российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Пятница, 15 ноября 2024, 10:26 мск

Новости, Кратко, Популярное, Европа, Балканы, Конфликт на Украине, Молдова, Приднестровье, Балтия, Абхазия

Архив
Главным виновником мирового экономического кризиса назван Китай

Поиск виновных, спровоцировавших глобальные экономические катастрофы, – увлекательное и полезное занятие множества уважаемых экономистов. Глобальный кризис, разразившийся в 2008 году, – идеальный объект для подобных изысканий.

Хелин Мис, экономист Университета Тилбурга, доказывает в своем новом исследовании, что она нашла истинного виновника кризиса, и это – Китай. Из-за промышленного бума и жесткого контроля за валютной выручкой корпораций, в 2000-х годах Китай накопил огромные валютные резервы, которые инвестировались в американские и европейские ценные бумаги.

Китай в буквальном смысле залил финансовые рынки развитых стран деньгами, что обрушило ставки по кредитам до рекордно низких значений. ФРС слишком поздно заметила перегрев финансового рынка и не успела ужесточить монетарную политику. В итоге, вся система просто лопнула осенью 2008 года, пишет «Финмаркет».

К началу кризиса многих экономистов уже несколько лет беспокоил рост покупательской способности суверенных фондов Китая и Объединенных Арабских Эмиратов.

Еще в 2007 году было ясно, что, если Китай продолжит с той же скорость накапливать резервы, то в течение 10 лет он сможет купить все публично торгующиеся европейские компании.

Однако многие экономисты не видели опасности в избытке глобальных сбережений. Например Бен Бернанке в 2005 году заявлял о том, что именно глубина и сложность финансовой системы США (то есть, по-сути, обилие различных финансовых продуктов, в которые иностранные инвесторы могут вкладывать свои деньги) позволила всем американским домохозяйствам получить возможность купить собственное жилье.

На этом фоне десятки миллиардов долларов из резервов Китая устремились на рынок облигаций США – в итоге ставки снизились до минимальных значений. Это стало катализатором пузыря на рынке недвижимости.

В сентябре 2008 года вся система рухнула. Правительству США пришлось помогать ипотечным агентствам Fannie Mae и Freddie Mac, национализировать страховщика AIG и запускать программу покупки проблемных активов на $700 млрд.

1998 год стал точкой перелома на рынке недвижимости в США: после него цены на недвижимости начали расти быстрее общего уровня цен. За 10 лет, с января 1998 по январь 2008 года, индекс цен на недвижимость OFHEO National Housing Index вырос на 66%. А индекс Case-Schiller для 10 крупных городов вырос на 144%.

В итоге 2009 году 25% всей жилой собственности США оказалась в залоге по плохим кредитам – общая ее стоимость составила $11,4 млн.

Популярны были и обычные потребительные кредиты.

Добавила проблем и стимулирующая политика администрации Джорджа Буша-младшего, а именно введение налоговых льгот. Они фактически превратили суверенные долги в потребительские кредиты.

Давление на страну увеличили и расходы на ведение двух войн.

Теоретически политика Джорджа Буша должна была стимулировать рост экономики – это позволило бы правительству оплатить все расходы. Но это не сработало – рост ВВП в среднем на 2 п.п. отставал от роста стимулирования. Экономика росла ниже своего потенциала, а из-за роста цен на сырье и, соответственно, инфляции рост реального ВВП снизился с 4,1% в первом квартале 2004 года до 1,3% в первом квартале 2007 года.

Кто-то должен был оплачивать налоговые льготы Буша, кредитование населения и расходы на две войны, которые вели США. Этим «кем-то» стал Китай.

При этом двузначный экономический рост Китая сопровождался ростом нормы сбережения. В 2006 году норма сбережения составляла 55% ВВП.

Если в 2000 году на развитые страны приходилось 78% глобальных сбережений, то к 2008 году их доля снизилась, а доля развивающихся стран удвоилась до 44%.

Эти сбережения развивающиеся страны и, прежде всего, Китай тратили на покупку активов с фиксированной доходностью – облигаций. Это было связано с низкой склонностью к риску инвесторов из этой группы стран, а также с различными институциональными ограничениями. Да и сами западные страны возражали против того, чтобы развивающиеся страны покупали акции их компаний и, соответственно, право ими владеть. Например, в 2008 году лишь 7% активов США, которыми владели китайцы, составляли акции.

Из-за этого в мире с 2002 года начал расти общий объем долговых бумаг, находящихся в обращении.

Это и привело к резкому снижению ставок на рынке заемных средств. ФРС постепенно потерял контроль над долгосрочными ставками на рынке, что особенно заметно по динамике казначейских облигаций США. Регулятор частично сам виноват в этой проблеме: долгое время, опасаясь дефляции, он удерживал ставку на уровне 1%.

В итоге, кредиты получить стало необычно легко, а стоили они при этом дешево – их оплачивали Китай и другие развивающиеся страны, наводнившие рынок США дешевыми деньгами.

Это как раз и объясняет, почему вдруг американцы начали брать кредиты и активно покупать в долг.

Причем даже сейчас, несмотря на высокие долги развитых стран, в том числе США, ставка по казначейским облигациям остается рекордно низкой. Конечно, инвесторов смущают туманные перспективы экономики и низкие инфляционные ожидания. Однако, это можно объяснить и поведением иностранных инвесторов, в том числе суверенных фондов, продолжающих скупать американские облигации.

В Китае высокая норма сбережения и у домохозяйств, и у корпораций – все вместе китайцы сберегают до 55% своего ВВП. Однако это не уникальный случай: в Сингапуре и Малайзии средняя норма сбережений составляет 45% ВВП, а в развивающихся странах Латинской Америки – 30%.

Норма сбережения китайских домохозяйств выросла с 17% в 1995 году до 27% в 2008 годах. Это намного выше, чем в странах ОЭСР, но меньше, чем в Индии с 32%.

Китайские компании сберегают из-за слабого корпоративного управления и неразвитого финансового рынка – дивиденды до сих пор почти не выплачиваются. При этом до сих пор сохраняются ограничения на оборот капитала.

Скорее всего, рост сбережений китайцев является производной от быстрого роста доходов как населения и темпов роста ВВП. К тому же это связано с неразвитой пенсионной системой: чем старше становится китаец, тем более активно он копит себе на старость.

Китай отличается от других развивающихся рынков тем, что его экономика намного больше. Именно из-за величины экономики и объема резервов он и смог оказать решающее влияние на финансовую систему США. Так, китайцы, пытаясь обеспечить себе достойную старость, невольно загнали мировую экономику в кризис.

Пекин, Ольга Радько

Пекин. Другие новости 02.09.12

Кириленко выбыла из борьбы на US Open. / В США разбился известный писатель Ричард Бах. / Иран поможет Асаду в случае нападения США. Читать дальше

© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках