Расследования Нового Дня
Доктор, вы кто?
Расследование «Нового Дня»
Медицинские центры, предлагающие людям дорогостоящее обследование, с 2015 года расплодились в крупных городах России в огромном количестве.
Людей приглашали пройти бесплатную диагностику, а затем с помощью психологических приемов, таких, например, как запугивание страшными диагнозами, добивались подписания договора на оказание медицинских услуг, стоимость которых в 4−5 раза выше средней цены по рынку. Новоиспеченным клиентам предлагали оформить кредит в банке, причем под высокий процент, и тут же вели на процедуру. Многие пациенты приходили в себя только дома и ужасались, в какую ловушку попали.
Материалы агентства «Новый День» о деятельности «лекарей» выходили с 2016 года по текущее время.
«ДеШели» заманивает граждан на дорогостоящее лечение, прикрываясь федеральной программой диагностики
10 августа 2016 г.
Очередной всплеск активности от одиозной фирмы «ДеШели», прославившейся навязыванием дорогостоящей косметики и услуг, случился этим летом. Теперь компания обещает клиентам бесплатную диагностику организма якобы по федеральной программе. Посетителей обследуют на оборудовании для фитнес-центров, а потом убеждают в необходимости дорогостоящего лечения — речь идет о суммах от 100 тысяч рублей. В областном минздраве затея «бизнесменов от медицины», мягко сказать, восторга не вызвала — из-за таких манипуляций и обещаний люди отказываются идти на реальные программы, организованные государством, опасаясь обмана и «отъема» денег.
«Мы приглашаем вас на бесплатную диагностику здоровья. Это все совершенно бесплатно, это федеральная программа, — зазывают операторы по телефону, названивая гражданам на мобильные телефоны. Уже в офисе, под табличкой «Центр снижения и коррекции фигуры «Весу нет» на втором этаже в офисном здании по Карла Либкнехта вновь подчеркивают, что действуют по программе «Здоровая нация — здоровая Россия». Правда, простой запрос в поисковых системах извещает, что программой «Здоровая Россия» в Екатеринбурге занимается 7 медицинских центров, и организация «Весу нет» туда не входит. Но граждане в детали не вникают и, привлеченные бесплатной затеей, идут. Как выяснил NDNews.ru, побеседовав с побывавшими на мероприятии гражданами, обследование проводится на аппарате Multiscan, рекомендованным Министерством здравоохранения для использования в фитнес-центрах для первичной диагностики. После сеанса к посетителям выходит человек в белом халате, называющий себя врачом, и дает рекомендации по лечению. Среди основных — пиявки и тренажерный зал. Правда, обойдется лечение клиенту в круглую сумму — от 100 тысяч рублей. «Предлагают взять кредит и лечиться, — рассказала собеседница агентства, прошедшая диагностику. — Причем кредит под 30 процентов, не меньше».
О том, как проходит обработка людей на сеансах, почему на процедурах делают только половину лица или одну ногу и как за три дня администраторов превращают в косметологов, съемочной группе агентства рассказала жительница Екатеринбурга, трудоустроившаяся некоторое время назад в «ДеШели». Подробности — на видео NDNews.ru.
«ДеШели» (юридическое лицо «Эль-косметик») в Екатеринбурге представлена несколькими «брендами» — собственно «ДеШели», салоны красоты «Диамонд» и «Центр снижения веса и коррекции фигуры «Весу нет». Медицинская лицензия у предприятия имеется, но ограниченного действия, то есть только на некоторые виды деятельности — такие, например, как массаж, первая врачебная помощь и т. д.
При этом интернет переполнен негативными отзывами о компании «ДеШели», ее продукции и агрессивных методах продаж. Например, одна из групп в социальной сети «ВКонтакте» под названием «Стена плача ДеШели», где люди делятся своим негативным опытом взаимодействия с данной компанией, насчитывает почти 7000 человек. Представителей «ДеШели» обвиняют в том, что они незаконно используют телефонные базы данных, гипнотизируют покупателей, вводят их в заблуждение относительно состава кремов и даже обманным путем оформляют сделки, предлагая поставить подпись за якобы проведение процедуры, а на самом деле под кредитным договором. Широко известна история про 64-летнюю жительницу Екатеринбурга, которую по телефону пригласили на бесплатную спа-процедуру в ООО «Эль Косметикс» (один из франчайзи торговой марки «ДеШели» в Екатеринбурге, чей офис расположен также по адресу: ул. Карла Либкнехта, 22), в результате которой женщина совершила импульсивную покупку — набор косметики «ДеШели», оформив при этом потребительский кредит на 45 990 рублей.
Последствия от работы таких «бизнес-медиков» испытали на себе и официальные структуры. Из-за частых скандалов, когда бесплатное якобы обследование заканчивается кредитами на сотни тысяч, отталкивает людей от любых программ, в том числе официально объявленных Минздравом. «В РФ проводится диспансеризация взрослого населения, в рамках которого занимаются и профилактикой ожирения. А еще в области действуют центры здоровья, где тоже можно сделать аудит своего здоровья и получить рекомендации — и всё это бесплатно! А население палкой не загонишь!» — сетует пресс-секретарь областного министерства здравоохранения Константин Шестаков.
Екатеринбург, Таисья Юсупова, Александр Саливанчук, Семен Саливанчук, Антон Отман
«С такими показателями, как у вас, как же не лечиться!» — как в медцентрах уговаривают людей взять кредит и потратить больше сотни тысяч на лечение (ВИДЕО)
21 октября 2016 г.
Медицинские центры, предлагающие бесплатную диагностику организма, а затем использующие результаты в качестве инструмента продаж, множатся в Екатеринбурге с каждым днем. Жители уральской столицы активно делятся в соцсетях сообщениями о том, что звонки с такими приглашениями поступают постоянно. NDNews.ru уже писал про медицинские центры, в качестве средства привлечения клиентов использующие слова «бесплатная диагностика», за которыми чаще всего следует настойчивое предложение приобрести либо услуги центра, либо товар, и ничего общего с федеральной программой не имеющие. В основном, клиентами подобных компаний становятся пожилые люди, которых долгие беседы с использованием терминов и страшные прогнозы впечатляют и заставляют раскошелиться.
Так, например, фирма «Global med» или Центр флебологии, как ее представители именуются по телефону, зовет горожан на бесплатную диагностику и консультацию флеболога. Корреспонденты NDNews.ru решили откликнуться на подобный звонок и посетить заведение, настойчиво названивающее сотрудникам агентства. Подробности визита — смотрите на видео.
В холле посетителей встречает группа персонала, не менее 5 человек. Но дальше — исключительно индивидуальный подход. Представившаяся диагностом женщина врач проводит обследование на аппарате Multiscan. Раньше мы уже писали, что такие аппараты особенно популярны в клиниках эстетической медицины и фитнес-центрах. Компактные пластинки, много проводков, аппарат подключен к компьютеру. После 5-минутного обследования — подробная беседа с привлечением картинок на компьютере, иллюстрирующих, по словам диагноста, почему нужно срочно лечиться.
Клиенту рисуют по-настоящему пугающую картину будущего, которое наступит, если отказаться от лечения: варикоз — это только начало, впереди инсульт. Лечение предлагается обязательное в три этапа, первый — диагностика, анализ крови по 16 показателям, УЗИ и очищающие процедуры, затем — склеротерапия (косметическая процедура, применяющаяся на ранних стадиях варикоза), после всего этого — реабилитация на аппаратах, имеющихся на предприятии.
Представители фирмы уверенно заявили, что в Екатеринбурге только три сертифицированных флеболога, и пациенты из других «клиник» приходят потом к ним долечиваться. «Мы не просто вас вылечим, мы даем гарантию на 15 лет!» — убедительно говорила врач-диагност. Правда, стоимость всего лечения — 170 тысяч.
Увидев расстроенные такой информацией лица, сотрудники медцентра предлагают спасительное решение. «Мы участвуем в государственной программе и у нас есть ежемесячные квоты. Может, и вы в эту квоту попадете, — убеждает клиента диагност. Для проведения этой новой стадии переговоров уже приглашается директор. Она, в свою очередь, разговор сразу начинает про кредит. Сумма, правда, озвучивается уже поменьше — 139 тысяч (видимо, «квота»), и речь идет в основном, о том, как оплачивать кредит. Про состояние здоровья речь идет уже вскользь — «ну да, как с такими показателями не лечиться».
Как передает корреспондент NDNews.ru, большая часть посетителей — пожилые люди. На форумах горожане и ранее рассказывали, что их родственники в возрасте, впечатлившись беседой, влезали в кредиты. Впрочем, на некоторых популярных ресурсах, например на Flamp, критические отзывы исчезли в течение этой недели.
Но сейчас свои проверки проводит Роспотребнадзор, который сообщает, что к ним только за сентябрь поступило 15 заявлений с просьбой проверить этот медцентр. По одному из них проверка уже состоялась, надзорный орган выявил нарушения и оштрафовал компанию.
Последствия от работы таких «бизнес-медиков» испытали на себе и официальные структуры. Из-за частых скандалов бесплатное якобы обследование отталкивает людей от любых программ, в том числе официально объявленных Минздравом. «В РФ проводится диспансеризация взрослого населения, в рамках которого занимаются диагностикой организма. А еще в области действуют центры здоровья, где тоже можно сделать аудит своего здоровья и получить рекомендации — и всё это бесплатно! А население палкой не загонишь!» — сетует пресс-секретарь областного министерства здравоохранения Константин Шестаков.
Екатеринбург, Таисья Юсупова, Александр Саливанчук, Антон Отман
Борьба личная и государственная
Пикеты, штрафы
Люди, выложившие огромные суммы за навязанное им лечение, пошли по инстанциям. Жаловались в Роспотребнадзор, в полицию, в комитет по защите прав потребителей.
В 2016 году управление Роспотребнадзора по Свердловской области начало проверку по жалобам клиентов.
Свою борьбу начали и сами граждане — люди из разных городов, пострадавшие от мошенников от медицины, объединяются в сообщества в Сети, делятся друг с другом советами, как вернуть деньги, как и куда написать жалобу. В Екатеринбурге дочь пенсионера, которого медицинский центр «развел» на большую сумму, начала пикетировать его офис с плакатом «Осторожно, мошенники».
Роспотребнадзор взялся за медцентры, зазывающие на бесплатные диагностики
10 октября 2016 г.
Роспотребнадзор завершил проверку одного из медицинских центров, предлагавшего екатеринбуржцам бесплатную диагностику варикоза. На приеме посетителю говорилось о наличии и необходимости срочного лечения заболевания с помощью услуг компании. Средний «чек» составлял от 80 до 120 тысяч рублей, здесь же на месте клиенту предлагалось оформить кредит. Надзорный орган, организовавший проверку по заявлению горожанки, обнаружил нарушения прав потребителей и оштрафовал компанию.
NDNews.ru уже рассказывал о диагностическом центре, куда женщин «за сорок» активно приглашали на бесплатную диагностику здоровья. После сеанса обследования посетителям давали рекомендации по лечению, чаще всего на весьма внушительную сумму — от 100 тысяч рублей. «Предлагают взять кредит и лечиться, — рассказывали посетители центра. — Причем кредит под 30 процентов, не меньше». Похожая схема — в компании «Дом здоровья», специализирующейся на продаже массажных приборов старикам.
С июля городские форумы переполнили сообщения о медицинском центре «Глобал Мед», предлагающем бесплатную диагностику на склонность к варикозу, из которого «пациенты» уходили с кредитом. «Берегите бабушек», — предупреждали горожане в сети.
Пользователь Smailyk пишет на сайте отзывов о компаниях «Мошенники!!! Звонили и тоже зазывали пройти бесплатно диагностику организма. В итоге кредит 130 тыс. Оздоровительный центр „Глобал-Мед“, Белинского, 86 (надеюсь модераторы не удалят это, дабы люди туда не шли и не велись на их разводку)…».
Деятельность организации была проверена Роспотребнадзором. Как рассказала NDNews.ru пресс-секретарь ведомства Наталия Лукьянцева, проверка шла по обращению екатеринбурженки. Специалисты Роспотребнадзора нашли в работе компании нарушения по двум пунктам статьи 14.8 КОАП: «Включение в договор условий, ущемляющих права потребителей» и «Нарушение прав потребителей» по предоставлению необходимой информации о товаре или услуге. За нарушение этих статей предусмотрен штраф в размере до 10 тысяч. «У нас уже за сентябрь и начало октября 15 заявлений по этой компании. Это только в центральный отдел в Екатеринбурге. По всем будет проведена проверка», — пояснила Наталия Лукьянцева.
Екатеринбург, Таисья Юсупова
Пикет у медцентра «Глобалмед» в Екатеринбурге закончился дракой
13 марта 2018 г.
Скандалом закончился одиночный пикет жительницы Екатеринбурга Елены Лаптевой возле регионального отделения медицинского центра «Глобалмед». Лаптева, считающая руководство клиники мошенниками, сошлась в рукопашной схватке с персоналом учреждения и была задержана полицией.
«Хочу вывести на чистую воду мошенников», — так объяснила журналистам цель своего пикета Елена Лаптева. С плакатом, предупреждающим о том, что «Глобалмед» навязывает кредиты, она уже не в первый раз приходит к офису организации. Отец Лаптевой, поддавшись на уговоры специалистов медцентра по телефону, заключил кредитный договор на лечение на сумму 105 тысяч рублей. Его дочь после судебного процесса пошла с компанией на мировую. Кредит был аннулирован, семья Лаптевых получила моральную компенсацию. Но за время тяжбы Елена собрала в соцсетях группу из 170 жителей Екатеринбурга и Москвы, считающих себя пострадавшими, и решила продолжить борьбу.
