Вопрос поиска альтернативного моторного топлива сегодня стоит крайне актуально. Использование компримированного природного газа в качестве моторного топлива в мире известно более полувека. В свое время Советский Союз на пару с Италией устойчиво занимал первую позицию в мире по количеству автомобилей, работающих на метане. Сегодня лидерами по использованию КПГ являются Пакистан, Аргентина, Иран и Бразилия. По всему миру из 800 млн. авто 14 млн. работают именно на КПГ. Сегодня в России также наблюдается высокая заинтересованность в данном виде топлива. Так, по итогам 2010 года наиболее развитыми региональными рынками стали Ставропольский и Краснодарский края, Свердловская, Челябинская и Тульская области, Республика Башкортостан: на них пришелся 41% от общего объема реализации КПГ в России в прошлом году, пишет «АиФ-Башкортостан».
В целях популяризации природного газа как наиболее экологически безопасного и экономически выгодного моторного топлива ОАО «Газпром» уже в пятый раз провел автопробег «Голубой коридор». Цель акции – наглядно показать, что наиболее перспективным направлением развития автомобильной и газовой промышленности может стать именно использование газа в качестве альтернативного топлива. В этом году акция, в которой приняли участие 15 единиц техники, проходит в 11 городах России: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Оренбург, Самара, Саратов, Волгоград, Воронеж, Тамбов, Тула, Москва.
В минувшую пятницу в рамках автопробега в Уфе состоялся круглый стол на тему «Метан – моторное топливо для муниципального транспорта». Перевод муниципального транспорта на газ позволяет не только существенно снизить затраты предприятий на ГСМ, но также улучшить экологическую ситуацию в регионе. О преимуществах газового топлива журналистам рассказал заместитель начальника управления по газификации и использованию газа ОАО «Газпром» Евгений Пронин, сделав акцент на дешевизне, безопасности и экологичности КПГ. Так, средняя стоимость 1 кубометра топлива по России колеблется в районе 9,5 – 10 руб. Таким образом, для предприятий расходы на ГСМ сокращаются как минимум в два раза. Нехитрая математика обнаруживает очевидную выгоду природного газа в качестве топлива: «если заправить автомобиль на 500 руб., то на КПГ мы уедем на 550 км, а на бензине А-98 – только 160 км», рассказал господин Пронин. Также газовое моторное топливо является на сегодняшний день самым безопасным по таким характеристикам, как температура воспламенения (540 градусам Цельсия), концентрация вредных веществ (сажи не превышает 2%, углекислого газа – 8%). В автопарке России насчитывается всего 86 тыс. единиц техники, работающей на КПГ, что «конечно, для страны, у которой самый богатый запас природного газа, – ничто», отметил господин Пронин. При этом 4,6 тыс. единиц работают в системе ОАО «Газпром», добавил он. В то же время в России, как и во всем мире, наблюдается устойчивая динамика роста использования газа в качестве моторного топлива. Согласно прогнозам экспертов, в мире к 2030 году работающих на метане автомобилей будет от 100 до 200 млн. По словам Евгения Пронина, объем потребления в России газа составил 350 млн. м3, в этом году ожидается прирост еще на 4-5%. По прогнозам сетка потребления топлива к 2030 году выглядит следующим образом: объем дизельного топлива составит 60 млн. тонн в год, бензина – 50 млн. тонн и метана – где-то 3,5 млн. тонн. «И сегодня «Газпром» и другие поставщики газа полностью готовы обеспечить газовым моторным топливом», заверил господин Пронин. Также он отметил, что сегодня все автопроизводители в своей линейке предлагают легковые, грузовые автомобили или автобусы на метане. В России это НефАЗ, ЛиАЗ, ПАЗ, КАМАЗ, курганский автомобильный завод.
Как отметил господин Пронин, метанизация сельскохозяйственной техники в перспективе за счет значительного снижения затрат на ГСМ существенно ускорит развитие агропромышленного комплекса страны, увеличит конкурентоспособность продукции. Более того переход на газомоторное топливо может серьезным образом повлиять и на строительство доступного жилья и на всю отрасль строительства в целом. При внедрении КПГ, согласно минимальным расчетам, сделанным организаторами агитационного автопробега «Голубой коридор – 2011», при работе на газе 1 млн. автомобилей суммарно в бюджет страны может поступать до 380 млрд. руб. в год дополнительных средств. Использование газа как моторного топлива позволит экспортировать и ту нефть, что прежде оставалась для внутреннего российского рынка.
Основные трудности, в связи с которыми тормозится массовый переход на альтернативное топливо – это отсутствие законодательной базы и достаточной инфраструктуры. Среди основных задач по ускорению процесса перехода на новый вид топлива агитаторы метана видят необходимость создания единого национального координационного центра, издания федерального закона об использовании газа в виде моторного топлива. «Нужны государственные программы развития транспорта и прочей техники на природном газе до 2030 года как минимум и нужна государственная программа по Сочи-2014», утверждает господин Пронин. Крайне необходимо расширять сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) – сегодня в 58 регионах России действует всего лишь 249 станций, из которых 206 находятся в собственности ОАО «Газпром».
Сегодня на территории Башкирии действует сеть из 11 АГНКС, построенная еще в 1980-х годах. По словам начальника инженерно-технического центра ООО «Газпром Трансгаз Уфа» («дочка» ОАО «Газпром») Тагира Бакиева, в 2014 году в республике появится сразу четыре современные станции – две в Уфе и по одной в поселках Приютово и Павловка. Также в ближайшие два года компания реконструирует четыре станции в Уфе и Стерлитамаке. В 2010 году в Башкирии реализовано более 19,5 млн. кубометров КПГ, что в 14 раз превышает показатели 2003 года, рассказал господин Бакиев. С целью усилить очевидную динамику роста потребления в прошлом году «Газпром Трансгаз Уфа» ввел в эксплуатацию два пункта по техническому освидетельствованию баллонов в Уфе и Стерлитамаке в дополнение к уже имеющимся в республике двум участкам по переоборудованию автотранспорта.
Как пояснили организаторы автопробега, суть пропаганды не в том, чтобы пересадить всех на газовое топливо, суть в том, чтобы у потребителя была альтернатива. И с тем, чтобы эта альтернатива стала доступнее для автолюбителей, уже сегодня функционирует рабочая группа при министерстве энергетики России, а также в октябре этого года в Госдуму был внесен законопроект «Об использовании газового моторного топлива». Принятие федерального закона даст мощный импульс для развития российского рынка природного газа в качестве моторного топлива, утверждают организаторы акции.
Торжественный финиш автопробега «Голубой коридор – 2011» состоится в Москве 2 ноября.
Уфа, Таисья Исупова
Уфа. Другие новости 26.10.11
«Голубой коридор» учит экологии и экономии, – АиФ в Оренбурге. / Экватор автопробега «Голубой коридор 2011» пройден. Репортаж из Самары (ФОТО). / Автопробег «Голубой коридор» перемещается с Урала в центр России. ФОТО. Читать дальше
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».