«Лицемерию властей и МЧС нет предела» (ФОТО, ВИДЕО) Пострадавших от паводка жителей Ирбита «кинули» с компенсациями
Паводок в Свердловской области обнажил лицемерие некоторых чиновников и просчеты в работе МЧС. Новые подробности стихийного бедствия в Ирбите – одной из самых проблемных точек прошедшей весны – дают понять, что специализированные службы были не готовы к наводнению, а муниципалитет неожиданно начал противостоять тем, кто стал жертвой половодья. Власти обвиняют граждан в мошенничестве и не желают выплачивать компенсации, поэтому в ситуацию пришлось вмешаться прокуратуре. Подробно об этом – в нашем материале.
Собрание ирбитчан, пострадавших от паводка
Разгул стихии и подсчет ущерба
Как передает корреспондент NDNews.ru, ранняя весна принесла Свердловской области в этом году один из самых мощных паводков. Первые тревожные сводки МЧС стали приходить из восточных районов – Ирбита и Каменска-Уральского. Далее география половодья расширилась – «большая вода» пришла в Красноуфимск, Староуткинск, Первоуральск, Полевской и другие города. В 20-х числах апреля в зоне подтопления оказались сотни населенных пунктов Верхотурского ГО, Туринского и Слободо-Туринского районов, а также поселки около Серова, Нижнего Тагила, Тавды. Местным жителям пришлось спасать домашних животных и скот – уводить их на естественные возвышенности и эвакуироваться самим на чердаки, а после – вынужденно уезжать к родственникам или отправляться в пункты временного размещения. В территориях ввели режим ЧС.
В конце мая власти муниципий начали подсчитывать ущерб, нанесенный весенним паводком. Стали формировать списки претендентов на компенсации. В соответствии с постановлением правительства области (№ 688-пп от 6 августа 2014 года), пострадавшим положены две выплаты – 10 тысяч «моральных» в качестве единовременной компенсации и 50 тысяч рублей – в качестве возмещения материального вреда (тем, у кого пострадали вещи первой необходимости).
В Ирбите, например, чиновники, согласно официальным данным, насчитали 87 домов, попавших в зону подтопления, и еще 209 придомовых территорий. Ранее в разговоре с нашим агентством глава «мотоциклетной столицы» Геннадий Агафонов заявлял, что работа с населением по вопросу выплат ведется в активном режиме, но «в каждом случае приходится выяснять, кому положены выплаты». Уже тогда он намекал на вероятный обман со стороны жителей – мол, включают в объем ущерба вещи, не принадлежащие им. По всей видимости, чиновники с самого начала стали искать отходные пути, спасая дефицитный бюджет. Но об этом чуть позже – сначала об огрехах в работе спасателей.
Судьбоносные просчеты в работе МЧС
Накануне съемочная группа NDNews.ru побывала в Ирбите и пообщалась с пострадавшими от паводка, восстановив поэтапно наступление стихии. Большая вода пришла в город ночью 10 апреля. Никто (!) из жителей не был предупрежден заранее об этом – ни сотрудниками МЧС, ни местными властями. Это могут подтвердить жители домов по улицам Северная и Заозерная. Более того, спасатели прибыли в Ирбит только 12 апреля – когда население уже переобулось в болотники и самостоятельно спасало свое имущество и домашний скот.
«10 апреля ночью все спали, и мы были шокированы быстрым подъемом воды. Я нашла в интернете телефон МЧС – областного и городского, но там никто трубку не брал. Набрали «112» и нам там заявили, что все «под контролем», вода якобы не поднимется выше 20 сантиметров. А у нас уже до уровня пола оставалось около полуметра! Мы рулеткой каждый час мерили глубину. И вскоре уже не могли выбраться из дома, мы были просто заблокированы», – рассказала нашему агентству одна из пострадавших Ольга Попова.
К утру 11 апреля во дворах образовались мини-причалы для личных лодок, жители перешли на водный режим существования. По улицам плыли мусор и личные вещи граждан. Все ценное – от детских колясок до запасов сена и дров – граждане поднимали на верхние этажи или крыши сараев. Но крупногабаритную технику – холодильники, стиральные машины и телевизоры, далеко не все смогли вовремя убрать или вывези – транспорту было попросту не подъехать к домам. Вместо этого некоторые ирбитчане занимались спасением животных.
«Мне самой пришлось спасать своих коз. Сначала по-пластунски залезала в лодку, потому что уже вода стояла под окнами, и грузила туда с мужем скотинку. Перевозим, и я говорю козе: «Ты только не шевелись, а то перевернемся и утонем вместе», – вспоминает еще одна пострадавшая Вера Бобылева. – И коз, и козлят в мешках перевозили. Просили МЧС о помощи, но никто не откликнулся! Сказали: мы через час приедем. А вода все прибывала и прибывала, поэтому решили своими силами все сделать».
