Принятый сегодня нижней палатой российского парламента правительственный проект федерального бюджета на предстоящую трехлетку не выполняет всех социальных обязательств перед россиянами. При этом, как заявил депутат Госдумы от «Справедливой России – За правду» Валерий Гартунг, финансово-экономический блок кабинета министров сам рвет российскую экономику в клочья, планируя снижение расходов бюджета на ее поддержку.
«Российская экономика переживает не лучшие времена – в проекте бюджета это также отражено. Но, к сожалению, правительство, отражая реальное положение дел не предпринимает адекватных мер по исправлению ситуации. Мы не видим этих мер в проекте бюджета», – подчеркнул Гартунг, комментируя документ накануне пленарного заседания Госдумы.
При этом парламентарий развеял созданный правительством миф, что главная задача этого бюджета – обеспечить выполнение всех социальных обязательств перед гражданами.
«В 91-м году был принят закон, по которому все дома, которые были не отремонтированы на момент приватизации, должны быть отремонтированы за счет федерального бюджета. Этой норме уже 31 год, и она до сих пор не исполняется. Мало того, за это время, понимая, что рушится жилищный фонд, ввели так называемые взносы за капремонт. И теперь все граждане платят за капремонт домов, которые должны были отремонтировать еще за счет государства. Эта норма никак не отражена в бюджете», – констатировал Гартунг.
Депутат также обратил внимание, что уже 20 лет не исполняется норма закона по компенсации вкладов россиян, которые обесценились в результате денежной реформы 91-го года и были признаны внутренним госдолгом.
Вместе парламентарий подчеркнул нарушение Конституции РФ по обеспечению индексации социальных пособий. «В Конституцию недавно была внесена поправка о том, что пенсии и социальные пособия индексируются в РФ ежегодно. Странно, но на десяток миллионов работающих пенсионеров эта норма конституции почему-то не распространяется. И мы уже несколько лет не индексируем пенсии работающим пенсионерам. Хотя лично мне министр финансов [Антон Силуанов] в зале пленарных заседаний минимум 10 раз отвечал на этот вопрос, говорил, что вот-вот наступят лучшие времена – деньги появятся, и мы это будем делать. Но вот уже последние несколько лет у нас был профицитный бюджет, но почему-то это обязательство перед нашими работающими пенсионерами не исполняется», – подчеркнул Гартунг.
Депутат также отметил, что на протяжении последних 20 лет наблюдается снижение расходов на здравоохранение и образование к процентам ВВП. «В 22-23-м годах это повышение в процентном отношении произошло, но не потому, что увеличились расходы на здравоохранение и образование, а потому что ВВП упал. То есть база, от которой берется процент, – она упала. Поэтому, конечно, мы с этим согласиться не можем. Если у нас расходы на образование практически кратно ниже в процентном соотношении к ВВП, чем в Европе, то как мы догоним Европу?» – задался вопросом Гартунг.
«Как мы догоним другие развитые страны, если мы на образование тратим в разы меньше? За счет чего мы будем догонять? За счет того, что мы еще будем добывать нефть, газ, уголь вывозить? Ну, сколько можно? Уже наверно всем надоели разговоры о сырьевом характере российской экономики. Как его менять, не развивая образования? Нет других вариантов», – полагает он.
При этом парламентарий подчеркнул, что сокращение расходов на здравоохранение происходит на фоне повышения пенсионного возраста и уменьшения продолжительности жизни. «Средняя продолжительность жизни мужчин на 1 год меньше, чем возраст выхода на пенсию. То есть, гражданин умирает и еще годик должен поработать, чтобы потом выйти на пенсию. Вдумайтесь! Это все отражено и в бюджете, и в бюджете фонда социального страхования. Поэтому, конечно, мы за это голосовать не можем», – отметил депутат.
По его мнению, при формировании проекта бюджета не были определены приоритеты. «Мы вообще каких темпов роста экономики хотим добиться? Нас устраивает падение ВВП, которое мы сейчас наблюдаем, и которое заложено уже в проекте бюджета на следующий год или нам нужны темпы роста выше среднемировых? Именно те темпы роста, достижение которых поставил президент перед правительством, когда поставил задачу – обеспечение темпов роста выше среднемировых! Правительство сейчас разводит руками, говорит – ну вы знаете, санкции, ну проблемы у нас… Вспоминается выражение [экс-президента США] Барака Обамы, который сказал – я в клочья разорвал российскую экономику. Я на это много раз тогда реагировал и сейчас скажу – Бараку Обаме далеко до нашего правительства, до нашего финансово-экономического блока. Нам не нужно, чтобы кто-то рвал нашу экономику в клочья, потому что мы сами это делаем лучше всех, снижая расходы на поддержку российской экономики», – заявил Гартунг.
«У нас есть у нас инструменты, которые позволяют развивать российскую экономику. У нас есть такой инструмент как фонд развития промышленности. Показал серьезнейшую, высокую эффективность. Все те проекты, которые профинансированы из этого фонда, создают условия для вытеснения импорта с российской территории – захват российского рынка российскими предприятиями. Но объемы финансирования всего лишь 100 млрд в год, а надо ну хотя бы 1,5 трлн, хотя бы в пределах 1% ВВП», – полагает он.
«Если бы все это было отражено, то, конечно, мы бы за это (бюджет 2023-2025 гг) проголосовали. Ну а так, голосуем против, но при этом предлагаем альтернативный вариант. Наши двери всегда открыты для диалога, мы готовы с правительством обсуждать альтернативные предложения, если они нас услышат, думаю, мы можем и поменять свою позицию», – заключил Гартунг.
Сегодня Госдума приняла в третьем, окончательном чтении проект федерального бюджета на 2023-2025 годы. Документ был разработан на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития с постепенным снижением цен на нефть с $80 за баррель в 2022 году до $65 в 2025 году, умеренное ослабление курса рубля с 68,1 до 72,2 за доллар и возвращение к инфляции с 12,4% в этом году к 4% по итогам 2024 года.
Документ предусматривает доходы бюджета России на 2023 год в 26,13 трлн рублей (17,4% ВВП), расходы – 29,056 трлн (19,4% ВВП). При этом в 2024 году доходы бюджета должны увеличиться до 27,24 трлн рублей, в 2025 году – до 27,98 трлн, а расходы – до 29,43 трлн и 29,24 трлн рублей соответственно. В течение всего трехлетнего периода бюджет будет дефицитным: в 2023 году дефицит составит 2% ВВП, в 2024 году – 1,4% ВВП, в 2025 году – 0,7% ВВП. Основным источником покрытия дефицита станут госзаимствования.
Москва, Мария Соколова
Подписаться на ТГ-канал «Новый День – Передовица»
© 2022, РИА «Новый День»