Люди, утверждающие, что в «Глобалмед» их обманули, говорят, что после бесплатной процедуры диагностики на клиентов оказывается психологическое давление. Якобы под воздействием поставленного диагноза и убедительных консультантов пациенты, зачастую это пенсионеры, оплачивают лечение вен в кредит. Как сообщила РИА «Новый День» одна из нынешних пациенток, проценты по кредиту недружелюбные — 27% годовых. Многие клиенты решают продолжить лечение, даже если не вполне довольны его стоимостью. Отменить сделку с банком или взыскать уплаченную сумму получается не у всех. Так, одна из женщин до сих пор не может вернуть деньги, хотя есть решение суда в ее пользу. В «Глобалмеде» произошла смена юридического лица. В компании, с которой взыскиваются деньги по этому иску, на счетах пусто.
Директор регионального офиса «Глобалмеда» Яна Гребенщикова вышла к журналистам, провела их по центру, и рассказала о своем отношении к конфликтным клиентам. «Я сравниваю нас со Сбербанком. Сбербанк — это большой банк, в котором есть и довольные, и недовольные клиенты. В любом медицинском центре, в любой больнице есть и довольные пациенты, и недовольные», — заявила Гребенщикова. Она добавила, что никакого воздействия на клиентов специалисты центра не оказывают, и люди сами решают, выкладывать крупные суммы на лечение, или нет.
Пока директор «Глобалмеда» общалась с журналистами в офисе, продолжающая протест на улице Елена Лаптева общалась с одним из экспертов учреждения. По утверждению Лаптевой, сотрудница порвала ее плакат. В результате стычки на рецепшне медцентра Лаптева выдрала эксперту клок волос. Всех участников конфликта задержал наряд полиции, оппоненты написали друг на друга заявления, ведется разбирательство.
Екатеринбург, Антон Гуськов, Александр Саливанчук, служба информации РИА «Новый День»
Мошенников от медицины прижать не удалось
Уголовное дело, на которое СК потратил год, снова кочует по инстанциям
18 апреля 2019 г.
В Екатеринбурге больше года не могут возбудить уголовное дело о мошенничестве медицинского центра, навязывающего бесполезное лечение за огромные деньги. Речь идет о скандальном «ГлобалМеде», сотни людей обвиняют его в обмане. В следственном комитете почти раскрыли хитрую схему «обработки» клиентов медцентра, но затем по решению прокуратуры материалы расследования были переданы в ГСУ ГУ МВД региона, а оттуда — в городскую полицию. Теперь бывшие пациенты боятся, что из-за бюрократии в правоохранительных органах их обидчики уйдут от ответственности.
Почти три года войну против «ГлобалМеда» ведет жительница Екатеринбурга Елена Лаптева, чей отец был одним из первых пострадавших. Защитив интересы родственника в суде, Елена начала консультировать других пациентов коммерческой клиники, которые считают себя обманутыми. Она высылает им форму заявления на расторжение договора, помогает составлять иски, публикует в соцсетях разоблачительные фильмы. Сейчас в ее базе более 330 человек, которые пожаловались на навязанное дорогостоящее лечение — это жители Екатеринбурга и Свердловской области, Москвы, Казани, Уфы.
Подробно о том, как сотрудники «ГлобалМеда» работают с клиентами, писала «Российская газета». Людей приглашали пройти бесплатную диагностику, а затем с помощью психологических приемов, таких, например, как запугивание страшными диагнозами, добивались подписания договора на оказание медицинских услуг, стоимость которых в 4−5 раза выше средней цены по рынку. Новоиспеченным клиентам предлагали оформить кредит в банке, причем под высокий процент, и тут же вели на процедуру. Многие пациенты приходили в себя только дома и ужасались, в какую ловушку попали.
«Меня запугивали, что можно умереть от таких болезней, уговаривали, давили. Меня нелегко уговорить на то, что мне не надо. Но тут какие-то техники явно. Я плакала, а уйти не могла, как без сил. Сама не своя была целый день, будто под гипнозом», — описывает свой первый визит в «ГлобалМед» многодетная мать Александра, которая вышла из медцентра с кредитным договором на 123 тысячи рублей. После обращения в полицию ей удалось снять с себя навязанный кредит.
«Моя мама записалась на бесплатную консультацию по венам. Ей сообщили, что все плохо, у нее стеклянные сосуды и лечиться надо немедленно. Вышла оттуда с кредитом на 130 тысяч рублей. На следующий день с утра поехали в этот центр расторгать договор, такого наслушались! В итоге нам предъявили счет на 7 900 рублей. За то, что моя мама в первый день успела пройти процедуру IonDetoxSpa, попить коктейль, и все! Я узнавала в других центрах стоимость данной услуги — 700 рублей максимум», — рассказала екатеринбурженка Татьяна.