Местные жители заявляют, что такой обильный паводок случился впервые за 20 лет. В домах было до 60 сантиметров воды выше пола. Однако МЧС оказалось не готово к такому развитию событий. Сначала спасатели просчитались и никого не предупредили, а затем слишком поздно прибыли в зону бедствия. Граждане также отмечают, что группировка сил и средств оказалась недостаточной для оказания посильной и главное – оперативной – помощи населению. С этим косвенно связывают большой объем ущерба, который понесли жители. «Приехали бы раньше, больше бы вещей и домашней утвари смогли бы спасти, – сетуют уральцы. – Кроме того, не было никакого подомового обхода. Это было доказано при встрече с начальником Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры области Андреем Курьяковым 21 апреля». По данному факту главе Ирбита было внесено представление.
Необоснованные обвинения в обмане
Только ирбитчане стали приходить в себя после паводка и делать ремонт в своих домах, как на них обрушилась новая неприятная новость – о невозможности компенсации ущерба. Оказалось, что местные власти выпустили дополнительное постановление (от 5 мая 2016 года, №644), которое противоречит указанию региональных властей. Согласно областному документу, каждому пострадавшему от паводка положено в общей сложности 60 тысяч рублей. Однако администрация Ирбита сочла, что 50 тысяч рублей хватит на дом. «То есть только тем, кто прописан в нем, а остальным проживающим – только через суд. Еще одной неожиданностью стало письмо, в котором говорится о необходимости проведения оценки поврежденного имущества (стоит около 7 тысяч рублей). Также мэрии нужно предоставить технические паспорта, гарантийные талоны, кассовые и товарные чеки на мебель, бытовую технику и другое имущество. Без этого всего будет отказано в выплате», – говорит Ольга Попова, отмечая при этом, что в постановлении правительства нет таких требований на получение компенсации. Наряду с этим, по указанию ирбитских властей, в ущерб нельзя включать поврежденные полы и двери. «Такого бардака никогда не было. Вот во времена СССР, когда был паводок, никого не спрашивали – нам сразу давали кирпичи, доски. А сейчас что творится? Беспредел полный», – заметил житель Ирбита Виктор Шмыляев.
Осложняет ситуацию не только то, что у жителей нет на руках чеков на технику (кто их хранит годами?), но и то, что многие уже сделали ремонты в домах за свой счет. Собственно, приводить жилища в порядок как можно быстрее ирбитчанам советовал сам Геннадий Агафонов.
«У нас у всех была комиссия от администрации города. Ну как комиссия – приехали слесари из ЖКХ «Северное». Мы позвонили в надзорные органы, и к нам прибыл прокурор, который стал заниматься описью. А потом было собрание с мэром. Мы задали прямой вопрос: будут еще какие-то комиссии? Он ответил: нет, возвращайтесь в свои дома, сушитесь и делайте ремонт. Мы вернулись, провели обработку жилья от грибка и плесени, сделали частично ремонт. Прошло больше месяца, и вдруг приходят эти письма, где мы должны предоставить оценку имущества, произвести диагностику бытовой техники, что она пришла в негодность в связи с паводком…» – продолжают жаловаться ирбитчане.
По их словам, эпопею с затянувшимися компенсациями некоторые должностные лица трактуют в совершенно неверном свете. В частности, главный спасатель области Андрей Заленский считает, что ирбитчане занимаются спекуляциями – якобы заселенные в квартиры с подтопленных территорий граждане пытаются сейчас получить выплаты за свои участки, используя незавершенные процедуры оформления документов на недвижимость. «Его слова были приведены на сайте администрации Ирбита. То есть нас обвинили в том, что мы хотим нажиться на своей же беде. Мы читали эту статью и слезами умывались. Горю нашему нет предела!» – не скрывая обиды, отметила Ольга Попова.
На этом фоне удивительным выглядит мнение главы города Агафонова, которое он озвучил на одной из встреч с жителями. «Он нас спросил: а вы зачем вообще здесь живете? Дак вы же сами разрешаете тут жить! Многим молодым парам попросту непосильны квартиры за миллионы, и они покупают жилье тут. И вот когда случается беда, власти умывают руки. Они ничего не хотят делать – ни дороги ремонтировать, ни помогать еще чем-то нам. Такое ощущение, что власти в нашем городе попросту нет!» – вспылил Шмыляев.
Последняя надежда – на прокуратуру
В настоящее время действия властей Ирбита пытается оспорить прокуратура. Ранее Агафонову и главе администрации Ирбитского МО Алексею Никифорову были объявлены предостережения «о недопустимости нарушения законодательства в части возмещения причиненного ущерба жителям, пострадавшим от паводка». Прокурорских работников чиновники не послушали. В связи с этим надзорное ведомство обратилось с иском в суд – первое заседание по этому вопросу назначено на 13 июля. «Лицемерию властей и МЧС нет предела! Мы даже не получили единовременные выплаты! Речь ведь идет не о миллионах. Даже тех средств, что нам положены, не хватит на все то, что мы потеряли. Но даже эти мизерные суммы чиновники где-то прячут от населения, ведя себя, как последние сволочи», – резюмировали горожане, пообщавшиеся накануне с нашей съемочной группой. Они особо отметили, что в числе жертв паводка – около 300 человек, что в очередной раз говорит о масштабах проблемы.
NDNews.ru будет следить за развитием событий.
Екатеринбург, Игнат Бакин, Александр Саливанчук, Антон Отман
© 2016, РИА «Новый День»