В Абхазии проходят выборы президента: за кресло борются 3 бывших соратника Репортаж украинского наблюдателя специально для РИА «Новый Регион»
Сегодня в Абхазии проходят выборы президента. С подробностями специально для РИА «Новый Регион» – Андрей Ганжа и Оксана Шкода, представляющие делегацию наблюдателей, приехавшую из Украины (хотя официальный Киев Абхазию не признает).
День выборов в Абхазии начался бурно, но мирно. На избирательных участках выстроились очереди. Причем, не только в Сухуме, но, по сообщениям наблюдателей миссии CIS-EMO, и в районных центрах. Причина тому – не организационные сложности, а реальное желание населения Абхазии принять участие в выборах. Вчера, в канун дня голосования, практически вся государственная абхазская символика была раскуплена (во всяком случае – в Сухуме и Пицунде, где находилась миссия CIS-EMO). Сегодня она украсила одежду и машины граждан.
В Сухуми, рядом с отелем «Рица» существует площадка, которую местные жители ласково называют «брехаловкой». Там старики под игру в нарды и чашечку блестящего кофе «от Акопа» обсуждают политические проблемы (любители Ильфа и Петрова не смогут не вспомнить «пикейные жилеты»: «Бриан – голова! А Ллойд-Джородж – две головы!!»). Существует легенда, что из «брехаловки» даже как-то попросили удалиться первого президента Абзазии Владислава Ардзынбу: он был «слишком молодым президентом для серьезного разговора».
Так вот, на «брехаловке» одному из наблюдателей высокую активность граждан Абхазии объяснили так: «Это первые выборы в суверенной Абхазии. 2009 год не считается. Багапш (президент Абхазии, умерший в мае этого года – прим. автора) был в таком авторитете, что там и другого результата и быть не могло». Объяснение убедительное.
Организация же выборов, пока, сбоя не давала. При получении бюллетеня в паспорт избирателя ставится штамп. На каждом участке – минимум трое наблюдателей (по одному от каждого из кандидатов), много общественных и международных наблюдателей. Пять групп наблюдателями CIS-EMO по состоянию на 13 часов не зафиксировали ни одного инцидента. Даже скучно!
На пост президента страны претендуют трое – вице-президент Александр Анкваб, премьер-министр Сергей Шамба и «главный оппозиционер» Рауль Хаджимба (в 2005-2009 годах – вице-президент Абхазии).
Все трое – «птенцы гнезда Ардзынбы», первого президента суверенной Абхазии, при котором была отбита самая мощная атака с грузинской стороны (в Абхазии эти события называются Отечественной войной 1992-93 годов).
Анкваб во время войны был министром внутренних дел Абхазии. Шамба – заместитель министра обороны Республики Абхазии, военный комиссар. Хаджимба – начальник службы военной разведки и контрразведки Восточного фронта. За боевые заслуги награждён Орденом Леона.
Но, как и должно птенцам, после ухода строителя гнезда, они передрались и стали откровенными политическими конкурентами.
В настоящее время три кандидата, «топчутся на одном электоральном поле», используя одинаковые лозунги, апеллируя к одному и тому же избирателю. Все признают ведущее значение России в регионе, используют антигрузинскую риторику и обещают избирателям примерно единый набор преференций в случае своей победы: освещение, дороги, борьба с коррупцией. Короче – до боли знакомый социальный популизм.
Даже в последний предвыборный день (а по абхазскому законодательству он не является «днем тишины») все трое обратились к мегрелам (грузинам) Галийского района Абхазии: с обещанием предпринять шаги по улучшению условий жизни девяти тысяч проживающих там мегрелов.
При этом они, хотя и заключили недавно пакт о честном проведении выборов, используют значительную часть более чем широкого спектра «грязных политтехнологий». Наиболее яркий эпизод – заявление Тенгиза Китовани, грузинского министра обороны во время Отечественной войны, о том, что Анкваб работал тогда на грузинские спецслужбы. Это был сильный удар по вице-президенту, но, «эффектом бумеранга» он ударил и по Шамбе, поскольку ряд экспертов оценил заявление Китовани как «спецоперацию Шамбы». В выигрыше остался Хаджимба, который, являясь аутсайдером гонки, ставит на второй тур выборов (в нем он, как Тигипко в Украине, может стать «золотой акцией»).
В целом, выборы в Абхазии можно определить не как «борьбу идеологий» или «борьбу программ», а, скорее, как «борьбу харизматических личностей». И ближайшие несколько дней покажут, возможно ли сдержать эту борьбу в цивилизованных рамках избирательного процесса.
Ссылка по теме:
Сергей Багапш «Новому Региону»: Моя жена, грузинка, еще больший сепаратист, чем я (ФОТО) >>>
Сухум – Киев, Андрей Ганжа, Оксана Шкода
© 2011, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».