К слову, корреспондент РИА «Новый День» тоже испытал на себе психологические приемы администраторов этой клиники.
Расцвет деятельности «ГлобалМед» и других подобных медицинских центров пришелся на 2016 год. Об этом свидетельствует статистика Екатеринбургского муниципального центра защиты потребителей, где было зарегистрировано 305 жалоб от недовольных клиентов. За 2017−2018 годы поступило порядка 350 заявлений, а с начала текущего года — 41 обращение.
«В основном потребители жалуются на медицинские центры, предлагающие услуги, связанные с похудением, омоложением и флебологией. Те салоны, которые раньше продавали чемоданы косметики, быстро переориентировались и стали оказывать медицинские услуги», — рассказала «Новому Дню» директор МБУ «Екатеринбургский муниципальный центр защиты потребителей» Янина Голубева. Она отметила, что самые частые нарушения, с которыми работают юристы центра защиты потребителей, — это навязывание услуг с привлечением кредитных средств и отказ в возврате денег при расторжении договора.
«Здесь, как правило, возникают акты-приемки услуг огромной стоимости. К примеру, клиент приобрел абонемент за 40 тысяч рублей, но через 2−3 дня отказался от услуг. Ему представляли акт с прейскурантом, по которому забор крови на общий анализ стоил 20−30 тысяч. Конечно, ни в одной лаборатории города нет таких цен», — объясняет эксперт.
По словам Янины Голубевой, примерно 80% споров разрешается в досудебном порядке в пользу потребителей, но только если речь идет не о фирмах-однодневках, где есть неисполнимость решения. Что касается случаев, когда человек пытается доказать, что услуга была навязана вне его воли — то здесь перспектива положительного разрешения спора крайне мала. «Подписывать не глядя нельзя! Нужно брать тайм-аут, советоваться с близкими, если есть сомнения», — предупреждают в центре защиты потребителей.
Однако пациенты «ГлобалМеда» жалуются не только на навязанные кредиты, но и на плохое качество лечения. Жительнице Асбеста Евгении врачи клиники назначили несколько видов массажа. Женщина предупредила, что у нее болезнь Бехтерева, и ей нельзя делать резких движений. Массажист просьбы пациентки проигнорировал, а спустя некоторое время после процедуры Евгении стало плохо, она попала в больницу с заболеванием позвоночника. Женщина уверена, что проблемы со здоровьем начались из-за неумелого массажа. Она обратилась с заявлением в областной следственный комитет, где возбудили уголовное дело по ст. 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей». Это расследование и стало отправной точкой.
По данным РИА «Новый День», следователи планировали переквалифицировать уголовное дело по статье 159 УК РФ «Мошенничество». Материалы насчитывали 31 том и заявления около сотни пострадавших, было сделано несколько экспертиз, подтверждающих бесполезность назначаемых в «ГлобалМеде» процедур для лечения варикоза. Однако по решению прокурора, который определил подследственность, материалы в начале апреля были направлены в Главное следственное управление ГУ МВД по Свердловской области. Из этого ведомства дело перекочевало в следственную часть УМВД Екатеринбурга. Процессуальные действия до сих пор не начались. «Эти материалы уже два года ходят по всем инстанциям МВД, а толку никакого!» — возмущается Елена Лаптева.
Между тем, один из офисов «ГлобалМеда» на Белинского, 86, уже закрылся. Второй центр — на Белинского, 61, работает, но не принимает новых клиентов — там активно готовятся к переезду, распродают мебель.
При этом в районный отдел полиции № 7 Екатеринбурга продолжают поступать десятки заявлений от пострадавших. Люди торопятся вернуть деньги, пока медцентр не закрылся окончательно. Несмотря на волокиту в свердловской полиции, Елена Лаптева намерена продолжить борьбу. Тем более что в Москве уже есть прецедент — одна из клиник «ГлобалМед» была закрыта по решению суда, а против юрлица возбуждено уголовное дело о мошенничестве.
Екатеринбург, служба информации РИА «Новый День»
Над проектом работали:
Татьяна Пакулова
Павел Феоктистов
Фото и видео:
Александр Саливанчук
Семен Саливанчук
Антон Отман
В проекте использованы фото и видеоматериалы информационного агентства «Новый День».
Телефон редакции:
+7 (343) 380-23-37
По вопросам сотрудничества
обращаться: snv@ndnews.ru