Вашингтон
Президент США Дж. Буш возвратился в Вашингтон из Кеннебанкпорта (штат Мэн), где он находился на отдыхе. Прервали свои отпуска и возвращаются в американскую столицу государственный секретарь Дж, Бейкер и министр обороны Р. Чейни. Все это связано, как сообщают представители администрации, с сообщениями, поступившими из Москвы. Утром перед отлетом из Кеннебанклорта Дж. Буш провел пресс-конференцию, на которой он прокомментировал поступившие поздно вечером накануне телеграммы. Американский президент назвал создание в СССР Государственного комитета по чрезвычайному положению, назначение Г. И. Янаева исполняющим обязанности президента СССР актом, который «вызывает беспокойство» в США и может иметь неблагоприятные последствия для советско-американских отношений.
Дж. Буш сообщил, что он поддерживает контакты с лидерами союзных стран и с американским посольством в Москве. «Все наши люди в безопасности», – сообщил Дж. Буш.
«Мы будем внимательно следить за развитием событий с тем, чтобы определить надлежащий ответ, который мы должны будем дать в консультации с союзниками, – сказал Дж. Буш. – Мы ожидаем, что Советский Союз будет полностью соблюдать свои международные обязательства... Очевидно, что мы не отступим от принципов реформ, открытости и приверженности демократии».
Дж. Буш обратил внимание на слова исполняющего обязанности президента СССР Г. И. Янаева о том, что советское руководство не изменит курс на реформы. «Не знаю, как отнестись к заявлению Янаева, – сказал президент. – Мое внутреннее чувство говорит о том, что он имеет определенную приверженность реформам».
Тем не менее, американский президент объявил, что в связи с происшедшими в СССР событиями США «приостановят оказание помощи» Советскому Союзу.
Какую позицию займет американская администрация в отношении подписанного недавно советско-американского договора о сокращении стратегических вооружений?
– Этот договор явно соответствует интересам США. И они подтвердили, что будут соблюдать все договоры. Это хорошо. Мы не хотим возвращаться к дням холодной войны, и мы не будем делать этого. Это весьма тщетный и неконструктивный шаг, и мы не будем идти вспять. Мы не собираемся возвращаться назад к той Европе, какой она была… Мы не собираемся возвращаться к тому, с чего начинали. Мы хотим дать ситуации проясниться и будем привержены определенным основополагающим принципам.
Дополнительные пояснения позиции администрации дал на борту самолета ВВС-1 помощник президента по национальной безопасности Б. Скоукрофт. По его словам, оценки по шкале «лучше-хуже», которые дает американское руководство происходящим переменам в СССР, не заслоняют того факта, что «во внутренних делах в конечном итоге разберутся сами советские люди».
Однако, после дополнительных совещаний в Белом доме руководство администрации выступило с заметно более резким по своему содержанию заявлением – оно перекликается по тональности с высказываниями ряда видных членов конгресса.
Представители администрации заявили журналистам, что Вашингтон не видит какой-либо военной угрозы для США в происшедших в СССР событиях. С учетом этого Пентагон не предпринимал каких-либо мер по повышению степени боеготовности американских вооруженных сил. Наконец, согласно сообщению Белого дома, президент Дж. Буш назначил на вторник церемонию приведения к присяге нового американского посла в СССР Р. Страусса. Это связано с решением ускорить отъезд нового американского дипломатического представителя в Москву.
А. БЛИНОВ. соб. корр. «Известий».
Нью-Йорк
В понедельник, через сорок пять минут после того, как открылась Нью-Йоркская фондовая биржа, индекс Доу-Джонса скатился на восемьдесят с лишним пунктов. В последующие несколько минут он упал еще на двадцать, но только автоматически сработавший «предохранитель» – серия загодя подготовленных мер, призванных не допустить слишком резкого удешевления акций, – затормозил дальнейшее падение индекса. Все равно: к концу дня в понедельник Доу-Джонс «похудел» в общей сложности на семьдесят пунктов.
Мнение обозревателей единодушно: то была реакция биржевиков на события в Советском Союзе, события, несущие в себе неопределенность и непредсказуемость. А, как заметил комментатор телекомпании Си-эн-эн, «финансовый рынок ненавидит неопределенность».
Остро складывалась ситуация и на товарных биржах. В Чикаго упали в цене пшеница и соя-бобы. Так маклеры отреагировали на высокую вероятность того, что договоренность о продаже Советскому Союзу сельскохозяйственной продукции, под которую Вашингтон готов был даже гарантировать полтора миллиарда долларов кредитов, реализована не будет.
Зато поднялась цена на нефть, продаваемую на биржах в счет поставок в октябре. Цена за баррель возросла на 1.17 доллара и достигла 22.47 доллара. Логика, которой руководствовались маклеры Нью-Йоркской биржи, была простой: обострение обстановки, связанное с введением чрезвычайного положения, может сказаться на уровне добычи нефти в Советском Союзе, крупнейшем в мире нефтедобытчике.
Вечером в понедельник министр торговли Соединенных Штатов Роберт Мосбакер, выступая в программе телекомпании Си-эн-эн, подтвердил вероятность принятия бушевской администрацией серии резких мер экономического воздействия на Советский Союз. Министр не стал их перечислять, но в принципе они ясны: замораживание торгового соглашения, блокирование статуса наибольшего благоприятствования в торговле, торможение кредитов и т.п. Р. Мосбакер отметил, что не может представить себе, чтобы американские частные компании имели бы намерение вкладывать сейчас капиталы в советскую экономику. Напротив, по словам министра, некоторые компании, уже там действующие, начинают, кажется, сворачиваться.
Но даже если бы администрация готова была вести с Советским Союзом «дела как обычно», то этого, по оценкам обозревателей, не допустил бы конгресс, где звучит острая обеспокоенность по поводу событий в СССР. Отражением этой обеспокоенности и тех настроений, которые проявляются в конгрессе, может, на мой взгляд, служить заявление влиятельнейшего сенатора Сэма Нанна, демократа из Джорджии, сказавшего, что Соединенным Штатам не следует признавать новой администрации СССР.
Гельмут Соннефельдт, крупный политолог из института Брукингса, высказал недоумение по поводу того, что Белый дом решил ускорить приведение к присяге и отправку в Москву нового посла Соединенных Штатов Роберта Страусса. Если, считает Соннефельдт, Страусс вручит свои верительные грамоты новому режиму, это будет актом признания этого режима.
Но если не считать вещей очевидных – таких, например, как возможные меры экономического воздействия, – нельзя не заметить, что Америка – не только Белый дом, не только администрация и конгресс, но и пресса – пребывают в основательной растерянности, не в состоянии определить того, что именно происходит в СССР и, главное, что будет происходить дальше.
Вопросом, который чаще всего можно было услышать в понедельник, был вопрос о том, как прореагирует на смену власти в Кремле советский народ. Это – ключевой фактор.
А. ШАЛЬНЕВ, соб. корр. «Известий».
Париж
Те перемены, что произошли в Советском Союзе, идут против течения... Я думаю, что эти резкие перемены могут прервать, но не остановить движение в сторону демократизации... Так оценил последние события в Советском Союзе в телевизионном интервью президент Франции Франсуа Миттеран.
Вот почему я считаю, сказал далее он, что в стране могут прибегнуть к репрессиям, насилию – я надеюсь, что этого не произойдет, – но надо верить в процесс, начатый в 1985 и особенно в 1986 году. Он будет продолжен. Нельзя просто-напросто сломить народное движение…
Ф. Миттеран подчеркнул, что он неоднократно делал заявления с призывами не терять времени, помогать Горбачеву, поскольку перестройка – хрупкий процесс.
Процитировав последнее письмо, полученное от М. Горбачева около недели назад, в котором он писал о своей встрече с президентом Бушем, о «трудностях и опасностях, существующих, прежде всего, на нынешнем этапе реформ», Ф. Миттеран сообщил, что он также получил послание от Г. Янаева, которое было вручено ему советским послом во Франции.
В нем, в частности, говорится: «Реформы будут продолжены, наш выбор сделан, мы сохраним приверженность демократии и гласности, мы будем создавать экономику, включающую в том числе и частные предприятия, мы продолжим политику, имеющую целью гарантировать гражданские права и свободы, в международной области все подписанные соглашения будут соблюдаться… С тем, чтобы дело, начатое М. Горбачевым, не было дискредитировано, нам нужно восстановить политическую стабильность в стране... Я считаю своим долгом сообщить вам, что М. Горбачев находится в полной безопасности и ничто ему не угрожает». Президент, по его словам, хотел проинформировать о содержании послания французов, но это не значит, что он его принимает за «чистую монету».
Если новые советские лидеры не сдержат своих обещаний и не будут соблюдать хельсинкских соглашений, подчеркнул далее президент Франции, вся помощь Европейского сообщества, должна быть прекращена. Что же касается санкций, то о них говорить преждевременно. Многое зависит от того, как станут действовать новые советские лидеры, какие решения они примут. Если они, подобно М. Горбачеву, хотят продолжить процесс реформ, демократизации и оздоровления международной обстановки во всех областях, особенно в том, что касается разоружения, вывода советских войск из стран Центральной Европы и Восточной Германии, то им не следует терять времени.
Президент Франции также высказался за проведение встречи глав государств и правительств государств – членов ЕС для всестороннего рассмотрения возможных совместных демаршей и незамедлительных действий. То, что произошло в Москве, по его мнению, может быстро стать актом холодной войны, но пока это лишь внутриполитическая операция.
Главе французского государства был задан вопрос: если возникнет опасность гражданской войны и если сторонники демократизации и реформ обратятся за помощью к Западу, что мы должны сделать?
– Не сгущайте риска, связанного с катастрофами,– ответил президент.– Мы будем рассматривать каждую ситуацию по очереди, одну за другой. Пока этого нет и, надеюсь, не будет. Но если это произойдет, необходимо, чтобы ЕС и крупнейшие страны Запада, и в частности Франция, не поступались никакими принципами, никакими гарантиями, которые обеспечивают мир на Земле.
Ф. Миттеран напомнил далее о «праве на вмешательство», которое было признано в международных соглашениях, подписанных в Хельсинки, а потом в Париже Советским Союзом вместе с другими государствами.
Комментируя высказывания президента Франции, пресса отмечает его осторожный и умеренный тон. Он предупреждает комитет, возглавляемый Г. Янаевым, пишет газета «Либерасьон», что его будущее зависит от того, будут ли продолжены начатые реформы.
Ю. Коваленко, соб. Корр. «Известий».
Прага
Никогда чехословацкое телевидение не уделяло столько времени Советскому Союзу. Практически весь день 19 августа до глубокой ночи был посвящен событиям в нашей стране. Вышедшие во вторник газеты отдали им почти всю свою площадь. Отношение к ним высказало и большинство государственных и политических деятелей ЧСФР.
Президент В. Гавел заявил на пресс-конференции, что он держит постоянную связь с министром национальной обороны, председателем Словацкого национального совета. Град установит контакты с руководителями Польши, Венгрии, Украины. На вторник назначено заседание Совета обороны ЧСФР.
В. Гавел сказал, что «последние события в СССР не могут не напоминать нам горестных исторических событий, произошедших больше двадцати лет назад именно в такие летние дни». Одновременно президент ЧСФР заявил, что «никакая опасность нам не грозит». Согласно экспресс-опросу общественного мнения, переданному в понедельник вечером по телевидению, 77 процентов респондентов в Праге и Брно считают, что события 19 августа нанесли вред Советскому Союзу, 5 – что они приведут к лучшему. Только 1 процент высказал в связи с ними удовлетворение. 14 процентов находят, что произошедшее должно дать толчок к укреплению демократии в Чехословакии. Как считают многие, «чтобы подобные люди не смогли сделать то же и у нас», следует принять меры по укреплению обороноспособности, обратить внимание на защиту демократии, охрану конституции. Большинство газет сообщают, что поставки советской нефти и газа в ЧСФР осуществляются по графику. Так будет и впредь, заверил чехословацкое правительство посол СССР Б. Панкин. Однако у бензоколонок образовались значительные очереди – в Праге заправки приходится ждать не меньше часа.
Л. КОРНИЛОВ, Соб. корр. «Известий».
Хельсинки
Печать Финляндии не упускает ни одной детали из событий, последовавших после введения чрезвычайного положения в ряде районов нашей страны. Сообщается, например, что временно были закрыты (советской стороной) два пограничных контрольно-пропускных пункта – Ниирала и Вартиус. Заместитель командующего юго-восточным пограничным округом Кари Хови объявил повышенную готовность (вероятно, на случай беженцев). Однако оба пункта снова работают. Были задержки и с отправкой судов регулярного сообщения Таллинн – Хельсинки – Таллинн.
Однако, ни один финн не отказался от своей визы, полученной накануне в Советском консульстве. Напротив, многие журналисты обратились за разрешением на поездку в СССР.
Правительство Финляндии выразило сожаление в связи с введением чрезвычайного положения в СССР. Оно заявило, что внимательно следит за создавшиеся в Советском Союзе положением, и выразило надежду на то, что по возможности быстро будут восстановлены нормальные условия.
Позднее, на пресс-конференции министр иностранных дел Пааво Вяюрюнен высказался в том духе, что Финляндия признает государство, а не правительство. Если ситуация успокоится, то почему бы не поддерживать контактов с новым руководством, то есть принцип внешней политики страны – «хорошие отношения с соседями», не раз высказываемый президентом Мауно Койвисто, остается неизменным.
В. ШМЫГАНОВСКИЙ, соб. корр. «Известий».
Екатеринбург. Другие новости 18.08.06
Два ребенка серьезно пострадали в ДТП в Екатеринбурге около полутора часов назад. / Смех в зале – так прошла первая пресс-конференция ГКЧП. Московские новости 27 августа 1991 года. / Коммандос. Специальный выпуск Московских новостей 27 августа 1991 года. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2006, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».