российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Понедельник, 25 ноября 2024, 18:09 мск

Новости, Кратко, Популярное

Архив
Украинские оружейники могут остаться без пакистанского контракта

Уже в скором времени Украина могла бы получить очередной заказ от Пакистана на крупную партию бронетехники. Да вот незадача. Неизвестно, что будет с подписанием соглашения после кадровых изменений на ГП «Завод им. Малышева», где и производят украинские танки, пишет сегодня «Рабочая газета» в статье «Кто «заказал» Танкоград?» (статья опубликована в рубрике «Дискуссия»).

Прощай, оружие!

Заключение контракта с Пакистаном на 200 млн. долл., запланированное на начало января 2007 года, может быть отложено из-за того, что ушел один из главных фигурантов переговорного процесса – генеральный директор ГП «Завод им. Малышева» Геннадий Гриценко.

У этого руководителя еще летом закончился срок трудового соглашения с Минпромполитики, управляющим предприятием. Министерство долго не давало ответ на вопрос: намерено ли оно и дальше доверять руководство завода директору, при котором были и взлеты, и падения в танковом производстве?

Геннадий Гриценко возглавил ГП «Завод им. Малышева» осенью 2001 года. Его предшественника, что называется, «съели» киевские чиновники и политики, причастные к экспорту оружия.

Они хотели иметь полный контроль над предприятием, вышедшим из затяжного кризиса благодаря большому пакистанскому заказу в 650 млн. долл. Но руководство танкового завода противилось этому, добивалось самостоятельности на внешних рынках, опираясь на статус спецэкспортера.

Став генеральным директором ГП «Завод им. Малышева», Геннадий Гриценко пытался вести взвешенную политику: боролся за интересы коллектива, но в то же время учитывал и мнение столицы.

При нем на предприятии развивались все производства – танковое, тепловозных дизелей, оборудования для угледобывающей и нефтегазовой промышленности.

Заказчиком на эти виды техники было государство в лице Министерства обороны, «Укрзалiзницi», НАК «Нафтогаз України». И лишь небольшая толика договоров приходилась на зарубежных партнеров, основными из которых были российские железные дороги и пакистанская армия.

Тем не менее, приходится констатировать: правительственная политика в отношении завода им. Малышева как гиганта ВПК была непродуманной. Не давая полноценных оборонных заказов, государство требовало от предприятия сохранения мобилизационных мощностей, необходимых для выпуска техники военного назначения.

А содержание таких мощностей ежегодно вгоняло предприятие в многомиллионные убытки. Понятно, что финансовые показатели медленно, но верно ползли вниз.

На все руки – от голода и скуки

Понимая, что прежних заказов на танки, которых ранее производили до тысячи в год, уже не будет, на заводе им. Малышева взялись за создание крупногабаритной гражданской техники.

Одним из ее видов стали зерно­уборочные комбайны. Их выпуск на предприятии ВПК начали в 1999 году с крупноузловой сборки польских комбайнов «Бизон». Затем освоили машину своей конструкции – комбайн ККЗ-7 «Обрiй».

Проект продвигался очень тяжело. С одной стороны, у большинства украинских аграриев нет средств на обновление машинно-тракторного парка, а с другой – зажиточные хозяева предпочитают импортные комбайны, которые более мощные и экономичные в работе. Кроме того, сельскохозяйственная техника с маркой завода им. Малышева очень дорогая. Она стоит 350 тыс. грн. без НДС.

Харьковчане продавали в год не более полутора-двух десятков зерноуборочных комбайнов. В итоге из-за убыточности их производство пришлось свернуть.

И снова сделали ставку на военную технику. Точнее, на модернизацию самого массового танка украинской армии Т-64 в различные модификации.

Два года назад предприятие имело госзаказ на перестройку 17 танков в боевую машину «Булат».

Воодушевленные этим, харьковчане обратились к правительству с просьбой выделить в 2005 году на производство спецтехники 123 млн. грн. Сумма возможного заказа была уменьшена до 40 млн. грн, а затем в бюджете и вовсе ничего не предусмотрели на эти цели.

В 2006 году Кабмин планировал загрузить завод военным заказом на 71 млн. грн. До осени предприятие получило чуть более половины этой суммы. Но потом финансирование было приостановлено. Из-за этого возникли проблемы как у коллектива завода им. Малышева, так и у более чем 20 смежников.

На всех предприятиях накопились незавершенные работы по программе модернизации танков, растут долги по заработной плате.

Сам Танкоград, как еще называют завод по масштабам с небольшой город, «накопил» зарплатной задолженности почти 5 млн. гривень.

И, как всегда, нужен стрелочник

При таком положении дел на заводе им. Малышева Минпромполитики принимает кадровое решение. Прямо скажем, неоднозначно воспринятое многими не только в Харькове.

Исполняющим обязанности генерального директора назначен 52-летний Александр Тарасенко. На предприятии он почти 20 лет. Послужной список нового руководителя – от ученика мастера до заместителя главного инженера завода. Работал и директором базы отдыха, и заместителем директора по снабжению...

В областной администрации, дабы не выдать своего впечатления, говорят, что им не известны причины увольнения прежнего генерального директора. Министерство промышленной политики с госадминистрацией этот вопрос не согласовывало.

«Мы рекомендовали министерству продлить контракт с Гриценко, так как при подписании соглашения с Пакистаном важна личность, с которой работают иностранные государственные структуры», – сказал журналистам первый заместитель главы Харьковской облгосадминистрации Владимир Бабаев.

Он сообщил также, что будет инициировать встречу с министром, на которой хочет обсудить проблемы, возникшие вокруг руководства завода им. Малышева, а также дальнейшие перспективы предприятия.

А вот глава областного совета Василий Салыгин, главный оппонент «оранжевой» исполнительной власти в регионе, доволен переменой на заводе им. Малышева.

Смену руководства предприятия инициировал именно он. На должность гендиректора выдвинул кандидатуру, рекомендованную ему соратником по Партии регионов, недавно работавшим на заводе им. Малышева главным инженером завода и ушедшим оттуда при прежнем генеральном директоре.

Во время представления коллективу предприятия нового руководителя он не скрывал, что идея сменить топ-менеджера на танковом заводе принадлежит ему.

«Я звонил во все колокола, – утверждал глава областного совета. – Обращался не только в профильные министерства, писал письма вице-премьеру по топливно-энергетическому комплексу, премьер-министру».

Сам же «виновник торжества» Александр Тарасенко был немногословен. Пообещал выплатить долги рабочим уже в ближайшее время. Откуда возьмутся деньги, не уточнил. Сказал, лишь, что в обозримом будущем многопрофильное предприятие будет реструктуризировано, после чего на базе государственной структуры появится несколько новых заводов, предположительно дизельный, инструментальный и агрегатный.

Буквально на следующий день после представления коллективу нового руководителя журналисты стали интересоваться планами предприятия, градообразующего для Харькова.

Когда-то там работало около 60 тыс. человек. Ныне – в 10 раз меньше. Да и те не загружены работой.

Исполняющий обязанности генерального директора не нашел ничего лучшего, как объявить бойкот представителям СМИ. А заявил он буквально следующее: «Ну, немного исказили информацию... И я дал себе обет: пока передо мной не извинятся, я разговаривать с прессой не буду».

«Кто исказил, когда, какой телеканал Вас не так показал?» – зашумели сразу мои коллеги.

«Не знаю, какой канал, сами разбирайтесь!» – сказал, как отрезал, Тарасенко.

Журналисты последовали совету. Разобрались...

Получается, не знал новоиспеченный начальник, что слово не воробей. А работяги стали требовать свои кровные после того, как услышали с экранов телевизоров обещание о погашении задолженности по зарплате спустя пару дней после вступления директора в должность.

Наш ответ не Чемберлену

Но дело-то, в общем, не в этой обиде руководителя. До журналистов дошли слухи, что на ГП «Завод им. Малышева» планируются еще более кардинальные кадровые перестановки. В частности, планируется увольнение главного инженера и заместителя генерального директора по производству. Чем это вызвано? Тарасенко не захотел пояснить...

За годы независимости Украины на заводе им. Малышева сменилось уже пять первых руководителей. Эта кадровая чехарда никак не идет на пользу харьковскому Танкограду, являющемуся не только крупнейшим предприятием украинского ВПК, завод входит в число самых крупных мировых производителей военной техники.

И его бронемашины могут давать стране большие дивиденды на мировой арене.

Рынок военной техники уникальный. Это прежде всего традиции. И позиция Украины на нем уникальная.

Чтобы котироваться у мировых потребителей вооружений, надо делать две вещи.

В первую очередь, Украина должна стать эффективным заказчиком на своих предприятиях ВПК. Образно говоря, надеть этот китель на себя. И всем показать, какой он значимый и по форме, и по рангу.

Потом уже предлагать свой товар на международных тендерах. Лишь такой подход может обеспечить успех страны на мировом рынке вооружений, пишет газета.

От редакции «РГ».

Считаем эту публикацию официальным запросом Министерству промышленной политики.

И хотя трудовой коллектив завода им. Малышева и так уже сократился в десять раз, просим ответить: просчитаны ли последствия дробления единого производственного комплекса и какие перспективы у предприятия, ставшего фактически разменной монетой в игре крупных участников рынка вооружений?

Крупнейшими экспортерами вооружений в мире являются Россия, США, Франция, Германия и Великобритания.

На них в совокупности приходится 81% всех поставок.

Согласно данным ежегодника Стокгольмского международного института исследований проблем мира, в период 2000 – 2004 годов Россия поставила на рынок обычных вооружений на сумму $26,9 млрд, США – $25,9 млрд, Франция – $6,3 млрд, Германия – $4,8 млрд, Великобритания – $4,4 млрд.

По оценке Центра исследований армии, конверсии и разоружения, в Украине экспорт вооружений в 2005 году составил $680 млн.

Наиболее продаваемыми в 2005 году были авиатехника, бронетехника, их комплектующие, системы ПВО и средства радиолокации.

Основные покупатели украинских вооружений – страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки.

На экспорт отрицательно влияет небольшой объем госзаказов для нужд украинской армии, составивший в 2005 году около $50 млн.

Для сравнения: в России сумма заказа собственной армии равна сумме экспорта вооружений, а в Германии в шесть раз превышает сумму экспорта.

Киев. Другие новости 18.12.06

Мэр Харькова подрался с бизнесменами. / МИД Украины начал рисовать увеличение числа сторонников НАТО. / В Харьковской области за взятку арестован чиновник. Читать дальше

© 2006, «Новый Регион – Украина»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках