы перекрывают, чтобы получить полис без недельного ожидания с ежедневным отмечанием в списках». Напомним, около года назад такая картина наблюдалась по всей стране – страховщики выжидали повышения тарифов. Теперь же до 15 июня по поручению президента ЦБ и РСА должны подготовить предложения по дополнительным коэффициентам к ОСАГО для злостных нарушителей ПДД.
В Свердловской области пока об отказах из-за отсутствия бланков не говорят, но без допуслуг ОСАГО оформить уже сложно. «Отказ в заключении договора ОСАГО вследствие моего нежелания заключать дополнительный договор страхования», – прокомментировал автовладелец на «Флампе» работу «Росгосстраха» на Минометчиков в начале этого месяца. Еще один попытавшийся застраховать свою машину в этой же компании сообщил, что ему на выбор предложили допстраховку жизни или оформление перевода накопительной части пенсии в банк «Росгосстраха». «Временное ограничения лицензии на страхование по ОСАГО в августе 2015 НИ КОИМ ОБРАЗОМ не отразилось на методах работы компании. Как навязывали допуслуги, так и продолжают навязывать», – пишет автомобилист. Еще в одном филиале этого страховщика заявляли, что у них нет возможности напечатать бланк, но если оформить допуслугу, то «мы из дополнительного договора возьмем все данные и напечатаем заявление на ОСАГО». Сразу несколько автомобилистов указали на новую «фишку» компании – если самостоятельно не распечатал заявление с сайта, то в страховании тебе откажут.
В «Ресо-гаратия» 26-летнего парня отказались страховать под предлогом – «мы не страхуем моложе 30 лет». В «УралСибе» клиентам говорят, что могут выдать только два полиса – ОСАГО и страхование жизни, «такая программа». Владельцу грузовика в «Ренессанс страховании» предложили сначала пройти у них осмотр (по графику раз в неделю 2 часа) и только после этого страховаться. Часть автомобилистов считает, что это «сезонное» явление – началась весна, и сейчас в страховые пойдут дачники, эксплуатирующие машину полгода. «Полгода стоят дешевле, чем год, если нас мурыжат, дачников подавно», – прикидывают владельцы личного транспорта. Добавим, из-за роста цен и тарифов некоторые садоводы уже интересуются, можно ли оформить страховку только на 4 месяца. Часть автовладельцев считает, что страховщики забыли «уроки прошлого», и поставить их на место можно только новыми карательными мерами ЦБ: «Не приостанавливать лицензию на пару недель, а взять и вовсе отобрать. Тогда другие урок еще несколько лет помнить будут».
Введение электронных полисов, как оказалось, ситуацию не спасает. Центробанк пообещал, что к началу 2017 года доступность такого варианта оформления автогражданки станет обязательной. Пока же страховые не особо торопятся развивать он-лайн продажи. Во-первых, далеко не все компании предлагают такой сервис. Во-вторых, некоторое время назад страховщики вдруг повально начали отключать е-ОСАГО. «Росгосстрах», например, заявил, что сервис с нагрузкой не справляется. Вслед за лидером на рынке е-ОСАГО отключили еще 5 компаний под разными предлогами, в том числе – из-за нагрузки. Отметим, о популярности электронного страхования красноречиво говорит исследование РСА: с июля по февраль по Свердловской области было куплено аж 1950 электронных ОСАГО, что вывело регион на 12 место по стране. Причем автовладельцы говорят, что сервис по он-лайн покупке австостраховщики превратили в непреодолимый квест: «Эта имитация под названием электронное ОСАГО не работает ни у одной шаражки. Никто из знакомых не смог это сделать, у всех данные не прошли проверку или другие отмазки». ЦБ пообещал выяснить, с чем связаны проблемы с е-ОСАГО. Впрочем, автомобилистам причина кажется весьма ясной: в таком случае практически исключается какое-то навязывание допуслуг.
В итоге все чаще в автосообществах звучат мысли о необходимости отменить ОСАГО. Тем более, что владельцы машин уже сами отказываются от этого документа. Только за сегодняшнее утро в трех небольших населенных пунктах выявили 14 автомобилистов, не позаботившихся об оформлении «автогражданки». Свое исследование по Екатеринбургу провел представитель Федерации автовладельцев России в Свердловской области Максим Едрышов. Он и несколько активистов проверили случайные машины на улице, записывали номера и автобусов, и полицейских машин. «Когда набрали сотню остановились и пошли к компьютеру. С помощью сервиса проверки наличия полиса по госномеру (сервис официальный, доступен всем, находится на сайте РСА) стали проверять есть ли полис у конкретного автомобиля? Результат превзошел все ожидания – из 101 проверенной машины у 33 полиса, по версии базы данных, не оказалось», – опубликовал Едрышов на своей странице в соцсети. Можно предполагать, что это связано не столько с забывчивостью граждан, сколько с дороговизной ОСАГО. Как известно, за год страховка подорожала примерно на 60%, что вызывает обоснованную злость у владельцев ТС. В условиях падения реальных доходов населения на фоне экономического кризиса ОСАГО стало для многих уральцев непосильной ношей. И в этих условиях издевательством выглядит ситуация, в которой автомобилисты за свои же деньги вынуждены с боем отстаивать возможность покупки полиса у коммерсантов
Екатеринбург, Светлана Загороднева
© 2016, РИА «Новый День»